МААМ-картинки

Наблюдения на прогулке осенью

марина гордеева
Наблюдения на прогулке осенью

Наблюдения в сентябре

1 неделя: деревья, кустарники, травянистые растения

Цель: расширять представления детей об осенних изменениях в природе

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

На осенние изменения первыми реагируют деревья, они активно начинают сбрасывать листву, потому что зимой, в стужу, корни почти не могут брать из земли воду, а листья всегда испаряют много воды – тянут ее из дерева. Листья облетают к зиме, чтобы дерево не засохло В жарких странах, где морозов не бывает, но зато летом засуха, листья с деревьев облетают наоборот, к лету. На основе длительных наблюдений за созреванием плодов и семян деревьев и кустарников, подвести детей к выводу, что созревание плодов и семян – это признак осени. Продолжать наблюдение за признаками осени (сентябрь). Обсудить народные приметы и пословицы:

Публикация «Наблюдения на прогулке осенью» размещена в разделах

Сентябрь без плодов не бывает.

В сентябре прохладно, да сытно.

С сентября и лист на дереве не держится.

Сентябрь – золотой месяц грибников.

Осень студит воду. Дидактическая игра «Осенние слова» (упражнять в подборе прилагательных).

Какими словами можно сказать об осени? Осень какая? (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пестрая).

2 неделя: листопад

Цели: расширять представления детей об осенних явлениях в природе, развивать любознательность

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Жаркую, душную летнюю погоду сменяет осенняя прохлада. Суточный день становится короче, а ночь длиннее. Жизнь дерева в умеренных широтах строго подчинена годовому циклу. И каждую осень по этому природному «расписанию» в лесах, парках и садах начинается листопад. Предложить походить по опавшим листьям, послушать как они шуршат. Обсудить, почему листья шуршат (Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и перестанут шуршать). Зимой верхний слой почвы промерзает, и добывать воду из него становится невозможно. Листья испаряют очень большое количество влаги. Если бы растение не сбросило их, в зимние холода оно бы погибло от жажды Обратить внимание на красоту золотой осени.

Стихотворение Ю. Капустиной «Осень» :

В золотой карете, что с конем игривым,

Проскакала осень по лесам и нивам.

Добрая волшебница все переиначила,

Ярко-желтым цветом землю разукрасила.

С неба сонный месяц чуду удивляется,

Все кругом искрится, все переливается. Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» Что можно сказать о листьях осенью? (желтеют, увядают, опадают, кружатся, засыхают, осыпаются, замерзают, можно собирать, шелестят, шуршат).

3 неделя: птицы

Цели: формировать реалистичные представления о природе; расширять знания об приспособленности их к среде обитания

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Птицы имеют разный окрас и величину. Тело птиц покрыто перьями, они могут летать. Летают они обычно против ветра, чтобы под перышки не проникал холодный ветер. Осенью одни птицы улетают в теплые края, другие перебираются поближе к жилью человека, третьи – остаются в лесу. Скоро для птиц, оставшихся на зиму, настанут тяжелые времена. У них будет мало пищи, поэтому люди помогают им, делают для птиц кормушки на зиму Обсудить с детьми, почему птицы улетают. Вспомнить птиц, которые собираются улетать.

Стихотворение В. А. Жуковского «Птичка» :

Птичка летает,

Птичка играет,

Птичка поет;

Птичка летала,

Птичка играла,

Птички уж нет!

Где же ты, птичка?

Где ты, певичка?

В дальнем краю

Гнездышко вьешь ты;

Там и поешь ты

Песню свою. Подведение итогов наблюдения за неделю. Обобщение знаний.

4 неделя: почва

Цели: расширять представления детей о свойствах почвы, развивать познавательную активность.

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Почва- это верхний плодородный слой земли. Почвы бывают разных видов и различаются по цвету, плотности и составу. Важное свойство почвы- ее плодородие, т. е. способность обеспечивать рост и развитие растений В садах осенью удобряют и перекапывают почву. На разной почве произрастают разные растения. Наблюдение за трудом дворника Итоговая беседа по наблюдениям за месяц

Наблюдения на прогулке в октябре

1 неделя: растения

Цель: расширять представления детей об осенних изменениях в природе

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Показать плоды шиповника, рябины. Рассмотреть семена бархатцев, уточнить назначение семян и обратить внимание на разное количество семян у разных растений. Обратить внимание на изменения цвета листьев березы, тополя. Дать характеристику поверхности листьев Длительное наблюдение за многолетним растением – одуванчиком. Объяснить, что корень остался в земле. Отметить колышками место, где рос одуванчик – весной здесь вырастет новый. Наблюдение за травянистыми растениями, их приспособлением к зиме: отмирают стебли и корни, но сохраняются семена.

Загадка: Она под осень умирает И вновь весною оживает. Иглой зеленой выйдет к свету, Растет, цветет она все лето. Коровам без неё – беда: Она их главная еда. (Трава). Дидактическая игра «Что будет, если…» Предложить подумать и ответить, что случится с деревом, если (исчезнут птицы, дождевые червяки, грибы; если перестанет идти дождик; если снег не укроет его корни; не прилетят пчелы; человек повредит кору и т. п.)

2 неделя: ветер

Цель: расширять представления детей об осенних явлениях в природе, развивать любознательность

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Дети самостоятельно дают характеристику ветру: сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный. С помощью флюгера определить, откуда и куда дует ветер. Остается ли положение флюгера постоянным или оно меняется? Подвести детей к пониманию, что ветер может дуть с разных сторон. Ветра меняют свои направления и усиливаются, принося с собой осадки и непогоду. Если это происходит постепенно, то осень получается слякотная, затяжная. В ветреные дни понаблюдать, как семена разносятся по участку. Определить роль ветра в распространении семян. Предложить детям отыскать на участке растения, для которых ветер – желанный гость. Загадка: Неизвестно, где живет. Налетит – деревья гнет. Засвистит – по речке дрожь. Озорник, а не уймешь! (ветер) Дидактическая игра «Ветер, ветер, ты какой?» (упражнять в подборе прилагательных). Ветер осенью какой? (сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, ураганный, прохладный, свежий, холодный, ледяной, теплый, влажный, встречный, попутный, северный, южный, западный, восточный, утренний, осенний).

3 неделя: насекомые

Цель: формировать представления о жизни насекомых в осенний период. Развивать любознательность.

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Насекомые различаются по строению, размеру и окрасу. Они бывают летающими и ползающими. У насекомых есть голова, грудь, брюшко и 6 конечностей. У летающих насекомых есть крылья, они умеют летать С наступлением октября жизнь насекомых замирает. Они усиленно питаются и прячутся от холодов; некоторые из них засыпают до весны, часть насекомых погибает, завершив жизненный цикл; Бабочки-крапивницы залетают осенью в дома и там зимуют; бабочки- лимонницы забираются в щели коры деревьев и спят до весны; муравьи собираются в глубине муравейника и закрывают в него вход. Загадки: Не птичка, а с крыльями. (Бабочка) Шли плОтнички без топоров, Срубили избу без углов. (Муравейник)

Голос тонок, нос долог,

Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)

Вокруг носа вьется, А в руки не дается. (Муха) Подведение итогов наблюдения за неделю.

4 неделя: солнце

Цель: познакомить детей с изменениями, происходящими с солнцем осенью.

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Солнце очень горячее, оно находится далеко от нас, в космосе и оттуда светит, обогревает всю землю. Уточнить знания детей о том, что осенью солнце светит, но почти не греет. На небе часто появляются тучи, прячут солнце. Спросить у детей, почему они надели пальто и шапки. Греет ли сегодня солнце? Выяснить, что солнце сегодня светит, но не греет, сегодня холодно. Беседа на тему труд людей осенью : Ознакомление с сезонными особенностями сельскохозяйственного труда людей. Итоговая беседа по наблюдениям за октябрь

Наблюдения на прогулке в ноябре

1 неделя: береза

Цель: продолжать знакомить с характерными особенностями берёзы, по которым её можно выделить среди других деревьев.

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Воспитатель обращает внимание детей на березы, растущие на участке. Отмечает первые приметы осени – пожелтели листья на березах и почти уже облетели. Дети вспоминают, какого цвета были листья у березы летом. Теперь же преобладает ярко-желтый цвет листьев. Наши предки называли сентябрь – листопадник. Как вы думаете, почему сентябрю дали такое название? Воспитатель предлагает детям полюбоваться красотой березы. Обнять, погладить и сказать: «Расти, милая березонька, радуй добрых людей». Воспитатель предлагает ответить детям на вопросы.

Как нам узнать березу среди других деревьев?

Какого цвета ствол у березы?

Какие части березы вы еще знаете?

Какого цвета ветки?

Зачем корень дереву?

Какого цвета на ней листья?

Каких листьев больше зеленых или желтых?

Есть ли листья под деревом, на земле? Какого они цвета?

Где листьев больше на дереве или под ним? Народные приметы: Листья у березы начинают желтеть с верхушки – ждите ранней зимы, а если снизу – поздней.

загадка:

Стоит Алена — платок зеленый,

Тонкий стан, зеленый сарафан. (Береза). ДИ «Родственные слова»

Ц: развивать у детей понятие родственных слов. Упражнять в словообразовании.

Береза. Березонька, березка, березовый, подберезовик.

Клен. Кленовый, кленок и т. д.

2 неделя: туман

Цель: формировать представление о природном явлении — тумане; учить наблюдению за сезонными явлениями; подмечать особенности этого явления, делать выводы.

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Характер осадков в сентябре – дождь и туман. Дети находят различия между затяжным и кратковременным дождями. Туман — явление природы. Стелется туман над самой землей. Кажется, будто низко-низко спустились облака и опутали землю белым густым покрывалом. Наблюдение за утренним туманом и росой, объяснить причину этих явлений (большая разница между дневной и ночной температурой воздуха). Туман – мельчайшие капли воды в воздухе Туманы бывают в безветренную погоду в любое время года – летом, осенью, зимой, весной. Туман – обычное явление природы. Приметы: утренний, сентябрьский туман – к ветру.

