Потёмкина Оксана Николаевна
Музыкальное развлечение «Мелодия — душа музыки». Старшая группа.
▼ Скачать + Заказать документы
Мелодия - душа музыки.
Цель: Осознание мелодии как основы музыкального произведения.
Задачи:
- Дать понятие о выразительных возможностях мелодии.
- Формирование эмоционального отношения к музыке на основе её восприятия.
- Формирование осознанного отношения к музыке.
- Формирование деятельностного отношения к музыке в процессе её исполнения.
Публикация «Музыкальное развлечение „Мелодия — душа музыки“, Старшая группа,» размещена в разделах
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Обеспечение: Мультимедийная установка, проектор, компьютер, музыкальный центр. Приложение- презентация.
Ход занятия.
Слайд №1. Под музыку дети заходят в зал, образуют круг.
Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята. Давайте мы с вами тоже поздороваемся. Слушайте внимательно и повторяйте.
Проводится пальчиковая речевая игра.
Я здороваюсь везде. Дома и на улице,
Даже «здравствуй» говорю я соседской курице. Показывает «крылышки».
Здравствуй, солнце золотое! Показывает «солнце».
Здравствуй, небо голубое! Показывает «небо».
Здравствуй, маленький дубок! Показывает «дубок».
Здравствуй, вольный ветерок! Показывает «ветерок».
Здравствуй, Утро! Жест вправо.
Здравствуй, День! Жест влево.
Мне здороваться. Кладёт руки на грудь.
Не лень! Разводит руки в стороны.
Музыкальный руководитель : Вот мы с вами и поздоровались.
Под музыку дети садятся на места.
Музыкальный руководитель : Ребята как вы думаете, о чём может рассказать музыка? О природе, о маме, о настроении. Она говорит о многом, и главная наша задача - научиться слышать её интонации, настроения, характер. Скажите, ребята, а из чего вырастает каждое музыкальное произведение? Мелодии. Музыка благодаря своим возможностям открывает перед нами целый мир: переносит в далёкие времена, повествует о героях, рассказывает сказки, рисует картины природы. А в основе каждого произведения «мелодия». П. И. Чайковский говорил: «Мелодия - душа музыки». Эти слова и станут темой нашего занятия. А что же такое мелодия и почему она является душой музыки?
Дети: Звуки.
Музыкальный руководитель : Я играю звуки (играю отдельные в произвольном порядке звуки, это мелодия?
Игра на инструменте нот в разнобой.
Дети: Нет, звуки в мелодии должны как-то связываться.
Музыкальный руководитель : Звуки мелодии это как отдельные буквы и слова в нашей речи должны связываться в предложения, должны нам о чём-то рассказывать. Поэтому мелодия - это мысль, выраженная звуками. Слово «мелодия» происходит от греческого слова «melodia»,»meloc»,что означает пение, напев. Какие бывают мелодии?
Дети: Весёлые, грустные, нежные и грубые, быстрые и медленные, хрупкие, томные и энергичные.
Слайд №2. Музыкальный руководитель : А ещё мелодия бывает восходящая, нисходящая и волнообразная.
Рассказ сопровождается показом мелодий.
Музыкальный руководитель : То есть мелодия нам что-то передаёт, выражает. Поэтому мелодия - главное выразительное средство в музыке. Композитор через мелодию передаёт свои мысли, чувства, переживания, то есть раскрывает свой внутренний мир, свою душу. Поэтому по праву можно сказать, что мелодия - это душа музыки.
Музыка - это любовь человека к жизни, к природе, другим людям. Ещё А. Пушкин говорил: «И любовь - мелодия». Мы сегодня с вами послушаем сказку о сотворении мелодии. Слайд №3.
Дети слушают «Сказка о сотворении мелодии». Слайды №4-22.
Музыкальный руководитель : Чтобы ещё закрепить наше знакомство с мелодией, давайте отгадаем загадки. Слайд №23.
Дети отгадывают загадки на экране.
Повторялки - закреплялки.
Музыкальный руководитель : Рассмотрите картинку и найдите тех зверей, которые занимают не свой регистр. Слайд №24.
Музыкальный руководитель : Ребята давайте вспомним с вами основы музыки - это три кита в музыке.
Что же такое «три кита» в музыке? Это три основы, на которых строится вся музыка. Это песня, танец и марш. Главное - услышать разницу в характере музыки марша, танца и песни.
Поиграем в игру «Угадай кита». Услышав танцевальную музыку, вы хлопаете в ладоши, маршевую - маршируете, а песню поёте.
Под музыку дети образуют круг.
Проводится игра «Три кита».
Под музыку дети садятся на места.
Музыкальный руководитель : Песня является одним из самых важных и главных китов в музыке, потому что песня самый древний вид музыкального искусства, а важнейшей частью песни является - Мелодия! Прежде чем мы с вами начнём разучивать песню, нам надо подготовить ваши голоса, а для этого сначала сделаем дыхательную зарядку.
Дыхательная зарядка. Упражнения А. Стрельниковой «Насос», «Обними плечики».
Дыхательная гимнастика.
Элементы дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Предлагаемая методика была, разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом. Восстанавливают нарушенное носовое дыхание, улучшают дренажную функцию бронхов, положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани. Повышают общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшают нервно - психическое состояние организма.
Упражнение «Обними плечи». Вдох на сжатии грудной клетки. Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.
Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая, голова опущена - смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз. Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью - в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот. Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.
Музыкальный руководитель : Мы с вами будет разучивать утреннюю песню.
Давайте посмотрим мультфильм, в котором она прозвучала. Посмотрите и скажите, как называется этот мультфильм?
Просмотр видео «Утро начинается» из мультфильма «Чучело-мяучело».
Вокально-хоровая работа. Разучивание идёт по фразам, с многократными повторениями, с новыми заданиями, корректирующими характер звучания. Начинаем разучивание песни с припева. Дети быстрее запоминают повторяющиеся слова и мелодию припева, запев исполняет музыкальный руководитель. Нужно с самого начало работы над песней искать выразительный звук, стремиться к тому, чтобы фразировка была логически оправданной, осмысленному произнесению текста, стремиться подчёркивать жанровые признаки при исполнении, выбирая нужные штрихи, динамику, тембр звучания голосов.
Разучивание песни «Утро начинается» из мультфильма «Чучело-мяучело» слова М. Яснова, музыка И. Космачёва.
Рефлексия.
Музыкальный руководитель : Ребята, сегодня мы с вами познакомились с одним из главных музыкальных средств выразительности - мелодией. Я, уверена, что после сегодняшнего занятия вы все будете помнить о том, что у музыки тоже есть душа - МЕЛОДИЯ. Мелодия передаёт чувства, мысли, переживания, внутренний мир человека. До новых встреч.
Под музыку дети уходят из зала.