Наличие собственного инновационного опыта

ЕЛЕНА ШУМКИНА
Наличие собственного инновационного опыта

Актуальность и перспективность опыта.

В период дошкольного детства происходит интенсивное психическое развитие ребенка, значимость которого состоит в том, что приобретаемые им знания, действия, способности имеют большое значение для его будущего развития, в том числе и для успешного обучения в школе. Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами, одним из которых являются – развитие математических представлений и ознакомление с окружающим.

Д. И. Писарев, почти полтора века назад,утверждал: «Математика всегда остается для детей работой». С тех пор восприятие математики мало изменилось. В школе – это наиболее трудоемкий учебный предмет. Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед педагогом дошкольного учреждения состоит в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка.

Проблемой развивающего обучения математикой занимались педагоги-практики Р. А. Березина, З. А. Михайлова, Р. П. Непомнящая, Т. И. Ерофеева и другие, которые разработали методику формирования математических представлений детей дошкольников. Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большое значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, проникновением ее в разные области знаний.

Сегодня, а тем более завтра, математика в той или иной мере нужна бу-дет огромному числу людей различных профессий, и отнюдь не только математикам.

Осознание вышеуказанных факторов побудило меня проводить целенаправленную работу по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

Дошкольный возраст – это возраст чувственного познания окружающего. Наиболее продуктивно ребенком усваивается то, что затрагивает его эмоции, интересно ему, поэтому главная задача – вызвать речевую и общую инициативу ребенка через чувственное познание, включение дошкольника в значимую для него деятельность. Я считаю, что формирование элементарных математических представлений у дошкольников неразрывно связанно с обогащением знаний детей о природе. Именно при ознакомлении с природой дети учатся наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы, то есть у них формируются предпосылки для становления элементарных математических представлений.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта)

Согласно федеральным государственным требованиям к структуре образовательной программы, на которые мы теперь обязаны ориентироваться в своей педагогической деятельности, как такового раздела «Математическое развитие» в программе не существует. Но в образовательной области «Познание» одна из задач звучит как «Формирование элементарных математических представлений». Кроме того, если мы обратимся к компетентностям ребенка, которые согласно ФГТ должны быть сформированы к выпуску из детского сада, так называемые итоговые результаты,то среди них можно выделить следующие:

• «Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели»

• «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту, … может преобразовывать способы решения задач (проблем)»

• «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции».

Понятно, что ни одну из этих компетентностей мы не сможем сформировать в должной степени, уделяя мало внимания развитию у ребенка логики, мышления, внимания, умения действовать в определенной последовательности (алгоритмы, не научив его считать, различать геометрические фигуры, решать простейшие задачи.

Свою работу, по формированию элементарных математических представлений дошкольников строю,основываясь на следующих педагогических принципы:

- создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;

- формирование мыслительных операций;

- развитие образного вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;

- введение новых знаний через самостоятельное «открытие» его детьми;

- широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку и его всестороннее развитие;

- целостность и единство разнообразных видов деятельности.

Наличие теоретической базы

Для обеспечения теоретической базы использую следующие программы,технологии и другие источники:

1.Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогобиридзе и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011г.

2. «Математика в детском саду» Л. С. Метлина – М. 1984г.

3. «Математика в детском саду» В. П. Новикова – М. 2010г.

4. «Цвет, форма, количество» Д. Альтхауз – М. 1984г.

5. «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста» В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. - Воронеж 2011г.

6. «Знакомим дошкольников с миром животных» Е. И. Золотова М. – 1986г.

7. «Окружающий мир» Л. В. Артемова М. – 1992г.

8. «Познавательное развитие» В. Н. Волчкова М. – 2005г.

9. «Формирование пространственных представлений»/ жур. «Реб. в д. /саду”, №6,2006г.

10. «В гостях у дедушки Корнея»/Жур. «Дошкольное воспитание», №3, 2007г.

Ведущая педагогическая идея.

Ведущей педагогической идеей считаю необходимость проведения целенаправленной работы по формированию у детей интереса к математике, формирования логических структур мышления, развитию креативных способностей, связи математического развития детей с их духовной жизнью и практическим опытом.

Оптимальность и эффективность средств.

Оптимальным и эффективным средством в работе считаю проведенные мною следующие мероприятия:

1. Занятия по формированию элементарных математических представлений при ознакомление с природой;

2. Беседы с использованием наглядно – иллюстрированного материала;

3.Создание:

- комплектов наглядного дидактического материала для занятий;

-дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений;

4. Работа с родителями (беседы, консультации, папки – передвижки, папки – раскладушки, выступления на родительских собраниях).

Проведенная работа стала предпосылкой формирования у детей элементарных математических представлений, развитию личности.

Результативность опыта.

Результативность инновационного опыта заключается в том, что ознакомление ребенка с природой, окружающем поможет развить у него логическое мышление, внимание, умение действовать, соблюдая алгоритм, делать простейшие выводы и умозаключения, решать простейшие задачи, считать, умение классифицировать.

Возможность тиражирования.

Опытмоей работы бал размещен на сайтах:

nsportal.ru:

1. Открытое занятие «В гостях у сказки» в старшей группе для слушателей выездных курсов Республики Мордовия;

2.Консультация для родителей на тему: "Развитие математических способностей у дошкольников".

Maam.ru:

1. Консультация для педагогов на тему «Благоприятные условия математического развития дошкольников».

Делилась опытом на педагогических советах в ДОУ, районных методических объединениях.

Публикации по теме:

Тренажер для сенсорного развитияТренажер для сенсорного развития сенсорное развитие составляет фундамент для умственного развития ребенка, необходимо для успешного обучения сначала в детском саду, затем.

Экологическое воспитание дошкольников Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она была всегда. Но в настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Наличие собственного инновационного опыта
Опубликовано: 22 апреля 2014 в 09:57
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июня. День фокусов на МААМ

Волшебству, которое дарят нам иллюзионисты, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с профессией фокусника и научить их...

24 июня. Фестиваль панамок на МААМ

Кепки, шляпки, панамки в жаркую и солнечную погоду детям не просто нужны, а необходимы. Почему так важно не забывать о головном уборе знойным летним днём? Откуда взялось такое название: «панамка»?...


Горячие темочки