МААМ-картинки

Музыкально-образовательный проект «В мире звуков. Элементы исследовательской деятельности на музыкальном занятии» (6 фото)

Елена Шиповская
Музыкально-образовательный проект «В мире звуков. Элементы исследовательской деятельности на музыкальном занятии»

Музыкально-образовательный проект

«В мире звуков. Элементы исследовательской деятельности на музыкальном занятии».

МБДОУ ДС № 12

Музыкальный руководитель

Шиповская Елена Германовна.

Вид проекта : творческий, групповой, комплексный.

Участники: дети старшей и подготовительной группы.

Возраст детей: 5-7 лет.

Публикация «Музыкально-образовательный проект „В мире звуков, Элементы исследовательской деятельности на музыкальном занятии“» размещена в разделах

Продукт совместной деятельности : творческие мастерские, музыкальные праздники, вокальное пение, оформление выставок, приглашений, игры, пластические этюды.

Продукт детской деятельности :

1. Создание альбомов детских работ.

2. Выставка детских рисунков.

3. Выставка детских музыкальных инструментов, изготовленных своими руками.

5. Конкурс детских песен под аккомпанемент самодельных ударных инструментов.

Постановка проблемы

В формах музыкальной деятельности детей заключен огромный комплекс возможностей развивать эмоциональный и эстетический мир ребенка, его коммуникативные навыки, творческую активность, воображение и фантазию. Познавательная деятельность на музыкальном занятии всегда сопряжена с творческой практикой. Потому что любая тема сопровождается пластическим, певческим, образным воплощением. Дети проявляют себя в разной мере в свободной форме подвижных видов музыкальной деятельности.

Мир вокруг нас полон звуков. Звуки - это богатая палитра красок, а так же это материал для изучения, анализа и экспериментирования. И важно научить детей слышать звуки, различать их, превращать звучание в творчество. Можно научить ребенка играть со звуками. Причем как с музыкальными, так и с шумовыми.

Так как звуки окружают ребенка повсеместно, то и творческое воплощение должно быть доступным во многих видах деятельности – дома, на прогулке, во время игры и пр. А в русле года семьи особо актуальной становится тема семейного, домашнего музицирования. В рамках данного проекта детям откроются широкие возможности создавать музыкальные (ударные) инструменты из множества различных предметов. Как это делали наши предки, как это принято в народном творчестве. Как ребенок делает игрушку из любого предмета, так он может сделать простейший музыкальный инструмент.

Звук – это образ. Это тембральная окраска. Важно научить детей слышать и играть этими категориями.

Музыкальные занятия – это самая творческая форма взаимодействия детей. Она синтезирует в себе разные виды деятельности – танец, пение, игру, импровизацию, пластические этюды, образно-театрализованные постановки и вариации. Она не только развивает гуманитарную сферу личности, разрабатывает двигательные навыки, координацию движений, но в наибольшей степени развивает эмоциональную сферу детей на позитивном уровне.

Музыкально-образовательный проект «В мире звуков. Элементы исследовательской деятельности на музыкальном занятии»

Краткое описание проекта

В рамках данного проекта дети знакомятся с разновидностью и свойствами звуков, способами звукоизвлечения, развиваются слуховые навыки распознания звуков. Игровые моменты прививают детям любовь к простейшему музицированию и вовлекают их в импровизационную сферу ритмических этюдов.

. Данный проект является необходимым, т. к. дети на музыкальных занятиях увлеченно играют на ударных и шумовых инструментах, пластически отображают характер звучания, творчески реагируют на импровизации - это доставляет им большую радость.

В результате реализации проекта у детей будут сформированы навыки распознания звуков, будут развиваться импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность через ритмическое обыгрывание песен и танцев. И уже как вершина творческого достижения – это их участие в оркестре ударных инструментов.

Педагоги получат интересную технологию работы с детьми, основанную на проведении экспериментов со звукоизвлечением, требующих от детей фантазии и воображения. Они сделают вхождение в мир музыки для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении музыкальных ударно-шумовых инструментов и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

Проект будет реализовываться через систему фронтальных и групповых занятий с детьми, через презентацию для родителей, через участие детей в творческих мастерских и выставках.

