Ирина Василенко
Музыкальные аутотренинги как средство релаксации детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Значение освоения детьми приемов аутогенной тренировки переоценить трудно. В ряду самых необходимых человеку навыков здорового образа жизни они стоят в числе первых. Человек, владеющий приемами аутогенной тренировки, в состоянии не только "охранять" свою нервную систему, но и научиться впоследствии, освоив формулы цели, регулировать с их помощью некоторые отклонения в своем здоровье, недовольство собой, свой сон, корректировать вредные привычки.
Публикация «Музыкальные аутотренинги как средство релаксации детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Именно поэтому упражнения аутогенной тренировки должны проводиться с дошкольниками хотя бы один раз в день. Музыкальные аутотренинги можно проводить в завершение утренней гимнастики, перед сном или в любое другое время включая занятия в режим дня.
Как проводить музыкальные аутотренинги
Перед проведением аутотренинга детям предлагается лечь на ковёр. Для организации пространства можно использовать обручи, что позволит детям быстро позиционировать себя. Распространё нный вариант позиции: дети лежат на спине на коврике, их руки свободно располагаются ладошками вверх вдоль туловища, ноги слегка разведены и направлены к обручу. На начальном этапе очень важно, научить детей контролировать вдох и выдох, вдох - через нос, выдох через рот. С этого упражнения желательно начинать первые 3-5 занятий.
Обязательным условием аутотренинга для дошкольников является музыкальный компонент - спокойная, располагающая к релаксации музыка.
Для того, чтобы дети хорошо "ориентировались" в речи педагога, особенно с закрытыми глазами, - можно применять счёт до 5. Как только дети приняли позу, считаем до пяти - дети закрывают глаза. Перед началом выполнения этого этапа важно дать подробную инструкцию. Например, "сейчас я досчитаю до 5 и вы закроете глазки". Далее включается музыкальное сопровождение и можно приступать к аутотренингу.
Каждое занятие - это сказка путешествие. В представленной картотеке таких занятий 15, к каждому занятию подобрано музыкальное сопровождение.
После воображаемого путешествия детям снова проговаривается инструкция о том, что посчитаем до 5 и окажемся в детском саду, НО глаза не открываем. Несколько первых занятий после непосредственно аутотренинга можно поиграть с детьми в игру "Замедленное кино" - это необходимо, чтобы дети вставали медленно, не торопясь.
После музыкального аутотренинга если позволяет время можно сесть с детьми в круг, и задать им несколько вопросов по сказке. Например, не страшно ли вам было, какого цвета был огонёк, куда бы вы хотели отправиться в следующий раз и т. п.
В заключение хочу сказать, что детям эти занятия очень нравятся. Упражнения на воображение уникальны в своём роде, так как дети сконцентрированы именно на этом процессе с минимальной концентрацией на желании движения телом. Особенно полезны подобные упражнения в первые недели нового учебного года и после продолжительных праздников. Ведь именно в эти дни психоэмоциональное напряжение наблюдается у всех участников образовательного процесса!
Литература
1. Михайлова M. А., Воронина H. B. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль: Академия развития, 2001.
2. Цвынтарный B. B. Играем пальчиками и развиваем речь. Спб. : Лань, 1997.
3. Фопель K. Как научить детей сотрудничать. М. : Генезис, 1998.
4. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Книга практического психолога. - М. : ООО "Издательство Скрипторий 2000", 2002.