Туман зимой – к оттепели. Туман летом – к ясной погоде. Стихотворение Е. Трутневой «Туман» :

Кто–то ночью утащил лес.

Был он вечером, а утром исчез!

Не осталось ни пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота.

Где же прячутся птица и зверь?

И куда ж за грибами теперь?

Загадка: Спрятал луга,

Спрятал стога

В синий карман,

Синий… (туман) Обобщение результатов наблюдения за неделю. ДИ «Опиши одним словом» Туман какой? Ц: Развитие внимания, мышления, сообразительности.

3 неделя: ворона

Цель: формировать реалистичные представления о природе. Расширять знания об особенностях внешнего вида, жизни, повадках ворон, их приспособленности к среде обитания

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Птица средней величины. У вороны клюв, горло, бока головы, крылья, хвост и ноги – черные, остальное перо окрашено в серый цвет, светлеющий с возрастом. Окрас у самки и самца одинаковый. Вороны довольно неуклюжие, коренастые. Эти птицы всеядны. Круглый год вороны живут на одном месте Ворона приносит пользу, уничтожая на полях озимого червя. Серая ворона хорошо приспосабливается жить рядом с человеком. В старину ворон и воронов считали вестниками беды и неизменными спутниками черных магов. Встреча с этой птицей была предзнаменованием неудачи, беды или смерти. Их боялись и старались избегать, поскольку символизировали они смерть, войну и голод. В некоторых странах верили, что вороны обладают исключительным чутьем и не приносят неприятности своим появлением, а пытаются о них предупредить. Подведение итогов наблюдения за неделю

4 неделя: почва

Цели: расширять представления детей о свойствах почвы, развивать познавательную активность.

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Почва состоит из органических и минеральных веществ. Орг. в-ва:перегной, неразложившиеся растения и животные. Минер. в-ва: песок, глина, обломки горных пород На территории нашей страны образовались различные типы почв (с севера на юг) : арктические, тундровые, лесные, черноземные, каштановые и другие Почва – вековечное богатство человечества. Урожай во многом зависит от почвы, поэтому очень важно заботится о ее плодородии. В садах осенью удобряют и перекапывают почву. На разной почве произрастают разные растения. Наблюдение за трудом взрослых : работа в цветнике. Цели: Обсудить с детьми, зачем люди убирают осенью листья, собирают семена. Предложить ребятам оказать посильную помощь взрослым. Итоговая беседа по наблюдениям за месяц.

Публикации по теме:

Наблюдения за насекомыми на прогулкеНаблюдения за насекомыми на прогулке «Живут, собою Землю украшая». Лето прекрасная пора для общения с природой. Летом открываются возможности для ознакомления детей с удивительным.

Беседа на прогулке «Наблюдения за барвинком»Беседа на прогулке «Наблюдения за барвинком» Цель: дать представление о ранних цветах и узнать, какие первые цветы появляются на территории детского сада. Задачи: - познакомить.

Фотоотчет «Наблюдения за насекомыми осенью в логопедической группе»Фотоотчет «Наблюдения за насекомыми осенью в логопедической группе» .

Фотоотчет «Наблюдения за насекомыми на прогулке»Фотоотчет «Наблюдения за насекомыми на прогулке» Наблюдения за насекомыми на прогулке. Цель: Развивать интерес к живому миру, наблюдательность, учить устанавливать связи между погодой и.

Конспект наблюдения на прогулке в старшей группе «Облака» Конспект. Наблюдение на прогулке в старшей группе. Тема: «Облака». Цель: Формировать желание изучать природу; рассказать о видах облаков;.

Методическая разработка «Наблюдения на прогулке». Первая частьМетодическая разработка «Наблюдения на прогулке». Первая часть .

Методическая разработка «Наблюдения за скворцами на прогулке»Методическая разработка «Наблюдения за скворцами на прогулке» Цели: - продолжать знакомить детей с перелётными птицами – скворцом; - во время наблюдений учить детей узнавать скворца; - учить составлять.

«В гости к березке!» Конспект занятия-наблюдения на прогулке«В гости к березке!» Конспект занятия-наблюдения на прогулке «В гости к березке!» Расширение представлений о изменениях происходящих с березой весной. Задачи Учить самостоятельно находить изменения.

Наблюдения с детьми на прогулке за радугойНаблюдения с детьми на прогулке за радугой Цели: - продолжать развивать у детей интерес к наблюдениям в природе; - знакомить детей с различными природными явлениями; - закреплять.

Проект «Наблюдения за стрекозой на прогулке»Проект «Наблюдения за стрекозой на прогулке» Цели: - побуждать детей к совместной поисковой деятельности; - продолжать формировать у детей знания о насекомых – стрекозах, их среде.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наблюдения на прогулке осенью
Опубликовано: 7 ноября 2018 в 14:25
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД