Любовь Шкунова
Наглядно-дидактическое пособие «Страна Звукобуквария»
▼ Скачать + Заказать документы
Прежде чем научиться читать и писать, необходимо овладеть двумя главными умениями:
А) хорошо узнавать звуки речи в словах, отличать их в своей и в чужой речи от сходных, определять место звука в слове и последовательность звуков;
Б)правильно делить слова на слоги и звуки, затем их снова соединять в слова, а последние соединять в предложения.
Знакомство с буквами следует начинать как можно раньше, сразу же после отработки первой группы звуков : А, У, О, Э, И, Ы, когда дети запоминают правильную артикуляцию, узнают звуки на слух.
Публикация «Наглядно-дидактическое пособие „Страна Звукобуквария“» размещена в разделах
Данная стена отображает страну в которой находится город гласных и согласных звуков, на улице согласных в первом домике живут парные согласные буквы и звуки, на первом этаже живут глухие согласные, которые мы обозначили деревянным молоточком, на втором этаже живут звонкие согласные, обозначенные колокольчиками.
Во втором домике живут непарные согласные также глухие и звонкие, обозначенные буквами и звуками.
В третьем домике (снизу)живут буквы и звуки, которые всегда мягкие (первый этаж)- обозначены мягкими тапочками и всегда твердые (второй этаж) – обозначены кирпичиками.
На улице гласных в красных домиках живут парные гласные буквы и звуки, которые обозначаются каждый своей картинкой.
Целью пособия является :
1) формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
2) становление фонематического слуха;
3) формирование навыков дифференциации парных звуков;
4) подготовка к обучению грамоте и обучение письму печатными буквами;
5) пропедевтическое формирование орфографических знаний и умений;
6) развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания);
7) развитие конструктивного мышления;
В стране «Звукобуквория» происходит изучение букв в строгой последовательности. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом с опорой на артикуляцию. Для усвоения характеристики звуков и букв предлагаются «Домики букв». С введением буквы рекомендуется выполнять звуко-буквенный анализ слов (для этого используются кассы букв, что способствует формированию фонематического восприятия навыка письма.
В каждом домике «Звукобукварии» даются образ буквы, в каждой из которых живут звуки.
Для усвоения графического образа буквы предлагаются упражнения «Сколько букв», «Найди букву», «Обозначь мягкость», «Назови парный звук», «Догадайся и назови пару», «Что получится?» и др.
Особо обращается внимание на буквы е, ё, ю, я: в начале слова или слога буквы читаются так, как называются. В прямом слоге они указывают на мягкость согласного. Звуковой анализ слов с йотированными гласными не проводится.
Привлекается внимание детей к некоторым правилам правописания: парные звонкие и глухие согласные на конце слова; безударные гласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, раздельное написание предлогов, большая буква в написании собственных имен, обозначение мягкости согласных буквами и, е, ё, ю, я и буквой ь, правильной записи предложений. Проводится устная подготовка к употреблению на письме разделительного ь и ъ знаков. При обучении ребенка чтению предусмотрены разнообразные виды упражнений:
дополнить слог до целого слова;
«собрать» слово из «рассыпанных» букв или слогов;
вставить букву и назвать слово — «Буква заблудилась»;
соотнести слова и картинки;
исправить деформированные предложения;
прочитать текст, выполнить задания по его содержанию: решить логическую задачу, пересказать текст, озаглавить, продолжить;
прочитать пиктографический текст;
выполнить упражнение «Математическая грамота»;
выучить стихи, пословицы, скороговорки;
отгадать загадки, ребусы, решить кроссворды.
В результате такой работы со страной «Звукобукварией» ребенок научится слитному чте
ию слогов, сознательному плавному слоговому чтению слов, предложений и текстов, а также составлению из букв разрезной азбуки слов и предложений изученного звуко-слогового состава, написание которых не расходится с произношением.