Музыкально-тематическое занятие «Деревянные истории» в подготовительной к школе группе

Вера Гречанникова
Музыкально-тематическое занятие «Деревянные истории» в подготовительной к школе группе

Музыкально – тематическое занятие в подготовительной к школе группе.

«Деревянные истории»

Предварительная работа: разучивание музыкального материала, посещение Краеведческого музея

Музыкальный материал: песня «Косички» Софьи Козак, ритмико-речевая игра "Дидили", танец с ложками, игра с бубном, танец матрешек.

Оснащение: деревянные ложки (по 2 штуки на ребенка, бубны (по количеству пар, деревянные палочки (по 2 штуки на ребенка, трещетка, рубель, ксилофон, деревянные кубы разных размеров, деревянные стаканчики разных размеров.

Оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, музыкальный центр.

Цель: познакомить детей с историей возникновения деревянных музыкально-шумовых инструментов, посредством приобщения к истокам русской народной культуры.

Задачи:

• развивать музыкальный слух, память, тембровое и ритмическое восприятие, активизировать словарь детей;

• развивать умение взаимодействия мальчиков и девочек в творческом музыкально-игровом общении, навыки коммуникации, в процессе выполнения совместной работы;

• развивать воображение, исследовательский и творческий интерес, любознательность и познавательную активность;

Ход занятия:

Слайд 1.

Музыкальный руководитель. Дети, сегодня мы услышим необычные истории о звуках и инструментах, которые их издают.

Все на свете люди знают,

Звуки разные бывают:

Журавлей прощальный клекот,

Самолета громкий рокот,

Гул машины во дворе.

Лай собаки в конуре,

Стук колес и шум станка,

Тихий шелест ветерка.

Это звуки не простые,

Это звуки - …. (Ответы детей - шумовые)

Только есть еще другие:

Не шуршание, не стуки – музыкальные есть звуки!

Первый музыкальный инструмент появился на свете одновременно с самим человеком. И этим инструментом был сам человек. Да, да, не удивляйтесь, у человека есть голос, который может издавать певучие звуки разной высоты. И первую в мире мелодию воспроизвел, конечно же, человеческий голос. А чтобы это подтвердить, я предлагаю исполнить песню «Косички». Но вы же помните, о ком поется в этом веселом и шутливом произведении? (Ответы детей). Совершенно верно. Она о девочках и мальчиках.

Песня «Косички» Софьи Козак

(Журнал «Музыкальная палитра» № 8/2011, стр. 27)

Музыкальный руководитель. Вы заметили, что песня не стояла неподвижно на месте, а двигалась вперед, подпрыгивала, приплясывала. С помощью какого выразительного средства композитор показал настроение музыки? (Ответы детей). Правильно, с помощью ритма. В древние времена, для того чтобы мелодия звучала ритмично, человек, во время пения или танца, то хлопал в ладоши, то размеренно притопывал. Тем самым не только помогал себе в исполнении, но и украшал его. А так как инструменты изготавливались из подручных материалов, например из веток и палок, то древнейшими музыкальными инструментами стали трещотки, барабаны.

Инструменты делятся на три группы: струнные, духовые и ударные.

Посмотрите, сколько предметов нас окружают. Давайте попробуем постучать по ним и услышим их голоса (стол, стул, пол, части пианино, рама зеркала, разные предметы на столике – палочки разной длины, деревянные кубики разного размера, катушки и т. д.). Какие же предметы оказались самыми звонкими из всех, по которым мы постучали? (ответы детей).

Я предлагаю взять деревянные палочки и озвучить ритмический рисунок народной потешки. А чтобы было интересней, мы усложним нашу игру, и устроим перекличку, разделившись на две группы – группа мальчиков и группа девочек.

Ритмико-речевая игра "Дидили"

(с палочками)

Дети делятся на две группы и деревянными палочками выстукивают ритмический рисунок каждого слова.

Группа мальчиков:

Дидили, дидили, где вы Машу видели?

Группа девочек:

Заглянули в огород - Маша пляшет у ворот.

Группа мальчиков:

Дидили, дидили. где вы Катю видели?

Группа девочек:

Заглянули в зелен сад - Катя щиплет виноград.

Дидили, дидили, где вы Сашу видели?

Группа мальчиков:

Заглянули под крылец - грызет Саша огурец.

Музыкальный руководитель. Как же здорово получилось! Получился настоящий оркестр деревянных палочек. Вы заметили, как мы перешли от музыкальных звуков к шумовым?

Сегодня я расскажу вам сказку, но не простую, а волшебную. Сказку о том, как обыкновенные деревянные вещи превратились в деревянные шумовые инструменты.

Напомните, чем отличаются шумовые инструменты от музыкальных? (ответы детей). Правильно, шумовыми эти инструменты называются потому, что на них нельзя сыграть мелодию, в их звуках нет высоты. Итак, слушайте.

Слайд 2. (Изображение магазина музыкальных инструментов)

В одном большом городе был магазин музыкальных инструментов. На его полках лежали и стояли самые разные, очень красивые инструменты. Каждый из них издавал прелестные звуки. Они были сделаны из разного материала. И всем очень нравились звуки, которые они издавали. И, лишь инструменты из дерева не пользовались спросом. Считается, что деревянный звук сухой, стучащий, трескучий, да и вид у них ни у кого не вызывал восторга.

И вот однажды в магазин заглянул дирижёр. Слайд 3. (Изображение дирижера из мультфильма). Он хотел купить несколько инструментов, чтобы пополнить ими свой оркестр. Но, увидев на полках много самых разных инструментов, маэстро растерялся. Чтобы сделать правильный выбор, он предложил инструментам показать, на что они способны. Но заиграть они смогут только тогда, когда он отгадает про них загадки. Я думаю, что ему нужно помочь. Помочь отгадать первую загадку.

Слайд 4. (Изображение деревянных расписных ложек)

- Каким ударным инструментом можно щи хлебать? (Ответы детей).

Правильно – ложки.

Известно, что на пирушках, народных гуляньях, в пылу плясового азарта, в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом всё, что может издавать стук и звон. Но одним из распространенных музыкальных инструментов становятся ложки. Появляются люди, которые профессионально играют на ложках. Их называют ложечниками или ложкарями. Они выступают соло, ансамблем и сопровождают пение и пляски. Наши ложки мы смело называем шумовыми, но есть ложки музыкальные.

Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоятки, отполированную поверхность соударений и маленький бубенчик внутри. В игровой комплект ложек входят ложки разного размера. Оттого что размеры ложек разные возникает впечатление, что слышится чередование звуков разных по высоте.

Предлагаю и вам стать настоящими ложкарями и продемонстрировать сказочному дирижеру, как звучат эти инструменты.

Танец с ложками

муз. «Травушка-муравушка» (сборник «Топ-топ, каблучок» И. Каплунова, И. Новоскольцева, И. Алексеева)

Музыкальный руководитель. - Так и быть, - подумал дирижер и решил, взять деревянные ложки в свой оркестр. - Но их будет недостаточно, чтобы мой оркестр зазвучал по-новому.

Слайд 5. (Изображение бубна)

– Вот, вот этот инструмент мне очень нравится! Но как же он называется?

- Не переживайте, господин дирижер. Ребята вам подскажут,отгадав загадку:

Он круглый, маленький и тоже,

Как барабан, обтянут кожей.

Да только вот вдобавок он

Металлом звонким обрамлён.

- Как вы думаете, о каком ударном инструменте упоминается в загадке? (Ответы детей). Совершенно верно, это бубен — ударный инструмент. Посмотрите,из чего он состоит: деревянный обруч, затянутый с одной стороны кожей; в отверстиях обруча парами свободно прикреплены металлические пластинки. Существовало очень много видов этого инструмента. Слайд 6. (Изображение набата). Были такие «бубны», которые возили на 4 лошадях, или их устанавливали прямо на землю, а играло на них сразу 8 человек, их называли еще набатами, Слайд 7. (Изображение литавр) были и парные бубны, или литавры, которые применяли в кавалерии, подвешивая впереди седла с обеих сторон.

При помощи условных сигналов бубнов в русской кавалерии осуществлялась звуковая связь, подавались разные команды. Они оповещали о наступлении, победе или поражении. Во время боя ударные инструменты объединялись с трубами и создавали устрашающий грохот, от которого врагу хотелось убежать прочь. Обратите внимание, кто же играл на этих инструментах? (Ответы детей). Конечно, мужчины. Посмотрите, какие они сильные. Как ловко они извлекают звук, роняя тяжелые палки на поверхность огромного инструмента.

В более поздние века бубном широко пользовались скоморохи и медвежьи поводыри. Скомороший бубен похож на современный инструмент. С ним скоморохи ходили по ярмарке и веселили народ. Давайте и мы повеселимся, поиграем с бубном, да попляшем.

Игра с бубном.

Музыкальный руководитель. И этот инструмент понравился дирижеру.

Слайд 8. (Изображение Трещотки).

Подойдя к следующему, и, услышав его звучание,он удивленно спросил:

- Это что за разговор?

То ли ссора, то ли спор.

Как сороки, затрещали,

Инструмент такой узнали?

Тараторит, будто тетка,

Называется …

Дети: Трещотка!

Музыкальный руководитель. Трещотки - ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Состоят трещотки из набора 18 — 20 тонких дощечек длиной 16 — 18 см., сделанных обычно из дуба и соединённых между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части. Трещотку берут за концы веревок в обе руки. От резкого или плавного движения пластины ударяются друг о друга, издавая сухой, щёлкающий звук. Держат трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом.

«Сколько нового я здесь узнаю!» - подумал дирижер, и отправился к следующему инструменту. - А это что за стиральная доска?

Слайд 9. (Изображение рубели).

Ребята, наш дирижер сам разгадал следующую загадку. Этот инструмент называется рубель. Этот инструмент действительно произошел от стиральной доски, но меньшего размера. Рубель, как и ложки – предмет повседневного обихода русского народа.

Слайд 10. (Изображение стиральной доски). В прежние времена, когда не было стиральных машин, белье стирали с помощью стиральной доски, Слайд 11. (Картинка, изображающая глажение белья с помощью рубели, а гладили, при помощи рубели, накручивая его во влажном состоянии на скалку и, затем утрамбовывали продолжительное время этим предметом. Возможно, что кто-то, когда-то случайно провел по его зубцам другим деревянным предметом и получился искристый каскад звуков.

- И этот инструмент пригодится в моем необычном оркестре! – весело воскликнул дирижер и, задумавшись,спросил: - Вот интересно, а существует ли деревянный инструмент и ударный, и музыкальный одновременно?

Слайд 11. (Изображение ксилофона)

- Конечно, существует. И называется он – ксилофон (от греческого xylon — дерево, древесина и phone — звук) — ударный инструмент с определенной высотой звука.

В народе выдумщики и шутники изобрели свой ксилофон, более простой и любопытный.Представьте себе: на сцену выходил обыкновенный прохожий с вязанкой дров за спиной. Затем он раскладывал свои «дрова» перед собой и небольшими деревянными молоточками начинал играть на них веселые плясовые мелодии. Позже, замечательное превращение произошло с деревянными поленьями – они стали клавишами изящного и красивого ксилофона. Послушайте, уважаемый дирижер, как звучит этот инструмент в оркестре. (Слушание звучание ксилофона в оркестре).

Слайд 12. Видео. (Звучит «Кармен – сюита» Р. Щедрина в исполнении Коли Конакова и Ростислава Шароевского)

(https://www.youtube.com/watch?v=uXBbLU8Vq Q)

Музыкальный руководитель. Дирижёр поблагодарил инструменты за хорошую игру, но так и не смог выбрать лучший. Поэтому он решил пригласить в свой оркестр все инструменты. А на прощание подарил продавцу большую деревянную матрешку. Продавец был удивлен и, заметив, что матрешка раскрывается, стал доставать одну за другой, только меньшего размера, шестнадцать, таких же, как первая, красавиц. И, вдруг, они стали оживать, и порадовали его своим волшебным танцем.

Слайд 13. (Изображение матрешек)

Танец матрешек.

Музыкальный Руководитель. Вот и закончилась музыкальная сказка. Сегодня вы познакомились с деревянными музыкально-шумовыми инструментами, узнали историю их возникновения. Как видите, музыкальные инструменты, особенно ударные, рождает сама жизнь, наш быт. Нужно только уметь быть наблюдательным, находчивым и изобретательным.

В следующий раз мы отправимся в новое путешествие, и вы узнаете еще много интересного. До новых встреч!

Прикреплённые файлы:

derevjanye-istori_8asu8.pptx | 1585,54 Кб
 
Публикации по теме:

«Деревянные истории». Музыкально-тематическое занятие в подготовительной группе Цель: привлечь внимание детей к богатству и разнообразию мира звуков, издаваемых предметами и музыкальными шумовыми инструментами; Задачи:.

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Колесо истории» Интегрированное занятие в подготовительной группе на тему «Колесо истории» Цель: Создание условий для формирования обобщенных представлений.

Конспект НОД «Необычные истории обычных вещей. Деревянные ложки» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 77 Красносельского района Санкт-Петербурга Конспект.

Музыкально — досуговая деятельность в подготовительной к школе группе «Музыкальные соревнования» Цель: создание положительной атмосферы и хорошего настроения. Задачи:воспитание у детей доброжелательности, вежливости; уважения к сверстникам;.

Музыкально-тематическое занятие «Пусть всегда будет солнце» в старшей подгруппеМузыкально-тематическое занятие «Пусть всегда будет солнце» в старшей подгруппе Программное содержание: - Закрепить знания детей о празднике 9 мая. - Расширять знания детей о том, как защищали свою Родину люди в годы.

Музыкально-тематическое занятие в младшей группе «Зайка пришел к нам в гости» Музыкально-тематическое занятие в младшей группе по теме «Зайка пришел к нам в гости». Программные задачи- Образовательные: Приветствие.

Музыкально-тематическое занятие «Здравствуйте, добрые дети! я Земля» Северо-Казахстанская область Тайыншинский район «Большеизюмовская С. Ш» Воспитатель мини-центра «Балдыран» Виноградова В. В. «Здравствуйте.

Образовательный проект детей подготовительной к школе группе «По страницам истории родного города» Авторы проекта : Воспитатели: Мухьянова А. Р. Паспорт проекта Вид проекта образовательный Сроки реализации 12.02.2019 – 22.02.2019 Участники.

Тематическое музыкально занятие для детей 4–5 лет «На бабушкином дворе» «НА БАБУШКИНОМ ДВОРЕ» тематическое музыкальное занятие для детей средней группы музыкальный руководитель МАДОУ д/с № 52 Жалковская Е. А.

Тематическое планирование в подготовительной к школе группе I неделя II неделя III неделя IV неделя V неделя СЕНТЯБРЬ «До свидания, лето! День знаний. Скоро в школу» «В саду ли, в огороде» «Хлеб.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
Музыкально-тематическое занятие «Деревянные истории» в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 6 октября 2019 в 18:43
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. День муравьев на МААМ

Самым большим труженикам из мира насекомых посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям о муравьях и увлечь их интересным...

17 мая. Международный день детского телефона доверия

«Доверься! Скажи о чём молчишь» – под этим девизом ежегодно проходит Всемирный день детского телефона доверия. Если возникли трудности, о которых не хочется говорить с членами своей семьи или друзьями, то...


Горячие темочки