Папки-передвижки

Музыкотерапия

Нина Ивановна Воробьёва
Музыкотерапия

Музыкотерапия разрабатывалась в исследованиях Г. В. Беденко. Ни один вид искусства не действует на нас так, как музыка. Именно звук вызывает у нас сильные эмоции: слушая не только музыкальное произведение, но и пение птиц, шелест листьев на деревьях, шепот дождя, прибой моря, плеск волн мы испытываем состояние лёгкого блаженства. Это происходит потому, что звук физиологически наиболее ощутим.

Публикация «Музыкотерапия» размещена в разделах

Способность воспринимать музыку и реагировать на неё – врождённое свойство человека. Эта способность часто остаётся неповреждённой при различных нарушениях и заболеваниях (эмоциональные отклонения, страхи, двигательные и речевые расстройства, психосоматические заболевания, отклонения в поведении и прочее) [39].

Музыка может стимулировать и вызывать ответную реакцию у людей, испытывающих трудности в общении, особенно у тех, у кого вербальное общение не является адекватным средством самовыражения.

Соприкосновение с душой ребёнка может быть не только тактильным, визуальным, вербальным, но и музыкальным. Музыкальная терапия даёт большой простор для проявления творческих возможностей обеих сторон. Работая индивидуально с ребёнком, имея определённые задачи, невозможно заранее абсолютно точно знать, какая музыка будет звучать, каким образом состоится контакт и состоится ли он вообще. Всё происходит очень тонко, во многом интуитивно, а главное совместно с ребёнком. Часто ребёнку значительно легче выразить свои чувства на инструменте, в музыке, а не словами. Это происходит у него непроизвольно. Чтобы лучше понять ребёнка, нужно начинать с ним играть, так как в игре проявляется активное взаимодействие, возникает партнёрство, совместная деятельность, развивается фантазия и самостоятельность.

Большое значение в работе придают тембру звука. Именно он играет особую роль в воздействии на восприятие. Опыт работы Г. В. Беденко показывает, что каждый инструмент, имеющий свой тембр, несёт и своё коррекционное воздействие [39].

В дошкольных учреждениях есть выбор музыкальных инструментов, что позволяет педагогам более целенаправленно использовать их в коррекционной работе. Самые подходящие инструменты для работы с ребёнком, требующей большей динамики (силы звука, физической реализации – это тарелки, барабаны, трещотки, бубны.

Для активизации тактильной сенсорики, нужно подобрать струнные инструменты, так как их звуки извлекаются кончиками пальцев. Балалайки, гусельки, арфы дают спокойный, мягкий тембр, вызывающий душевную теплоту, умиротворение.

При стимуляции дыхания, пения, голоса применяем духовые инструменты (детские флейты, окарины, рожки, свирели, которые требуют активного дыхания. Пальцы могут закрывать клапаны, что стимулирует развитие мелкой моторики.

У фортепиано особая роль в чисто музыкальном смысле. Это инструмент, в котором одновременно сочетается масса звуковых возможностей, предлагаемых ребё нку: большой регистровый диапазон, возможность легко и просто достигнуть одновременного звучания нескольких звуков, возможность сопоставить консонансное (мягкое, приятное) и диссонансное (резкое) звучание.

Чтобы не навредить в восприятии, музыкальный руководитель учитывает высоту звучания инструментов, их диапазон, так как некоторые дети очень болезненно реагируют на высокие звуки и с наслаждением упиваются низкими и наоборот. Развивается внимание, восприятие, интеллект, эмоциональность, улучшается адаптация, активнее работают слуховой и зрительный нервы.

Пожалуй, самый тёплый, самый понятный из инструментов – это человеческий голос. Он естественен, самый доступный, им владеет каждый. Это великий дар, дающий нам возможность общения с другими. Пение очень важно в общении с детьми. Некоторыми дошкольниками пение воспринимается как игра со звуками. Внимание к ритму, интонациям дает возможность как бы удалиться от значения слов. В то же время музыка точнее передаёт все нюансы того, что человек чувствует, и того, что он хотел бы сказать. А это облегчает общение, поскольку не нужно заниматься мучительным для многих поиском слов.

Итак, музыка – это магическое начало и, если её использовать деликатно и умело, то можно, как считают учёные, вызывать у ребёнка стимулы к его развитию.

Положительный эффект в терапевтической и коррекционной работе обеспечивается вокалотерапией. В благоприятном воздействии пения на человека можно выделить два аспекта:

• коррекция психоэмоционального состояния (Л. С. Брусиловский, В. И. Петрушин).

• лечебно-оздоровительная направленность пения (В. С. Шумарджан, А. И. Попов, Е. В. Макаров).

Механизм лечебно-оздоровительного воздействия пения основывается на использовании системы активного классического вокального тренинга, целью которого является повышение резервных возможностей организма человека, коррекции нарушенных функций.

Вокальный тренинг, основанный на принципах классического пения, состоит из специальных упражнений, осуществляющих биоакустическую стимуляцию жизненно важных органов, а также из упражнений, повышающих адаптационные и интеллектуально-эстетические возможности человека. Подтверждением огромного влияния классического пения на организм человека является перечень певцов-долгожителей (И. С. Козловский, М. Д. Михайлов, С. Я. Лемешев и др.).

В. С. Шумарджан, раскрывая механизмы вокалотерапии, происходит стимуляция работы внутренних органов за счёт активных движений грудной клетки, диафрагмы и мышц брюшного пресса, а также вибрационных процессов, возникающих в результате фонации.

Коррекционное лечебное воздействие обеспечивается и в процессе «обучения основам нижнерёберно-диафрагмального дыхания, как наиболее физиологичного», которое благоприятно влияет на общее состояние организма человека.

Коррекция психоэмоционального состояния средствами вокалотерапии осуществляется как в индивидуальной (сольное пение, так и групповой (хор, ансамбль) формах. Положительная реконструкция психоэмоционального состояния средствами пения проводится на сеансе вокалотерапии.

Методика В. М. Петрушина показывает, что в содержание занятий должно включаться исполнение песен жизнеутверждающего характера. Для подростков и взрослых могут быть как песни Э. Колмановского и К. Ванеленкина «Я люблю тебя жизнь», Б. Окуджавы «Давайте восклицать» и др., так и специальные вокальные формулы самовнушения, оказывающие положительное воздействие на мироощущения человека. Формулы песенного самовнушения нацелены на то, чтобы сформировать у пациента такие принципы отношения к окружающей жизни, которые способствовали гармонизации его внутреннего мира, стойкости при неудачах, формировали защиту от негативных мыслей, умение радоваться жизни [39].

Публикации по теме:

Музыкотерапия для младшего дошкольного возраста «Лёгкая мелодия – самый лучший утешитель для возбуждённой фантазии и лекарство для мозга». В. Шекспир В этом году я набрала детей младшего.

Музыкотерапия как инструмент терапевтической работы педагога-психолога в образовательном учреждении В лечебных целях музыку применяют с давних времен, так как приятные эмоции, вызываемые мелодиями, повышают активность коры головного мозга,.

Консультация «Музыкотерапия в повседневной жизни» «Музыкотерапия в повседневной жизни». Консультация для родителей. Уже давно всем известно, какое сильное эмоциональное воздействие оказывает.

Консультация воспитателям «Музыкотерапия, как средство психоэмоционального развития дошкольников» Одной из самых актуальных проблем современного общества является постоянно увеличивающееся количество детей, имеющих те или иные нарушения.

Музыкотерапия в работе с дошкольниками Цели: Систематизировать представления в области музыкотерапии, рассказать о конкретных способах использования музыкотерапии в своей работе.

Музыкотерапия в воспитании детей дошкольного возраста. Интересным и перспективным направлением в воспитательно-педагогическом процессе является использование музыкотерапии на занятиях по ритмике.

Общение ребенка с музыкой. Музыкотерапия Ранее общение ребенка с музыкой способствует полноценному физическому, психическому и личностному развитию. Прослушивание правильно подобранной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкотерапия
Опубликовано: 5 февраля 2017 в 11:21
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД