Алёна Абрамова
Наглядное пособие-сортёр «Какая разница» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Наглядное пособие-сортер «Какая разница»
(средняя группа «Чиполлино»)
Авторы-составители: Абрамова Алёна Андреевна,
Дайбова Марина Геннадьевна
В соответствии с ФГОС ДО, решение задач развития детей дошкольного возраста предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Важное значение в развитии игровой деятельности принадлежит правильной организации развивающей предметно-пространственной среды.
Публикация «Наглядное пособие-сортёр „Какая разница“ в средней группе» размещена в разделах
Идет активный поиск и внедрение в педагогическую практику различных методов и приемов организации игровой деятельности, подходов к обновлению предметно-игровой среды. Развивающая функция игровой среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов.
По нашему мнению, для обогащения предметно-пространственной игровой среды необходимо дополнительно задействовать пространство стен. Использование технологии «говорящие стены» - это актуальный способ организовать разнообразную игровую деятельность детей. Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать имеющиеся игровые ресурсы.
Поэтому нами было принято решение разработать наглядное пособие-сортер «Какая разница» с использованием технологии «говорящие стены». Его содержание направлено на познавательное развитие детей средней группы.
Цель создания дидактического пособия-сортера «Какая разница»: обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы для организации игровой деятельности.
Для достижения цели нами определены следующие задачи:
1. Расширять представления детей об окружающем мире (времена года, профессии, орудия труда).
2. Расширять кругозор детей
3. Создавать условия для развития самостоятельной игровой деятельности.
4. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения детей друг с другом во время совместной игры.
При создании дидактического пособия-сортера руководствовались следующими принципами:
- опора на ведущую деятельность детей – игру;
- доступность предполагает свободный доступ и выбор пособия, индивидуальное и коллективное использование; исправность и сохранность материалов и предметов игры.
- вариативность предполагает наличие разнообразных материалов, игрушек и предметов, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическое их обновление, стимулирующее активность детей;
- безопасность предполагает надежность и безопасность материалов из которых состоит пособие.
- насыщенность пособия предполагает оснащение объемными и плоскостными предметами, заданиями;
- наглядность пособия предполагает целостность всех компонентов пособия где изображение играет роль восприятия наглядности (фон планшетов, фигурки на липучках, которая помогает детям знакомиться с окружающим миром, живой и не живой природой.
Наглядное пособие-сортер «Какая разница» является полноценным и современным пособием, которое дает возможность не только обогатить игровую среду группы, но и организовать различные игры. Оно органично вписываться в интерьер группы, создает атмосферу, в которой ребенку хочется играть и узнавать новое.
Для детей пособие занимательно. Игровой материал, состоящий из деревянного планшета и набора деревянных фигурок на липучей ленте, не обладающий жестко закрепленным способом употребления, дает возможность творчески подходить к игровой деятельности и личную заинтересованность ребенка в происходящем. Игры, представленные в пособии, направлены:
- на формирование знаний детей о таких профессиях, как доктор, повар, учитель, строитель, механик, парикмахер, а также о материалах, инструментах, оборудовании необходимых для их работы;
- расширение представлений о временах года.
Работа с наглядным пособием формирует познавательные действия ребенка, способствует развитию речи, внимания, мышления, обогащает знания об окружающей действительности. Это является актуальным в работе с детьми 4-5 лет, так как в этом периоде жизни идет интенсивное развитие познавательной сферы ребенка.
Формы организации детей:
- индивидуальная;
- подгрупповая;
- самостоятельная деятельность детей.
Формы организации работы с детьми:
- игра (дидактическая, игра-соревнование);
- беседа («Как правильно одеваться на улицу осенью, зимой, весной, летом…»; «Какие бывают профессии?», «Кем работают твои родители?» и др.);
- обсуждение ситуации («Кто приходит первым на помощь, когда сломался автомобиль»; «Что будет, если летом гулять без панамы?»; «К кому обратиться, если заболел?» и др.);
- рассматривание иллюстраций.
Техническое описание
Наглядное пособие-сортер «Какая разница» состоит из 5 планшетов, на которых изображены профессии: доктор - повар, учитель – строитель, механик – парикмахер и времена года: лето – зима, весна – осень.
Корпус планшета полностью выполнен из дерева. Верхняя поверхность основной рабочий экран. Планшеты размещены на стене, на уровне глаз детей. Обрабатываются планшеты влажной ветошью с использованием моющего средства.
Каждый планшет выполнен из дерева (размер 29см * 20 см). Каждый из них имеет два противоположных тематических изображения и комплект соответствующих фигурок на липучках. В набор входит комплект плоскостных фигур, отображающих предметы окружающей действительности (люди, животные, растения, инструменты и т. д.).
Наглядное пособие-сортер «Какая разница» включает в себя:
Планшеты Съемные детали к планшетам
Деревянный планшет 1: Доктор – повар с набором плоскостных фигур Пробирки, чемодан, компьютер, лекарства, фонендоскоп. Разделочная доска, кастрюля тарелки, продукты.
Деревянный планшет 2: Учитель - строитель Глобус, книги, документы, карандаши. Телега с песком, окно, шпатель, кирпичи, цемент.
Деревянный планшет 3: Механик - парикмахер Ключи, аккумулятор, шины, набор инструментов. Фен, расчески, чаши, кресло, ножницы, шампуни.
Деревянный планшет 4: Лето - зима Ягода, велосипед, бабочка, лейка, песок, круг для плавания.
Деревянный планшет 5: Весна - осень Шляпа, кораблик, цветы, гнездо с цыплёнком. Туча с дождем, лукошко с грибами, осенние листья, зонтик, пальто.
Дидактическая игра «Определи по предмету профессию»
Задачи: закрепить понимания и назначения и функций предметов труда, умение группировать их по способу использования, учить по орудию труда назвать профессию, для чего это орудие труда используется.
Ход игры: дети по очереди достают из мешочка предметы (пробирки, чемоданчик, лекарства, кастрюля, продукты, столовые приборы и т. д., которые необходимы для той или иной профессиональной деятельности. Затем называют орудие труда и профессию, где оно используется. Затем размещают предметы на планшете с соответствующей профессией.
Дидактическая игра «Кто, где работает»
Задачи: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.
Ход игры: воспитатель предлагает детям ответить на вопросы о том, кто, где работает и разместить фигурку человека по профессии на соответствующее игровое поле («воспитатель» - в детском саду; «учитель» - в школе; «врач» - в больнице, поликлинике, в д. с., в школе; «повар» - на кухне, ресторане и т. д.)
Дидактическая игра «Исправь ошибку».
Задачи: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.
Повар лечит, а врач готовит.
Дворник продает, а продавец подметает.
Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.
Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни.
Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»
Задачи: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т. п. необходимых для работы разных профессий).
Ход: Учителю - указка, учебник, мел, доска….
Повару - кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…
Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты….
Дидактическая игра «Бывает, не бывает»
задачи: развивать логическое мышление, закрепить представления о признаках времен года.
Ход игры: дети встают в круг, педагог называет признак определенного времени года. Ребенок ловит мяч, если этот признак подходит.
Дидактическая игра «Повтори, не ошибись»
Задачи: закрепить названия месяцев (по временам года)
Ход игры: ребенок называет названия осенних (зимних, весенних) месяцев по порядку по картинкам или без них.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
задачи: учить исключать лишний предмет из ряда, объяснять принцип исключения.
Ход игры: воспитатель показывает детям четыре картинки, три из них подходят к определенному времени года, а один не подходит. Дети должны определить, что не походит и объяснить, почему не подходит.
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Задачи: уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе; развивать внимание, быстроту мышления.
Ход игры: всем играющим педагог раздает по 4 квадрата разного цвета, каждый цвет обозначает определенное время года. Например, желтый - осень, голубой-зима, зеленый-весна, красный-лето и т. д.
Воспитатель поднимает картинку с изображением, какого-либо сезонного изменения, например, листопад. Дети должны поднять квадрат, соответствующего цвета - желтый, за быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.