Фото «В мире звуков. Элементы исследовательской деятельности на музыкальном занятии»

Цель проекта :

Приобщать детей к миру звуков и музыки, как к занимательной и образной системе. Воспитывать у детей способность и умение эстетически воспринимать песенные и танцевальные произведения, развить умение и навыки исполнительской деятельности.

Процесс эмоционального отклика на музыку и ритм должен начинаться как можно раньше. Ребенок должен впитывать звуковую культуру через колыбельные песни, потешки, игры – забавы с простейшими инструментами (погремущками,. Только в этом случае музыкальное творчество оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес, станет естественным спутником.

Задачи:

1. Формировать у детей устойчивый интерес к музыкальному и пластическому творчеству, желание знакомиться с разнообразными его формами.

2. Развивать умение ритмизировать любые действия и процессы, играть в музыкально-ритмические импровизации.

3. Создавать необходимую предметно–развивающую среду.

4. Развивать творческие способности дошкольника.

5. Поддерживать эмоциональный позитивный, раскрепощающий способности ребенка.

Предполагаемый результат:

В результате реализации проекта :

1. Дети познакомятся: с классификацией звуков, с произведениями музыкальной классики и фольклора. Будут эксперементировать со звукоизвлечением как вокальным, так и инструментальным.

2. У детей будут сформировано умение свободно и непринужденно общаться, умение разыгрывать ритмические этюды под предложенную музыку, быть выразительными в своей роли и в игровом взаимодействии, умение сочинять этюды по музыкальным произведениям, нафантазированным сюжетам.

3. Разовьется чувство ритма, музыкальных слух, готовность к творчеству, коммуникабельность.

Оценка результатов:

Оценка эффективности по итогам работы будет проводиться по трем направлениям: дети, педагоги и родители.

Определение продвижения детей будет отслеживаться через проведение диагностики на начало и конец учебного года, через наблюдение и анализ работы по музыкальной деятельности, через концертную деятельность.

План реализации проекта

Реализация данного проекта рассчитана на 3 месяца и будет проходить в 3 этапа:

1 этап – подготовительный (1 месяц – январь). На этапе создается информационная база необходимая для реализации проекта, осуществляется рекламно-информационная кампания.

2 этап – основной (1 месяц – февраль, март). Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

3 этап – заключительный (1 месяц – апрель). Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.

Взаимодействие педагогов и родителей

1. Музыкальный руководитель - Шиповская Елена Германовна.

2. Воспитатель подготовительной группы – Надежда Андреевна;

3. Родители детей подготовительной группы.

Взаимодействие с семьей

1. Беседа с родителями на тему «Музыка – как средство творческого и эмоционального воспитания ребенка».

2. Создание родителями фотоальбома - «Наш домашний оркестр».

3. Совместное творчество родителей и детей, мастерская домашних инструментов: «Мои первые ударные инструменты».

4. Подготовка родителями материала для творческой мастерской.

5. Консультация для родителей «Музыкатерапия».

6. Организация концерта в детском саду семейного творчества - «Наш домашний оркестр».

Консультация для педагогов

1. Показ открытого занятия по ознакомлению детей с народными ремеслами «Балалаечка – душа народа»

2. Консультация «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные голосовые упражнения – основа для закрепления произношения звуков у дошкольника».

3. Открытый показ занятия для педагогов города «Россия – Родина моя»

Оборудование и оснащение педагогического процесса

1. Организовать в педагогическом коллективе тематическую выставку музыкальных инструментов для детского творчества – ударные инструменты.

2. Подобрать иллюстрированный материал по детскому оркестру.

4. Игровая деятельность : звуковые игры.

5. Создать в группах фонотеку музыкальных произведений для прослушивания в свободной деятельности детей.

Цикл занятий :

1. Фронтальное музыкальное занятие – «В мире звуков». Знакомство с разновидностью и свойствами звуков. Обыгрывание полученной информации.

2. Фронтальное игровое занятие - «Какой ты слышишь звук». В формате музыкального развлечения. Использование интерактивной доски с развивающими играми.

3. Фронтальное занятие – «Как пою я и дудочка моя» - пение и духовой инструмент. Игры со звуком – передай звук по цепочке, где кончается звук.

4. Групповое занятие – творческая мастерская 1 – «Как приготовить маракас в домашних условиях». Эксперимент со звучанием крупы разного калибра в пластиковой бутылке. Музыкальный момент – аккомпанемент известной пьесы/песни.

5. Групповое занятие – творческая мастерская 2 - «Мой музыкальный инструмент всегда со мной». Эксперименты со звукоизвлечением с помощью простейших предметов – расческа, карандаши, металлические ложки. Музыкальный момент – аккомпанемент известной пьесы/песни.

6. Групповое занятие – Эксперимент – «Как звучит вода». Звукоизвлечение из стеклянных сосудов, наполненных водой, а так же пластиковая бутылка с водой, как шумовой инструмент. Музыкальный момент – аккомпанемент известной пьесы/песни.

7. Групповое занятие – музыкальный оркестр. Музыкальное творчество. Подготовка к концерту.

8. Совместное с детьми оформление выставки - «Мои первые ударные инструменты».

1 Музыкальное занятие.

«В мире звуков».

Подготовительная группа.

Цели: музыкально – эстетическое развитие, эмоциональное развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Программные задачи:

• Развивать познавательный интерес детей к звукам и музыке.

• Создать позитивный эмоциональный настрой. Атмосферу заинтересованности и творчества.

• Рассказать детям о разновидности и свойствах звуков, пополнить их словарный запас.

• Учить детей высказываться о свойстве звука, характере, содержании музыки.

• Исполнить песни с различной динамикой звука в соответствии с характером музыки.

• Совершенствовать навыки игры на ударных музыкальных инструментах.

• Двигаться, в соответствии с характером музыки.

Содержание занятия :

1. Упражнения: Марш. Чичиков. Этюд К. Черни. «Клоуны» Д. Кабалевский.

2. Ритмическая разминка - звукоизвлечение (без музыки).

3. Слушание музыки : Вальс, Гречанинов.

4. Пение: упражнения – попевки. Песня «Осень золотая» Вихарева,

5. Музыкально – ритмическая деятельность : звуковые ритмические этюды с деревянными ложками.

6 Игровая деятельность : Ю. Рожавская. Игра со звоночками.

Музыкально-образовательный проект - фото

Ход занятия.

1-2. Дети под музыку марша входят в зал. Выстраиваются в круг.

М. р. : ребята, сегодня наше занятие посвящено звукам. Мы с вами вместе будем извлекать разные звуки, прислушиваться к ним, и разбирать особенности звучания. Вы всегда слышите что-либо? (Ответ детей – что слышат и когда - шумы, музыку и пр). Обратите внимание, что ваши движения так же издают звуки (хлопки, ходьба, бег, прыжки).

Давайте похлопаем громко – дети громко и радостно хлопают в ладоши.

А как нам легче добиться тихого звука – хлопать ладонями или пальчиками (палец о палец? (Ответ детей - пальцами). Теперь хлопаем тихо – дети хлопают пальцами. Прислушиваются. М. р. предлагает хлопать громко и тихо по команде – дети выполняют попеременно хлопки ладонями и пальцами.

Ребята, обратите внимание, что хлопаете вы в разнобой, беспорядочно. Давайте сейчас выполним упражнение, в котором вы будете прислушиваться друг к другу и будете хлопать вместе, ритмично, как один. (м. р. задает ритм на 4 счета (на раз, два, три, четыре) чередуя 3 блока - хлопки в ладоши, хлопки по коленям, топот). Дети прислушиваются друг к другу, подхватывают заданный ритм и действуют (звучат) одновременно. (Это упражнение без музыки на коммуникацию в движении и чувство ритма. Оно хорошо готовит детей к танцам и другим совместным музыкальным действиям) *.

А теперь, ребята, давайте попробуем извлечь звуки из шага, топота и бега – будем шагать, бежать на носочках и послушаем что у нас получится.

Без музыки дети шагают в ритме марша– слышен топот, но не сильный. Затем дробный топот (топотушки)звук громкий – дать возможность потопать с удовольствием, достигая громкого звука. Легко бегут на носочках – звук тихий. М. Р. предлагает достичь совершенно беззвучного, тихого бега. Дети прислушиваются и так координируют свои движения чтобы добиться результата. М. Р. предлагает выполнить поскоки легким звуком – дети выполняют легкие движения поскоков.

Фото №1 Музыкально образовательный проект В мире звуков

А теперь давайте все это сделаем под музыку, ведь музыка прекрасно передает темп движения и характер звука. Итак, угадайте музыку для марша. Бега и поскоков. :

• Играет отрывок марша – дети отвечают – марш, шагать.

• Отрывок быстрого этюда - ответ детей – легкий бег.

• Отрывок Клоунов Кабалевского – ответ поскоки.

Молодцы, отгадали. Теперь выполняем эти движения. Дети сами должны поменять движения при смене музыки.

3. Слушание музыки. Дети садятся на стульчики перед фортепиано.

Ребята, то, что музыка состоит из музыкальных звуков мы с вами уже обсуждали. Чем отличается музыка от всех других звуков? (Ответ детей с помощью М. Р. – музыка имеет настроение, она передает чувства, характер). А какой бывает характер? (Ответ детей - грустный, веселый, и пр).

Давайте сейчас послушаем новую пьесу и вы расскажете о том, что услышали.

М. Р исполняет Вальс.

Далее обсуждение с детьми – жанр - Вальс, темп, характер и т. д. М. Р. наводит детей на вывод о 3х частности. В середине звук становится громким, ярким. А потом снова повторение музыки, как в начале. М. р. предлагает детям прохлопать на сильную долю середину вальса. Звучит вальс, дети слушают 1 и 3 часть молча, 2ю часть хлопают на счет «раз».

4. Пение.

Ребята, а как звучит голос? (ответ детей). Когда мы поем, мы можем регулировать наш голос, его громкость, темп. Давайте сейчас споем протяжным мягким звуком попевку «Я пою, ля-ля –ля». При этом звук должен быть средним по громкости. (Дети поют, прислушиваются к себе и друг к другу). Теперь споем громко «Я пою да-да –да!». (Уберечь детей от крика, учить петь громко, не переходя на крик). А теперь споем тихо «Я пою ма-ма-ма» - дети поют тихо, придерживая звук и прислушиваясь. *

М. Р. – ребята. А как вам было петь труднее всего? Громким, средним, или тихим звуком? (Ответы детей).

Теперь давайте споем песню «Осень золотая». М. Р. дает задание на исполнение тихим и громким звуком в нужных местах песни ( припев: 1 фраза громкая, 2я фраза тихая). Обращать внимание детей на то, как красочно и душевно звучит песня, если петь ее не однообразным звуком, а разным по звучанию.

5. Дети выходят на середину зала.

М. Р. раздает всем деревянные ложки и предлагает сеть на ковер. Дети рассаживаются кругом или врассыпную, но так. Чтобы видеть М. Р. (дети уже знакомы с ложками и способом игры на них).

Фото №2 Исследовательская деятельность исследовательской деятельности на музыкальном занятии

М. Р. : ребята, вокруг нас есть множество разных материалов, которые интересно звучат. Наши ложки - это что за материал, из чего сделаны? (Ответ детей – дерево). Правильно. Как дерево звучит? Дети постукивают ложками и дают определения звукам.

М. Р. сейчас я предлагаю вам выполнить такое упражнение Дети выполняют упражнение по показу М. Р. :

1. Стучать ложкой о ложку: Ложка, ложка, тук, тук, тук, звонкий, звонкий это звук. Ложкой, ложкой постучу. Над головкой покручу (на последней фразе поднять руки с ложками над головой и покрутить ими).

Фото №3 МБДОУ ДС Музыкальный руководитель Шиповская Елена Германовна

2. Стучать ложками по ковру с двух сторон от себя (барабанить по полу) : ложка, ложка, тук-тук-тук! Громкий, громкий это звук. Ложкой, ложкой постучу, над головкой покручу. (Руки над готовой).

3. Стучать тихо ложками по коленкам: ложка, ложка, тук-тук-тук! Тихий, тихий этот звук. Ложкой постучу, над головкой покручу. (Руки над готовой). *

Вывод совместный с детьми – деревянные ложки могут стучать звонко, громко, тихо, глухо, если ими стучать по разным поверхностям.

