Получи документы

Накопление сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развитие мелкой моторики

Ткачева Татьяна
Накопление сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развитие мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие - это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.

Публикация «Накопление сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развитие мелкой моторики» размещена в разделах

Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (стол, цветок, радугу, но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию). Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие — процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных, двигательных и речевых механизмов.

Восприятие строится на основе ощущений, сенсорных эталонов, на основе активного поиска признаков для формирования образа предметов. Оно является основой ориентации человека в окружающем мире и обществе и дано человеку для познания окружающего мира. Главный анализатор окружающего мира — глаза, с помощью которых человек видит. Язык помогает нам ощутить вкус. Чувство слуха проявляется благодаря органам слуха — ушам. Пальцами рук, прикосновением кожи человек ощущает предметы — это осязание.

Восприятие опирается не только на ощущения, но и на предыдущий опыт растущего человека. Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится этому.

На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Он учится воспринимать музыку, повторяя ее ритм, мелодический рисунок. Учится ориентироваться в пространстве и времени, в последовательности событий. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликации, ребенок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны — представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок.

Таким образом, развитие восприятия в дошкольном возрасте — это сложный, многоаспектный процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все точнее, четче отображал окружающий мир, научался различать нюансы действительности и благодаря этому мог успешнее адаптироваться в ней.

В структуре восприятия выделяют простые, сложные и специальные виды восприятия.

К простым относят восприятие

- величины,

- цвета (дошкольники должны различать не менее 12 цветов и оттенков,

- формы (названия основных геометрических фигур, соотношение предмета с формой)

При оценке восприятия величины большое внимание уделяется развитию глазомера.

Предлагаю Вам проверить свой глазомер простым способом.

Возьмите полоску бумаги. Определите на глаз середину полоски, затем середину у двух получившихся отрезков – поставьте точки. Проверьте себя складыванием полоски 2 раза пополам. Норма – отклонение на 1-2 мм.

Сложные виды восприятия представляют собой сочетания простых.

К специальным относятся восприятие

— времени,

— пространства,

— движения.

- Скажите, пожалуйста, при восприятии времени как мы можем определить промежуток времени? (ответы)

- А в изолированной комнате? (ответы).

- Это врожденное чувство или приобретенное? (Оно развивается с опытом, может быть определено ритмическими процессами, происходящими в организме – сердцебиение, дыхание, режим дня)

Восприятие ребенка не совершенно, оно требует развития. Но даже взрослого человека оно может подвести. Были ли с вами такие случаи? (ответы)

Демонстрация презентации «Обманы зрения».

Если у Вас появилось желание протестировать свое зрительное восприятие, то это можно сделать по ссылке в интернете https://flytothesky.ru/test-na-zritelnoe-vospriyatie/«Тест на восприятие».

А я Вам предлагаю психологический тест «ЧТО ВЫ ВИДИТЕ НА КАРТИНКЕ?.»

1. Взрыв свидетельствует о том, что вы в любой ситуации используете свое воображение, которое не раз вас выручало в сложных ситуациях.

2. Две руки означают, что не смотря на наше воображение, вы пользуетесь логикой. Вы видите то, что есть на самом деле.

3. Если вы увидели дерево, это значит, что вы очень бдительный и внимательный человек.

4. Если вы ничего не видите, то вам следует отдохнуть. Вы переутомились и вам лучше отправиться в отпуск.

а). Девушка - в своей жизни вы ищите только прекрасное, вы стараетесь не обращать внимания на чёрные полосы, вы их просто переступаете. Ваша жизнь прекрасна, как и лицо, этой девушке.

б). Две Белки - готовьтесь к путешествию и отдыху, в ближайшее время ваша жизнь станет праздником и наполнится интересными событиями. Старайтесь в течение недели проводить больше времени на улице.

в). Обнаженный мужчина - это значит, что вы очень внимательный человек и во всем подмечаете детали.

Итак,сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Для развития сенсорных способностей и мелкой моторики существуют различные игры и упражнения, которые Вы все прекрасно знаете. Некоторые из них представлены на экране. А ещё есть множество развивающих игр для дошкольников в сети интернет, Вам необходимо просто набрать в поисковике - развивающие игры онлайн для детей, главное, не забывайте следить за временем, сколько ребенок находится у компьютера.

Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию всей сенсорной системы : зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима "пища". Эту роль выполняют сенсорные игры и игрушки, которые учат мыслить, запоминать, анализировать, синтезировать, обобщать, экспериментировать и т. д. ,что в свою очередь значительно развивает умственные способности детей. Сенсорное восприятие напрямую связано с мышлением, памятью, вниманием и является основой для формирования речи, фантазии и воображения, эстетического восприятия окружающего мира, развития творческих способностей и мелкой моторики ребенка.

Огромное значение и развивающую ценность имеют игры и пособия, изготовленные своими руками. Они вызывают интерес и повышают мотивацию ребенка к деятельности, самопознанию и саморазвитию. Примеры таких игр и игровых пособий Вы увидели на нашей выставке.

Предлагаю игру «Атомы». Создали молекулы из 3-х атомов, 2-х атомов. Проверим Ваше тактильное восприятие - в парах нарисуйте по очереди друг другу на спине простой рисунок или фигуру и угадайте, что нарисовали Вам.

Создайте молекулы из 4-х атомов, 5-6 атомов. Замечательно, у нас образовались 4 группы, которым предлагается занять место за одним из столов и из подручных материалов изготовить своими руками игровое развивающее пособие для дошкольников. Пожалуйста!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики через дидактические игрыРазвитие мелкой моторики через дидактические игры Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений или как принято.

Развитие мелкой моторики через различные виды продуктивной деятельности у детей раннего возраста (из опыта работы)Развитие мелкой моторики через различные виды продуктивной деятельности у детей раннего возраста (из опыта работы) Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал "Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев,образно говоря,идут.

Игры на развитие тактильного восприятия, мелкой моторики рукИгры на развитие тактильного восприятия, мелкой моторики рук Игры на развитие тактильного восприятия, мелкой моторики рук. Игры с ручками. Следует поощрять ребенка и правой, и левой руками: двумя.

Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики у слепых дошкольников через формирование графических умений Методическая разработка (из опыта работы) тифлопедагога Галиной А. С. Тема: «Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики у слепых.

Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики у слепых дошкольников (из опыта работы) Методическая разработка (из опыта работы) тифлопедагога Галиной А. С. Тема: «Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики у слепых.

Развитие сенсорного восприятия детей дошкольного возраста через дидактические игры Пояснительная записка: Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:.

Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредством ручного труда через бумагопластику» Авторская идея в моей педагогической практике «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредством ручного труда через бумагопластику».

Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики через интеграцию в различных видах деятельности» В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование.

Развитие мелкой моторики рук через ОО «Художественно-эстетическое развитие» (лепка). Подготовительная группаРазвитие мелкой моторики рук через ОО «Художественно-эстетическое развитие» (лепка). Подготовительная группа Лепка – одно из направлений нашей работы по развитию мелкой моторики рук детей. Представляем мастер-класс по изготовлению поделки из пластилина.

Самообразование. Развитие мелкой моторики через нетрадиционную аппликацию Введение Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Накопление сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развитие мелкой моторики
Опубликовано: 23 мая 2017 в 16:46
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Накопление сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развитие мелкой моторики» (включая файлы) размещена пользователем Ткачева Татьяна (УИ 126458) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД