Игнатьева Ольга
Наглядно-игровое пособие «Мнемокубы: дикие животные наших лесов»
▼ Скачать + Заказать документы
Наглядно-игровое пособие «Мнемокубы: дикие животные наших лесов» ориентировано на дошкольников 3-6 лет, имеющих разный уровень речевой подготовки. Может использоваться на подгрупповых и индивидуальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на коррекционных занятиях учителей-логопедов и дефектологов, в играх и упражнениях с элементами драматизации.
Публикация «Наглядно-игровое пособие „Мнемокубы: дикие животные наших лесов“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Игры, дидактические пособия
- Дикие животные. Составление рассказов, описание
- Животные. В мире животных
- Животные. Составление рассказов, описание
- Игры для детей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
Пособие представляет собой меховые кубы (20*20см, передающие основную окраску шерсти диких животных (медведь - коричневый, заяц - белый, волк – серый, лиса – рыжая) и их отличительные особенности (у зайца длинные уши короткий хвост, у лисы - пушистый хвост с белым кончиком, у медведя – круглые, маленькие ушки и т. д.). На передней стороне куба располагается мнемотаблица, закрытая прозрачным пластиком. К кубам прилагается комплект, состоящий из трех мнемотаблиц и цветных изображений диких животных. В мнемотаблице схематически отображен план описательного рассказа. Схемы усложняются в зависимости от возраста и речевого развития. Схемы легко заменить, благодаря съемной передней панели.
Пособие многофункционально:
- знакомство с особенностями жизни диких животных нашей местности;
- составление описательного рассказа по образцу, аналогии, самостоятельно по схеме;
- обучение составлению и отгадыванию описательных загадок о диких животных нашей местности.
Данное пособие предусматривает успешную компенсацию психоречевой недостаточности у детей благодаря:
- тесной связи речи и мыслительной деятельности;
- слиянию мнемотехнических приемов и тактильных ощущений;
- коррекционно – развивающему характеру речевого материала;
- игровой атмосфере деятельности.
Предлагаю следующие варианты игр с использованием наглядно-игрового пособия «Мнемокубы: дикие животные наших лесов».
«Составление описательного рассказа о диком животном»
(младший дошкольный возраст)
Цель: Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные», обучение повторению описательного рассказа вслед за логопедом с опорой на мнемотаблицу. Развивать психические процессы: внимание. Память, наглядно-действенное мышление, умение соотносить знаковые символы с образами.
Логопед демонстрирует детям мнемокуб «Волк» и предлагает детям догадаться, какой зверь прибежал к ним в гости. Дети рассматривают куб. обследуют его руками. Далее педагог предлагает прослушать, что волк расскажет о себе. Беседа по содержанию. Дети отвечают с опорой на мнемокуб. Педагог побуждает детей к самостоятельному рассказу с опорой на пособие.
Путешествие в лес»
(средний дошкольный возраст)
Цель: Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные» (называть отличительные признаки дикого животного, учить детей составлять рассказ-описание по аналогии связно, последовательно, развивать способность к эмпатии. Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных в косвенных падежах). Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Мнемокубы расставлены в разных частях кабинета. Раздается стук в дверь. Входит почтальон Печкин и просит детей помочь ему разнести корреспонденцию для животных. На конвертах написаны загадки о зверях. Дети отгадывают их. Далее Печкин ходит по лесу и знакомится с дикими животными. Задача ребенка: выбрать себе мнемокуб и от имени дикого животного рассказать о нем.
«Отгадай загадку – найди отгадку»
Цель: Активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные», совершенствовать умение составлять описательные загадки о диких животных. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных и прилагательных с уменьшительными суффиксами). Развивать связную речь, тактильные ощущения. Воспитывать навыки сотрудничества на занятии, волевые качества личности (дослушать рассказ сверстника до конца).
На мольберте выставлены картинки с изображением диких животных. За ширмой расположены все мнемокубы данного пособия. Ребенок заходит за ширму и составляет описательную загадку, ориентируясь на мнемотаблицу. Задача детей: отгадать загадку и ласково назвать животное. Это рыженькая лисичка; серенький волчок и т. д.
Использование наглядно – игровых пособий на занятиях по развитию
связной речи позволяет, учитывая особенности восприятия (слуховое, зрительное, кинестетическое, задействовать и развивать все анализаторы ребенка, включать различные механизмы памяти, активизируя правое и левое полушария головного мозга,
мнемотехника, составляющая суть пособий, является одним из средств
здоровьесбережения, так как создает условия для прочного и осмысленного запоминания и усвоения учебного материала без ущерба для здоровья.
Мнемотехнические приемы, опираясь на сохранные процессы памяти, развивают другие, что делает их применение универсальным для любых детей (как с нормальным, так и с проблемным развитием).
Используемая и рекомендованная литература:
Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Приложение к пособиям «Учим говорить правильно» - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 16с. (Практическая логопедия.)
Белоусова Л. Веселые встречи. – СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС,2003
Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС,2001.