(Собрать деревянные ложки. Предложить детям построиться в круг для проведения музыкально-ритмической игры.)

6. Игра со звоночками. (Погремушками).

Детям раздаются погремушки – по 1 шт. М. Р. предлагает детям погреметь ими громко и весело.

Затем поиграть в игру «Гремим – молчим». По команде Молчим, дети останавливаются, прикрывают второй рукой погремушку. Прислушиваются к тишине. (Попеременные команды на реакцию).

Затем объясняется условия игры, с детьми разбираются музыкальные отрывки для выполнения тех или иных действий. М. Р. обращает внимание на то, что легкий бег выполняется бесшумно, погремушка не звенит. А в средней части - погремушка должна греметь громко, рука поднята над головой.

Дети играют под музыкальное сопровождение. Добиваться от детей точной смены движения и динамики звука.

В завершении:

М. Р. : Ребята, сегодня на занятии мы с вами много экспериментировали со звуком. Добывали звук из движений, голоса, ложек. Какой звук вам понравился больше всего? (ответ детей).

Домашнее задание: научите дома членов своей семьи играть на деревянных предметах (ложки, карандаши, палочки и пр). И выберите семейную песню для этих упражнений.

Примечание:

На последующих занятиях можно развивать и добавлять разнообразие упражнений по теме:

Аккомпанемент на ложках под музыку – громкую (стук ложкой о ложку) и тихую (стук ложкой по коленкам).

Погремушки - разные приемы игры и разная динамика – греметь (громко, стучать о ладошку (тихо).

** Упражнения авторские, с использованием импровизации.

Публикации по теме:

Консультация «Мотивация на музыкальном занятии»Консультация «Мотивация на музыкальном занятии» Все мы знаем, что ФГОС предполагает, каждое занятие начинать с "проблемы", то есть с побуждения детей к деятельности. С одной стороны, каждый.

Значение музыкально-игровой деятельности в общем и музыкальном развитии ребенка 1. Каково значение музыкально-игровой деятельности в общем и музыкальном развитии дошкольников Основное назначение музыкально-дидактических.

Фотоотчёт о классическом музыкальном занятии в первой младшей группеФотоотчёт о классическом музыкальном занятии в первой младшей группе Приветствие "В дверь раздалось "Тук- тук- тук, ко мне пришёл, конечно, друг" Логоримическое упражнение "Зашагали ножки, топ- топ- топ".

Фотоотчёт-наглядное пособие на музыкальном занятии и самостоятельной и совместной деятельности «Поющие носки»Фотоотчёт-наглядное пособие на музыкальном занятии и самостоятельной и совместной деятельности «Поющие носки» Как сделать каждое музыкальное занятие интересным и увлекательным? Предлагаю использовать наглядное пособие, которое я назвала- «ПОЮЩИЕ.

Игровая ситуация на музыкальном занятии для детей 3–4 лет c элементами логоритмики и игры на ДМИ Игровая ситуация на музыкальном занятии для детей 3-4 лет c элементами логоритмики и игры на ДМИ Цель: Ввести детей в игровую ситуацию;.

Использование здоровьесберегающих технологий и элементов самомассажа на музыкальном или логоритмическом занятии для детей 4–5 Авторская методическая разработка Автор: Михальская Светлана Николаевна,1 квалификационная категория. Музыкальный руководитель МАДОУ «Детский.

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Как мы танцуем на музыкальном занятии» Цель: Формирование умения изображать фигуру человека в движении. Задачи: Образовательные: Учить детей передавать в рисунке различия в одежде.

Отчет «Здоровьесберегающие технологии на музыкальном занятии в ДОУ на неделе здоровья» ФГОС ДО одной из задач дошкольного образования определяет создание благоприятных условий для развития детей с использованием здоровьесберегающих.

Консультация «Роль воспитателя на музыкальном занятии» Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках Консультация для воспитателей Среди многих проблем последнего времени, касающихся.

Консультация «Роль воспитателя на музыкальном занятии» Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках Консультация для воспитателей Среди многих проблем последнего времени, касающихся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-образовательный проект «В мире звуков. Элементы исследовательской деятельности на музыкальном занятии»
Опубликовано: 17 сентября 2019 в 21:04
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД