Папки-передвижки

Музыкально-дидактические игры в музыкальном воспитании

Анна Чалова
Музыкально-дидактические игры в музыкальном воспитании

Музыкально-дидактические игры – универсальный метод в музыкальном воспитании.

Музыкально–дидактические игры позволяют в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дают понятия основ музыкальной грамоты.

Публикация «Музыкально-дидактические игры в музыкальном воспитании» размещена в разделах

Музыкально – дидактические игры интересны детям, всегда вызывают желание участвовать в них. Дети решают умственные задачи, предложенными им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. С помощью таких игр дети получают знания и умения по разным видам музыкальной деятельности : слушанию музыки, пению, музыкально0ритмическим движениям, игра на детских музыкальных инструментах. Музыкально-дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческие способности, а также являются хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей, дают детям радость совместного творчества в игре.

Я вижу в дидактических играх еще одно ценное качество: они дают ребенку возможность показать свои знания на практике, проявить инициативу и самостоятельность.

В работе с детьми использую музыкально-дидактические игры, рекомендованные в педагогической литературе, а также придумываю новые, в которых стараюсь заинтересовать детей и в максимально доступной форме дать им определенные знания о музыке. В них я использую разные сюжеты и музыкальные образы, красочные картинки, схемы, плоскостные фигурки игровых персонажей, яркие ленточки, разные музыкальные и шумовые инструменты, также применяю кукольный театр и театрализованные действия.

Ритмический слух детей развивается в играх: «Музыкальные молоточки», «петушок-золотой гребешок», «Перестук дятлов», «Прогулка в парк», «Найди нужную карточку», «Часовая мастерская», «Серебряный дождик».

Развивать звуковысотный слух детей мне помогают игры : «Фея звездной ночи», «Три медведя», «Музыкальная лесенка».

Улучшают слух и музыкальную память такие игры, как «Музыкальное эхо», «Нарисуй мелодию», Музыкальное зеркальце», «Волшебные ленточки».

Тембровый слух развивается в играх «Угадай, на чем играю», «Рас-скажи сказку», «Что подарила кукла», «Музыкальные художники» (инструментами озвучиваем стихотворения).

Динамический слух развивается в играх «Далеко-близко», «Песня ветерка».

Восприятию музыки помогают игры : «Времена года», «Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной…», «Что делают дети», «Угадай песни по мелодии».

(развитие чувства ритма у детей 4-5 лет)

Материал: рисунки, изображающие деда, внучку, Жучку. Карточки со схематическим изображением шагов деда, внучки, Жучки. Музыкальные молоточки (можно пластиковые «орешки» из киндер-сюрпризов или пластмассовые крышечки).

* * *

Музыкальный руководитель : Пошли как-то дед с внучкой погулять в осенний парк. С ними рядом бежала их собачка Жучка. Шаги у дедушки были большие, неторопливые. Он шел и приговаривал: «Мы гуляем». (Прохлопывает и пропевает на одном звуке половинными нотами на каждый слог.) У внучки шаги были маленькие, она приговаривала: «Мы гуляем, мы гуляем» (четвертные ноты). Жучка бежала рядом: «Побежали, побежали, побежали, побежали» (восьмые ноты).

А теперь давайте все вместе пропоем и прохлопаем, как шел дедушка, шла внучка, как бежала Жучка. (Использует показ по схемам.)

• • • •

• • • •

• • • •

• • • •

Когда они гуляли по другой аллее, их не было видно, слышались только шаги. Постарайтесь определить, кто сейчас идет. (Прохлопывает или играет на каком-либо инструменте, дети стараются определить, чьи это шаги.)

Другое задание: прохлопайте, а затем сыграйте на инструменте (металлофоне, треугольнике, ложках и т. д., как шли дедушка, внучка, Жучка. Правильно сыграть вам помогут эти схемы.

Дети прохлопывают, а затем играют, глядя на схемы.

(Закрепление терминов, обозначающих динамику музыки)

Материал: два схематичных рисунка усиливающегося и ослабляющего вет-ра, две схемы, маракасы по одному на каждого ребенка.

* * *

Музыкальный руководитель : Временами налетал ветерок, он то усиливался (играет на маракасе громко, то ослабевал (играет на маракасе тихо). Песню ветерка можно нарисовать вот так (показывает рис. 1) или вот так (показывает рис. 2).

Давайте постараемся изобразить маракасами вот такой ветер (рис. 1)

(Дети играют.)

И вот такой (рис. 2). А теперь давайте озвучим первый и затем сразу второй рисунки.

(Дети играют.)

Расскажите, как дул ветерок сначала, потом и как закончился?

В ответах детей закрепляю термины: «тихо», «громко», «тише», «громче», «усиливая звук», «затихая».

Ребята, при записи музыки используют специальные знаки, чтобы показать, где надо играть громче, а где – тише. Вот эти знаки (показывает рис. 3 и 4). Я ду-маю, вы поймете, что они обозначают.

Дети при обсуждении этих рисунков приходят к выводу, какой знак обозначает усиление звука, а какой – затихание.

Рис. 1 Рис. 2

Рис. 3 Рис. 4

(Закрепление знаний о движении мелодии вниз, развитие чувства ритма для детей 4-5 лет)

Материал: рисунок с изображением двух тучек, из которых падают капельки дождя; указка; накидка для Феи из серебряного дождя.

* * *

Входит девочка Фея в накидке из серебряного дождя.

Музыкальный руководитель : Ребята, к нам в гости сегодня пришла Фея до-ждя. Она принесла для вас свою загадку. Перед вами две тучки, из которых идет дождь. Если дотронуться волшебной палочкой Феи до капельки дождя, они начинают звучать, послушайте.

Музыкальный руководитель поет на слог «кап», а Фея показывает движение мелодии на рисунке.

Фея: Ребята, из какой тучки лился быстрый дождик?

Дети отвечают.

А как падали капельки дождя из другой тучки?

Дети отвечают. Далее они выходят к магнитной доске, «волшебной» указкой показывают, как падают капельки дождя из тучки и пропевают нисходящую мелодию на слог «кап».

Музыкальный руководитель : Ребята, а теперь представим, что тучки унесло ветром далеко, и мы лишь слышим дождик, но не видим его. Из какой тучки идет дождик?

Музыкальный руководитель поет одну мелодию, дети отвечают, затем дру-гую, дети объясняют свой ответ.

Скажите, все капельки звучат одинаково или у каждого свой звук? У какой ка-пельки самый тоненький, высокий голосок? У какой – самый низкий? Из звуков этих дождинок складывается мелодия. С какого звука она начинается – высокого или низкого? Каким звуком заканчивается? Значит куда движется мелодия?

Дети отвечают на вопросы, после чего закрепляется выражение «мелодия движется вниз».

(закрепление чувства ритма)

Материал: объемный домик с окошком, игрушка петушок, мисочка с горош-ком.

* * *

Музыкальный руководитель : Жил-был Петушок – золотой гребешок, который очень любил клевать горох. Но он был так напуган лисой, что боялся выглянуть из окошка, а выглядывал лишь тогда, когда про него пели песенку и при этом правильно прохлопывали ее ритм, вот так. (Поет песенку и прохлопывает ритм.)

А вы хотите покормить Петушка? Тогда давайте выучим эту песенку и прохлопаем ее ритм.

Дети учат песенку, прохлопывают ритм.

Вот домик, в нем Петушок. Он ждет, когда же его покормят. Кто первый пойдет кормить Петушка?

Ребенок подходит к домику, поет одну музыкальную фразу, прохлопывает ее ритм. Если все правильно – Петушок выглядывает из окошка, а ребенок набирает в горсть горошин и кормит его. Петушок клюет. Другие дети могут петь следующие фразы песни.

Эту игру можно использовать для развития чистоты интонирования, навыков игры на музыкальном инструменте и т. д. В зависимости от возраста детей задания можно усложнять.

(развитие слуха, чистоты интонирования, песенного творчества)

Материал: рисунок-схема, указка, накидка для Феи.

* * *

Музыкальный руководитель : Ребята, к нам в гости сегодня пришла Фея звездной ночи, вот она. (Надевает ребенку накидку.) Ее волшебная палочка может заставить звучать звезды, посмотрите и послушайте.

Поет – по 1, 3, 5-й ступеням лада, ребенок показывает по схеме.

Давайте споем вместе со звездами.

Дети поют вместе, затем по одному, добиваясь чистоты звучания.

Можно спеть и по-другому.

Исполняются другие варианты по схеме.

А как еще можно спеть?

Дети сочиняют свои мелодии, используя схему.

(развитие слуха, музыкальной памяти, чистоты интонирования)

Материал: «зеркала» с ручкой, вырезанные из цветного картона.

* * *

Музыкальный руководитель : Представьте, что мы с вами попали в сказку, где нам подарили волшебные музыкальные зеркала. (Показывает.) их волшебство в том, что человек, глядя в это зеркало, может правильно повторить любую мелодию. Хотите попробовать? Тогда каждый возьмите зеркало и приготовьтесь слушать мелодию очень внимательно.

Поет мелодии на разные слоги, играет на фортепиано, металлофоне, дети повторяют – все вместе и по одному, чтобы добиться правильного запоминания мелодии и чистого ее интонирования.

Можно использовать игру для развития песенного творчества детей: один ребенок сочиняет мелодию, а другие ее повторяют.

Публикации по теме:

Дидактические игры экологического содержания их роль в экологическом воспитании дошкольников Игра -основное и любимое и любимое занятие детей,можно даже сказать - работа. Детская игра удовлетворяет детскую любознательность, вовлекает.

Мастер-класс на тему «Музыкально-дидактические игры» Основное назначение музыкально-дидактических игр – формирование у детей музыкальных способностей, в доступной игровой форме. Также способствовать.

Методическая разработка «Музыкально-дидактические игры» Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где под руководством педагога ребенок старается.

Музыкально-дидактические игры Ходят капельки по кругу (Экологические игры-превращения) Задачи: 1. Развивать у детей воображение, фантазию; 2. Способность идентифицировать.

Картотека «Музыкально-дидактические игры» Прогулка Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих; фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной.

Музыкально-дидактические игры в детском саду Музыкально-дидактические игры в детском саду «Колотушка» Развитие моторики, координации, внимания. Игра проводится парами, дети стоят лицом.

Музыкально-дидактические игры в музыкальном воспитании дошкольниковМузыкально-дидактические игры в музыкальном воспитании дошкольников Использование наглядных пособий в музыкальном воспитании детей позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке,.

Музыкально-дидактические игры в пении Музыкально-дидактические игры в пении. «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание Музыкально –.

Наши добрые помощники — музыкально-дидактические игры Музыкально-дидактические игры - кажется уже избитая тема, но в работе постоянно находятся новые варианты, новые оттенки, а с современными.

Музыкально-дидактические игры в развитии дошкольников Вовлекая детей дошкольного возраста в музыкальную деятельность огромное значение занимают музыкально-дидактические игры. Их разнообразие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-дидактические игры в музыкальном воспитании
Опубликовано: 18 октября 2018 в 15:02
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД