Консультация для воспитателей «Музыкальное восприятие и его развитие у детей дошкольного возраста»

Ирина Боткарева
Консультация для воспитателей «Музыкальное восприятие и его развитие у детей дошкольного возраста»

Боткарёва Ирина Владимировна

Музыкальный руководитель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Колосок»

Музыкальное восприятие - одна из составляющих музыкального воспитания, она играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника. Эта роль определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста, психического развития - с другой.

Музыку называют зеркалом человеческой души. Это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, так как в нём опредмечены человеческие эмоции.

Роль музыки в развитии психики - одна из центральных и исконных в музыкально-психологических исследованиях.

Связь с содержанием программ и методами обучения музыке, с музыкально-психологической диагностикой, с одной стороны, является важным стимулом развития этой области знания, с другой - делает её средоточием острой научной и идеологической борьбы.

Является ли музыкальность комплексом отдельных музыкальных способностей или это единое целое, не поддающееся членению?

Подход к музыкальности начиная с работ К. Штумпфа, Т. Биллрота, А. Файста, М. Мейера, Г. Ревеша, К. Сишора определялся теоретическими представлениями о ней как о психическом образовании. Так, А. Файст сводил её к чувству интервалов, а К. Штумпф и М. Мейер - к способности анализировать аккорды. Г. Ревеш считал её гораздо более сложным, но единым и не подлежащим анализу свойством человека. Она, по его мнению, включает в себя способность эстетически наслаждаться музыкой, переноситься в её настроение, глубоко понимать форму и строение фразы, предполагает тонкое чувство стиля.

К. Сишор, напротив, рассматривал музыкальность как совокупность отдельных, не связанных между собой «талантов», которые сводятся в пять больших групп: музыкальные ощущения и восприятие; музыкальное действование; музыкальная память и музыкальное воображение; музыкальный интеллект; музыкальное чувствование. Однако в основе музыкальной склонности, по мнению К. Сишора, лежат сенсорные музыкальные способности, которые могут быть представлены у индивидов в различной степени и точно измерены с помощью специальных тестов. К. Сишор-автор первой системы тестовых измерений музыкальных сенсорных способностей и родоначальник целого направления исследований, в которых музыкальность рассматривалась главным образом с точки зрения характеристик чувствительности.

Музыка оказывает значительное влияние на умственное развитие ребёнка - дошкольника. Ребёнок воспринимает музыку по - разному. Это зависит от способности ребёнка воспринимать и понимать музыку. Формирование и развитие у детей музыкального восприятия-мышления и всего комплекса музыкальности происходит как в условиях целенаправленных воздействий, на занятиях в детском саду (иногда и в семье, так и стихийно, под влиянием существующего музыкального восприятия.

О нормальном развитии психики у дошкольника свидетельствуют показатели восприятия музыки.

Музыка выступает и как средство для отвлечения от беспокоящих мыслей, и как средство успокоения и даже лечения.

Физиологическое воздействие музыки на ребёнка в процессе развития основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью «усвоения ритма». Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сферах.

Проявление доминантного возбуждения в определённой совокупности нервных центров лежит в основе деятельности, но устойчивость доминанты может нарушиться, могут возникнуть признаки лабильности центров.

И вот тогда дополнительный ритмический раздражитель способен как бы раскачать центральный нервный прибор и ускорить процесс усвоения ритма, восстановить нарушенный уровень усвоения ритма, лежащего в основе образования доминанты.

Ритмы отдельных органов ребёнка всегда соразмерны. Между ритмом движений и ритмом внутренних органов существует определённая связь, регулируемая специальным нервным механизмом- моторно-висцеральными рефлексами. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему- двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма, более строгой компактности и экономичности энергетических затрат.

Не меньшей силой воздействия, чем ритм, обладает музыкальная интонация. Музыка использует в качестве своей основы как первичные голосовые реакции- плач, смех, крик, физическим механизмом которых служит безусловный рефлекс, так и развившиеся позднее на их основе условные интонации, в которых больше социального, обобщенного значения. Такое сочетание различных интонационных основ обеспечивает наибольшую выразительность.

Кроме того, при подборе музыкальных произведений нужно учитывать психологические свойства нервной системы у детей, подвергающихся воздействию музыки. В одном из исследований А. А. Коротаев показал, что в спокойной ситуации направление изменений в деятельности лиц с «сильной» и «слабой» нервной системой под влиянием приятной и неприятной музыки

оказывается одинаковым: приятная- улучшает деятельность, а неприятная- ухудшает.

Дети очень быстро реагируют на музыкальные передачи. Музыка для них может быть одним из эффективных средств образования и поддержания динамического стереотипа, особенно в деятельности, имеющей определённую ритмичность.

Решение вопроса об использовании музыкальных произведений в ходе коррекции психологических и физиологических процессов детей требует специально остановиться на применении музыки в комнате отдыха, во время проведения сеансов психологической разгрузки, аутотренинга и других психопрофилактических мероприятий.

Применение музыкального сопровождения занятий аутотренингом существенно повышает их эффективность. Слияние формул самовнушения и музыкальных фраз в единое целое или «наслоение» формул самовнушения на музыкальные фразы является обязательным условием, поэтому при подборе музыкальных произведений необходимо тонко чувствовать произведение, чтобы постараться «попасть в такт».

Подбор произведений приобретает особое значение при моделировании настроения. Для этого не рекомендуется использовать модные шлягеры и популярные новинки. Опыт показывает, что достаточно длинное и универсальное воздействие без эффектов «пресыщения» оказывают лишь классические произведения П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, И. С. Баха, Ф. Шопена, К. Глюка, Л. Бетховена и др.

Для того, чтобы вывести ребёнка из того или иного эмоционального состояния, ему необходимо сначала дать прослушать мелодии, соответствующие этому настроению, затем постепенно сменить характер музыки в соответствии с желательной переменой в настроении.

На основании опытов можно утверждать, что наиболее сильный и выраженный эффект даёт однородная по своему характеру музыка. В сложном произведении, передающем бурную смену настроений, его суммарное итоговое воздействие трудно, а иногда просто невозможно предугадать. В связи с этим в психопрофилактических целях не следует брать объёмных произведений целиком. Лучше проводить тщательный целенаправленный подбор музыкальных отрывков или произведений малых форм.

Таким образом, музыка и психическое состояние взаимосвязаны, особенно в детском возрасте.

Литература

1. Петрушин В. И. Музыкальная психология. -М. ,1997.

2. Подуровский В. М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности-М. ,2001.

3. Выготский Л. С. Психология искусства. -М., 1986.

Публикации по теме:

«Сен-Санс. Карнавал животных». Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста СЛАЙД № 1 Cегодня мы познакомимся с французским композитором - Камилем Сен-Сансом. СЛАЙД № 2 Камиль Сенс- Санс один из корифеев западноевропейской.

«Правила дорожного движения». Музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста Цель: закрепить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках. Расширять знания о правилах поведения на улице. Довести до сознания.

Музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) «Разыгралось лето» Алексанова С. П. Музыкальный руководитель «Разыгралось лето» Музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Эстетическое восприятие природы детьми дошкольного возраста Природа - это всё естественное многообразие окружающего мира. Из всего многообразия проявлений эстетического красота природы наиболее близка.

Консультация «Восприятие мира и сенсорное развитие» Сотни тысяч улиток отдали жизнь, чтобы римский император мог носить мантию пурпурного цвета. За множество веков, прошедших с тех пор,.

Музыкально-дидактическая развивающая игра «Музыкальное лото» для детей старшего дошкольного возрастаМузыкально-дидактическая развивающая игра «Музыкальное лото» для детей старшего дошкольного возраста Музыкально дидактическая, развивающая игра «Музыкальное лото». Для детей старшего дошкольного возраста. Игра может быть полезна музыкальным.

Музыкальное развитие детей раннего возраста Музыкальное развитие детей раннего возраста Музыкальное воспитание детей раннего возраста имеет огромное значение. Детям трудно адаптироваться.

Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Театралию» Цель: Способствовать развитию сценического мастерства через различные виды музыкальной деятельности Задачи: Обучающие: • Расширять музыкальный.

Музыкальное занятие «Музыкальный магазин» для детей старшего дошкольного возраста Музыкальный магазин Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста Музыкальный руководитель МБДОУ «Ромашка» Ткаченко С. М.

Восприятие и речь у детей дошкольного возраста Восприятие и речь у детей дошкольного возраста Все приобретения ребёнка в раннем детстве возникают под непосредственным влиянием взрослых,.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Музыкальное восприятие и его развитие у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 октября 2015 в 10:55
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Занятие-экспериментирование «Этапы развития растений: от семечки до взрослого растения»
Данное занятие-экспериментирования я проводила в рамках обмена опытом и взаимодействия дошкольного образования и школы в третьем классе средней...
Фотоотчет «Ах эти сказки, сказочки…»
Здравствуйте, здравствуйте, взрослые и детишки . Далеко – далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок! Много там чудес, волшебства....
Наши друзья — снеговики, или Радость творчества
Как развить творческие способности? Ответов великое множество. Но ясно одно, для того, чтобы воспитать всесторонне развитую личность, развить творческие...
Мобиль «Тучка с дождем»
Оформление группы в детском садике, как правило, ложится на плечи воспитателей. Элементы декора создают уют в групповом помещении, а работы, выполненные...
«Роль сказки в жизни ребенка»
«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенка жизненных явлений. » В. А. Сухомлинский Все дети любят сказки. Сказка входит в...