Папки-передвижки

Наблюдение в природе как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста

ЛАРИСА ГУБАЛЬ
Наблюдение в природе как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста

Наблюдение в природе как средство формирования познавательного интереса

детей младшего дошкольного возраста

Основной целью экологического образования является формирование экологической культуры личности. Экологическая культура как интегрированное понятие является важнейшей частью общей культуры человека, представляющей такую сферу бытия, позитивное изменение которой может создать перелом в преобразовании всей системы взаимоотношений между природой и обществом. Поэтому экологическую культуру правомерно считать регулятором системы «общество – природа».

Публикация «Наблюдение в природе как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Установлено, что главный механизм процесса воспитания и развития экологической личности – система отношений к природе. Поскольку от ее содержательной направленности, широты, глубины зависит действенность и качество взаимодействия ребенка с природой.

Любое образование, экологическое в том числе, предполагают использование определенных методов. Воспитание и всестороннее развитие дошкольников выполняется разнообразными методами. Наиболее эффективным является знакомство ребят с природой. Малышей интересуют все природные явления : снег, дождь, радуга.

Воспитатель должен развить навык наблюдения природных явлений. Именно в его обязанности входит воспитание любви к наблюдениям, формирование навыков заботы о животных и растениях. Воспитатель должен объяснить своим воспитанекам важность заботы о живых организмам, нетерпимость к порче растений, животных.

Суть наблюдения состоит в познании природных объектов с помощью зрительного, тактильного, обонятельного, слухового обоняния. Путем наблюдения воспитатель учит детей выделять разные признаки природных объектов, ориентироваться в связи живой и неживой природы, различать животных, растения.

Наблюдение предполагает организованную педагогом деятельность, направленную на продолжительное и активное изучение детьми явлений природы. В качестве цели наблюдения выступает развитие навыков, дополнительное образование.

Экологическое направление во многих дошкольных учреждениях выбрано в качестве приоритетного, что является прямым подтверждением его важности и актуальности.

Психолог С. Рубинштейн считает, что наблюдение является результатом осмысления, увиденного ребенком природного явления. Именно в процессе наблюдения идет образование, экологическое восприятие увиденного.

Педагог Е. И. Тихеева считает, что именно занятия, подразумевающие наблюдение, помогают формировать речь малышей. Для того чтобы воспитатель достиг поставленной цели, он пользуется специальными приемами, позволяющими ему организовывать активное восприятие воспитанников. Воспитатель задает вопрос, подразумевающий исследование, сравнение, установление связи между разными явлениями и объектами живой природы.

Наблюдения способствуют развитию познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста, если педагог предлагает детям сравнить предметы, объединять их в группы по схожим признакам, классифицировать и анализировать увиденное.

Важным условием, повышающим результативность наблюдения, является участие в восприятии одновременно большего числа органов чувств. Важно опираться не только на зрение ребенка, но и на слух, обоняние, осязание ребенка. Активные действия, включенные в процесс восприятия, обеспечивают развитие познавательных процессов ребенка, способствуют лучшему запоминанию материала. Результативность наблюдения обеспечивается использованием приема сравнения.

Благодаря включению в работу всех детских органов чувств, наблюдение позволяет в полном объеме воспринимать нужные знания. Данный процесс подразумевает сосредоточенность внимания, а потому, воспитатель обязан четко контролировать объем, время, содержание исследования. Именно с помощью наблюдения дошкольники познают природу, запоминают ее объекты. Конкретные, яркие, запоминающиеся образы, ребенок воспринимает быстрее. Именно эти знания он будет использовать в своей последующей жизни: на уроках, во время походов.

Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка.

Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивают в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о ней.

Поддерживая и развивая познавательный интерес через наблюдение, взрослые воспитывают у детей многие положительные качества личности, знакомят с природными явлениями, объясняют их причины и взаимосвязь.

Наблюдение является одним из наглядных методов, который обеспечивает развитие восприятия как ведущего познавательного процесса, а также развитие наглядно-действенной, наглядно-образной форм мышления и речи, основных видов деятельности дошкольника - игры, изобразительной и трудовой деятельности. Наблюдение, как деятельность, определяет возможности общего умственного развития. В процессе наблюдения ребенок проходит все ступени мышления. Умение наблюдать обеспечивает полноту и адекватность формирующихся знаний.

При организации наблюдения педагог должен ясно и конкретно определять цели, задачи наблюдения. Без чувств рождаемых общением с природой, не может быть заинтересованности, следовательно, и не может быть активности. Выделение особенностей окружающего мира должно быть не механическим, а осмысленным. Ребёнок должен понимать многие видимые явления. Например, почему цветок растет быстрее, если за ним ухаживать, почему на дереве мох растет с северной стороны. В наблюдении необходимо обеспечить самую разнообразную активность детей : эмоциональную, мыслительную, речевую, двигательную. Только при этом процесс наблюдения будет эффективен.

Повторность наблюдений особенно важна для создания детьми разнообразных, выразительных образов. В процессе неоднократных наблюдений дети могут видеть один предмет в изменяющихся условиях, а значит, с разными характеристиками (берёзка в ясный солнечный день, на закате солнца, в ветреный день; лес в «золотую» и позднюю осень).

При организации наблюдения необходимо учитывать возрастные возможности детей при определении содержания представлений, формируемых в ходе наблюдения. Это требование реализуется и в содержании и в методике организации наблюдения с детьми.

Наблюдение - результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой - оно само требует наличия определенных знаний и культуры, как отправных моментов организации продуктивного вида деятельности.

При организации и проведении наблюдений в природе в детском саду важными являются такие позиции: наличие природных объектов; определение содержания наблюдения; поиск оптимальных форм и приемов включения в них детей.

В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут (за снежинкой на ладони; за инеем, за поведением птиц у кормушки; в морозный день послушать скрип снега; полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду; за таянием сосулек; за весенней грозой;) и длительными, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель (за снегом; за пробуждением и ростом растений; за почками на деревьях; за изменением окраски листьев; за одуванчиком).

С детьми младшего возраста были проведены следующие наблюдения :

«Наблюдение за щенками»

Цель: закреплять представление о детеныше собаки : внешний вид, движения, издаваемые звуки, сравнить с игрушечным щенком чем похожи в чем различие, щенок живой и т. д.

Нет, не просто подарили

Очень славного щенка,

Он малюсенький пока.

Он идет смешной-смешной,

Путается в лапках,

Подрастет щеночек мой —

станет он собакой.

Почему щенок смешной? (Короткие лапы и хвост, толстое туловище, слабенький, игривый.) Хотя щеночек маленький, слабенький, у него хороший слух, он выполняет команды.

«Кукла Катя идет гулять»

Цель: расширять представление о времени года осень, учить подбирать одежду кукле по сезону, воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Ход

Раз, два, три, четыре, пять:

Собираемся гулять.

Завязали Катеньке

Шарфик полосатенький.

«Наблюдение за тем, как педагог ухаживает за комнатными растениями»

Цель: показать, что растения нуждаются в уходе. Педагог осматривает растения и ухаживает за ними: поливает, протирает листья, моет поддоны. При этом он удовлетворяет желание ребят участвовать в уходе за растением: дает им леечки, объясняет и показывает, как нужно правильно поливать (не поднимать высоко носик лейки, воду лить осторожно, на первых порах можно даже держать руку ребенка с лейкой).

Наблюдения за природой являются эффективным средством развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста. Через наблюдения ребенок удовлетворяет потребность в познании окружающего мира.

В детских наблюдениях проявляется активность детей, направленная на получение новых сведений, новых представлений.

Таким образом, наблюдение является одним из видов познавательного интереса детей и взрослых.

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика, как средство формирования правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста Цель: - познакомить родителей с приемами и методами коррекционной работы при выполнении артикуляционной гимнастики; - учить родителей правильно,.

Дидактическая игра как средство формирования навыков рисования у детей младшего дошкольного возраста Тема: «Дидактическая игра, как средство формирования навыков рисования у детей младшего дошкольного возраста» Дидактические игры — это вид.

Сюжетно-ролевая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста «Сюжетно-ролевая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Введение Игра – основная форма организации жизни.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Наблюдение в природе как основа формирования экологического сознания дошкольника Наблюдение в природе как основа формирования экологического сознания дошкольника Белова С. В. Коваленко Е. С. МБ ДОУ «Детский сад №16» Человек.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников Аннотация: В статье рассматривается необходимость создания и развития познавательно-исследовательской деятельности в ДОО для того, чтобы.

Проектная технология по развитию познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Использование проектной технологии по развитию познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.

Труд в природе как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста Сообщение с презентацией на тему: «Труд в природе- как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста».

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Консультация для педагогов «Экологическая проектная деятельность как один из способов формирования познавательного интереса» Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наблюдение в природе как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 октября 2018 в 20:27
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД