Лучший педагог года

Музыкально-театрализованная деятельность как средство и условие развития вокальной импровизации дошкольников

Кольцовская Ирина, к.п.н.
Музыкально-театрализованная деятельность как средство и условие развития вокальной импровизации дошкольников

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Большой вклад в разработку теории игры внесли исследования известных психологов (Л. С. Выготский, П. П. Блонский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) и педагогов (Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий). Различные аспекты игровой деятельности отражены в трудах А. В. Антюхиной, Ш. А. Амонашвили, М. Г. Яновской; К. В. Тарасовой, Т. В. Надолинской и др.

Публикация «Музыкально-театрализованная деятельность как средство и условие развития вокальной импровизации дошкольников» размещена в разделах

Для достижения наибольшего эффекта в решении задач художественного развития дошкольников осуществляются попытки объединения разных видов художественной деятельности (В. В. Домогацких, М. Б. Зацепина, Т. С. Комарова, Л. М. Машковцева, и др.). Различные аспекты театральной деятельности детей являются предметом целого ряда научных исследований (В. И. Ашиков, В. М. Букатов, Т. Н. Доронова, А. П. Ершова, Л. В. Макаренко, Н. Ф. Сорокина и др.). Проблема развития ребенка через театральную деятельность в области музыкального образования нашла отражение в работах Л. Л. Пилипенко, И. Б. Нестеровой, О. Н. Соколовой-Набойченко и др.

Общепризнанно, что дошкольники обладают способностью понимать внутренний мир персонажей, их характер (Л. П. Бочкарева, А. И. Берлычева, Л. Г. Стрелкова). По мнению большинства авторов, детское творчество в театрально-игровой деятельности включает собственные сочинения детей, исполнение своего или авторского замысла. Результатом в музыкально-театрализованной деятельности выступает музыкально-сценическое творчество, которое рассматривается Б. Л. Яворским через призму – ребенок-творец в позициях: «слушатель», «исполнитель», «сочинитель». Во взаимосвязи данных позиций ребенка определяется механизм развития вокально-импровизационного сценического творчества. Т. Г. Казакова считает, что умение ребенка инсценировать создает новый продукт – выразительный образ персонажа, который способен импровизировать.

Таким образом, детский музыкальный спектакль, имеющий игровую основу, позволяет детям раскрыть свою способность к вокальной импровизации. В. Силивон считает, что данной музыкально-театрализованной деятельности присущ ряд особенностей: «динамизм, повышенная эмоциональность, наличие образов, рожденных фантазией, из элементов реальности и воплощение их в жизни».

Особая роль в детском музыкальном спектакле отводится музыкальному сопровождению, без которого действие будет менее зрелищным и эмоциональным. О. П. Радынова утверждает, что музыкальное сопровождение выполняет две функции: фоновую (помогающую раскрыть образы в игре, создающую настроение того или иного эпизода) и основную (содействующую усвоению выразительных движений, определению темпа, ритма, тембра голоса персонажей, подобранный репертуар должен быть направлен на развитие эмоциональной отзывчивости, мышления и воображения дошкольников, активизацию проявлений творчества.

Развитие способности к вокальной импровизации старших дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности рассматривается как процесс целенаправленного и организованного овладения личностью целостными, устойчивыми качествами личности (эмоциональность, творческая активность, музыкальность, самостоятельность, исполнительские способности, значимые для осуществления вокально-импровизационной деятельности. В результате происходят позитивные изменения в когнитивно-музыкальной (полнота ЗУН, эмоционально-образной (эмоциональный отклик, положительная мотивация) и вокально-импровизационной (музыкально-театрализованная деятельность) сферах.

В процессе музыкально-театрализованной деятельности (освоения детского музыкального спектакля) особое внимание уделяется самостоятельности ребенка (действие, совершаемое собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи). Изучение проблемы самостоятельности велось в различных аспектах. Исследовались сущность самостоятельности, ее природа (П. И. Пидкасистый, А. Г. Хрипкова и др., структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю. Н. Дмитриева, Г. Н. Година, Т. Г. Гуськова и др., этапы, условия и методы развития самостоятельности (З. В. Елисеева, Н. С. Кривова, А. А. Люблинская и др.). Т. И. Шамова выделяет три уровня познавательной самостоятельности: репродуктивный, частично-поисковый и исследовательский, которые могут быть использованы в музыкально-театрализованной деятельности ДОО. И. Л. Дзержинская выделяет три вида самостоятельных действий детей: «заранее запланированные педагогом, возникающие по инициативе детей и действия, имеющие характер самостоятельной импровизации в процессе творческих заданий». Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что самостоятельность ребенка, тесно связанная с независимостью, креативностью, инициативностью, творческой активностью и самоконтролем, необходима для реализации процесса вокально-импровизационной деятельности.

Однако очень часто вокальная импровизация возникает у дошкольников и вне игровых ситуаций, под влиянием различных переживаний. Эти проявления Н. А. Ветлугина расценивает как форму выражения эмоций детей и называет условно «музицированием». Необходимым условием возникновения «музицирования» («свободного фантазирования» Д. Л. Коллиер) является внесение в самостоятельную деятельность тех атрибутов, игрушек, костюмов, которые использовались на праздниках, развлечениях. Данное высказывание находит свое продолжение в трудах Э. П. Костиной: «лишь в условиях творческой музыкально-образовательной среды ДОО, которая объединяет все формы организации и самоорганизации детей, возможно творческое развитие личности ребенка в музыкальной деятельности» .

Музыкальная сторона детского спектакля очень важна, поскольку отслеживается качество вокальных («песенных» Ветлугина Н. А.) импровизаций. Н. А. Ветлугина разработала показатели импровизации, по которым можно судить о качестве детской продукции. К каждой группе показателей ею были определены критерии. Вокальная импровизация в ДОО рассматривается как средство ребенком накопления музыкального опыта и реализуется в соответствии с поставленными задачами программы Э. П. Костиной «Камертон».

Таким образом, освоение вокальной импровизации дошкольников осуществляется :

при постановке и решении задач, направленных на развитие способности к вокальной импровизации воспитанников ДОО;

- при применении музыкально-театрализованной деятельности как эффективного средства и условия развития вокальной импровизации дошкольников;

при соблюдении условий, этапов, методов ее развития;

при разработке содержания музыкально-театрализованной деятельности, в частности сюжета и музыкального репертуара спектаклей.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста .

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников» Театральная деятельность является одной из самых важных видов детского творчества. Свою выдумку и впечатление из окружающей жизни ребёнку.

Театрализованная деятельность как средство развития связной речи и творческого воображения у детейТеатрализованная деятельность как средство развития связной речи и творческого воображения у детей «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи и творческого воображения у детей дошкольного возраста» «Дети должны жить.

План по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Уважаемые гости, коллеги. Размещаю ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ,надеюсь на какие-то советы, рекомендации. Тема: "Театрализованная.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность, как средство развития речи дошкольников»Мастер-класс «Театрализованная деятельность, как средство развития речи дошкольников» В своей работе с детьми я часто использую театрализованные игры в различных образовательных областях. Многочисленные исследования психологов.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития у детей дошкольного возраста С первых дней обучения в школе дети сталкиваются с серьёзными трудностями в составлении сложных предложений или рассказа, в выразительном.

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Автор: Смертина Светлана Мартемьяновна.

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников Театрализованная деятельность, как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников Решетникова Виктория Владимировна Воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-театрализованная деятельность как средство и условие развития вокальной импровизации дошкольников
Опубликовано: 23 ноября 2016 в 21:44
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД