Елена Машарова
Музыкотерапия. Влияние музыки на организм человека
▼ Скачать + Заказать документы
Секрет музыки разгадан!
Только сейчас ученые начали понимать, каким образом музыка воздействует на организм человека. Оказывается, музыку наш мозг воспринимает одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Самое сильное воздействие на организм человека оказывает ритм. Ритмы музыкальных произведений лежат в диапазоне от 2,2 до 4 колебаний в секунду, что очень близко к частоте дыхания и сердцебиения. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания. Кстати, музыка благотворно действует не только на человека, но и на животных и даже на растения.
Публикация «Музыкотерапия, Влияние музыки на организм человека» размещена в разделах
Известно, что ритм марша, рассчитанный на сопровождение отрядов войск в длительных походах, чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. При таком ритме музыки можно идти очень долго, не испытывая сильной усталости. В то же время марши, звучащие во время парадных шествий, более энергичны. Это несколько повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии. Поэтому такие марши оказывают бодрящее, мобилизующее воздействие. Показано что ритм вальса в три четверти оказывает успокоительное воздействие. Не меньшей силой воздействия, чем ритм обладает музыкальная интонация. Музыка использует в качестве своей основы как первичные голосовые реакции (плач, смех, крик, механизмом которых служит безусловный рефлекс, так и развившиеся позднее на их основе условные интонации.
Для повышения настроения специалисты рекомендуют не только слушать музыку, но петь и музицировать.
Музыкотерапия — лечение с помощью музыки. Активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов. Но влияние музыки как терапевтического действия нельзя абсолютизировать. Музыкотерапия имеет равные права с другими психотерапевтическими методами в рамках всего комплекса методов коммуникативной психотерапии.
В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают :
• катарсис – эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;
• облегчение осознания собственных переживаний;
• конфронтацию с жизненными проблемами;
• приобретение новых средств эмоциональной экспрессии.
А с 1993 года музыкотерапия стала одним из очень популярных способов лечения в США. Американский доктор Гордон Шоу объясняет влияние музыки на здоровье воздействием вибрации звуков. Звуки создают энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма. Мы поглощаем музыкальную энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, давление, температуру, снимает напряжение. Поэтому правильно подобранная мелодия благоприятно воздействует на больных людей и ускоряет выздоровление. Когда мы слушаем любимые произведения, в мозгу вырабатываются вещества, которые воздействуют на наш организм как наркоз. Благодаря классической музыке в крови уменьшается уровень адреналина, то есть гормона стресса. Темп и ритм музыки влияют на обмен веществ, нормализуют работу сердца, дыхание, пульс.
В работе с детьми мы понимаем сущность музыкотерапии в том, что считаем ее лечебно-воспитательным воздействием. Своими специфическими средствами, формами и методами она является эмоциональным видом работы, в который легко и с удовольствием включаются очень многие дети. В такой форме они готовы выполнить даже те действия, на которые не способны на других занятиях.
Детей с нарушениями развития становится все больше. Если раньше основное место в помощи ребенку занимала медицина, то теперь все чаще говорят о необходимости обучения и специальных развивающих занятий.
Особое место в программе с дошкольниками занимает музыкальная терапия. Занятие музыкой с «особыми» детьми – это очень эмоциональный вид работы.
Музыкальная терапия позволяет решать различные задачи:
развитие эмоциональной сферы и взаимодействия с окружающими;
развитие произвольной деятельности;
развитие двигательной сферы;
развитие познавательной сферы;
развитие речи.
Таким образом, музыкальные занятия, воздействуя на эмоциональную сферу ребенка с нарушением развития, позволяют решать не только развивающие, но и терапевтические задачи, благодаря чему ребенок оказывается готов к другим, более сложным занятиям.
Магическая сила музыки может привести человека в отчаяние, заставить смеяться или, наоборот, успокоить. Не стоит забывать, что музыка еще и мощное лечебное средство, способ глубокого воздействия на физическое и психическое состояние человека.