Лучший педагог года

Исследовательская деятельность «Что такое звук, скажи?»

Ирина Минакова
Исследовательская деятельность «Что такое звук, скажи?»

Направление: исследовательская деятельность.

Тема:

«Что такое звук, скажи

1. Возрастная группа: подготовительный к школе возраст.

2. Участники: дети, воспитатели, родители воспитанников.

3. Продолжительность исследовательской деятельности : один месяц.

4. Актуальность:

Публикация «Исследовательская деятельность „Что такое звук, скажи?“» размещена в разделах

В повседневной жизни мы окружены звуками и шумами. Они помогают понять все, что происходит вокруг нас. Звуки может издавать любой предмет, природный объект или человек. Если положить руку на горло, сказать что-нибудь, то почувствуешь, как вибрируют голосовые связки.

Бесконечно разнообразный мир звуков вызывает у детей живой интерес, любознательность и много вопросов. Каким образом мы воспринимаем звуки? Что требуется для распространения звука? Где прячется звук? Эти и другие вопросы о звуках и послужили поводом для более полного изучения данной темы. Экспериментирование со звуками для детей подготовительной группы.

Множество опытов, экспериментирования, исследований, которые легко можно поставить дома и в детском саду открывают секреты происхождения звуков.

5. Новизна:

Благодаря проведенным опытам, дети узнали, как мы слышим звуки. Познакомились со строением уха. Ушная раковина направляет звуковые волны в ухо. Звуки проходят через трубочку, называемую слуховым каналом, к барабанной перепонке.

Звуки заставляют барабанную перепонку и молоточек в среднем ухе колебаться. Молоточек, наковальня и стремечко усиливают эти колебания и проводят звуки к улитке, где нервные клетки преобразуют колебания в сообщения, которые отправляются в мозг. А уже мозг распознает, что именно мы слышим.

6. Описание практической значимости:

Наше исследование нам помогает узнать, что звук можно не только услышать, но и увидеть, и почувствовать. В конце проекта мы задали детям вопрос: «Пригодятся ли им секреты происхождения звуков Ответы детей были однозначно: да. Ведь очень важно слышать и различать разные звуки, чтобы слышать пение птиц, шелест листьев, шум воды, а так же, чтобы научиться: правильно читать и писать. Так же мы узнали, почему у мужчин голос толстый, грубый, а у женщин наоборот тонкий, нежный.

Так что же такое звук?

Большинство звуков, которые мы слышим, на самом деле являются движением воздуха. Каждый звук происходит от колебания чего-либо. Эти колебания заставляют вибрировать воздух, а вибрация воздуха доносит звук.

7. Цель ребенка (или детей) : Хотим узнать: откуда берется звук?

8. Цель воспитателей: развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности различных звуков.

9. Задачи для ребенка:

• Позволить ребенку моделировать в сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.

• Вызвать у детей интерес к окружающему миру, развивать мыслительную деятельность

• Стимулировать познавательную активность и любознательность ребенка, умение устанавливать взаимосвязи между различными явлениями.

10. Задачи для воспитателей:

• Закреплять представления детей о понятии «звук».

• Сформировать представление о характеристике звука – громкости, тембра, длительности.

• Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники, зависимость звучащих предметов от их размера.

• Подводить к пониманию причин возникновения звуков – распространения звуковых волн.

• Выявить причины усиления ослабления звука

• Развивать слуховое внимание, фонематический слух.

11. Проблема: когда учили стихотворение о звуке, у детей возникли вопросы: «Что такое звук? Откуда берется звук

Что такое звук? Скажи!

Постучи и пошурши,

Покричи и позвени,

Звук, попробуй, догони!

Даже если подойдешь

Очень осторожно,

Не увидишь, не найдешь,

А услышать можно.

11. Реализация:

Наше исследование проходило в три этапа.

I. Определение уровня сформированности представлений детей: о звуке,

использование звуков, о слухе и способов его сохранения.

- проведение элементарных опытов;

- попытка определить, какой предмет издает звук и из чего он сделан;

- определение происхождения звука и различие музыкальных и шумовых

звуков;

- распознавание звуков окружающего мира.

II. Проведение опытов с музыкальными инструментами.

- знакомство с высокими и низкими звуками;

- определение зависимости звучащих предметов от их размеров;

- знакомство с характеристикой звука – громкость, тембр, длительность.

III. Причина возникновения звука – распространение звуков волн,

усиление и ослабление звука.

В течение месяца мы проводили разные опыты, эксперименты, исследования и убедились, что звук можно не только услышать, но и увидеть, почувствовать. Родители принимали активное участие в детском саду и дома, приносили разную литературу с опытами, пополнив новым материалом нашу исследовательскую деятельность.

12. Гипотеза: звук нельзя увидеть и почувствовать.

Все слышали поговорку: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Но что делать ребятам, которые хотят узнать о том, что нельзя увидеть, потрогать? Чтобы ответить на эти вопросы, мы провели несколько интересных экспериментов и узнали, как образуются и передаются по воздуху звуки.

Исследование № 1

«Увидеть звук»

Конечно, невозможно увидеть звук, когда он распространяется по воздуху. Но этот эксперимент даст возможность увидеть вибрации, которые и есть звук.

Материал: рабочая поверхность, шарик, ножницы, стакан, скотч, сахар или соль.

• Осторожно отрезать и выбросить горлышко шарика.

• Накрыть шариком верх стакана. Натянуть его, как тугую кожу на барабане.

• Скотчем приклеить шарик к стакану, чтобы его края не двигались.

• Поставить стакан на стол и насыпать несколько песчинок соли (сахара) на шарик.

• Наклониться к стакану так, чтобы он находился на расстоянии 10 см от лица, и громко сказать: «М-м-м-м!». Попробовать произнести это низким голосом и высоким голосом.

Вывод: Звук состоит из звуковых волн – вибраций, которые проходят по воздуху. Вибрации распространяются от источника воздуха во всех направлениях. Когда вибрации в воздухе сталкиваются с каким-то препятствием, они заставляют вибрировать и его тоже. Когда звуковые волны из нашего рта достигают натянутого шарика, они заставляют его вибрировать. Это можно заметить по тому, как подпрыгивают крупинки сахара или соли.

Исследование № 2

«Музыкальная шкатулка».

Гитара и скрипка – струнные инструменты. С помощью этого эксперимента мы сможем разобраться, как струны производят звуки.

Материал: рабочая поверхность, коробка из-под обуви с крышкой, ножницы, большие резинки, толстая ручка, 2 карандаша одинаковой толщины.

• Вырезать круглое отверстие диаметром 15 см ближе к одному концу крышки коробки. Накрыть коробку крышкой.

• Натянуть несколько резинок на коробку по всей длине, так, чтобы они проходили через центр отверстия в крышке.

• Подложить карандаши под резинки с каждой стороны коробки. Карандаши должны приподнимать резинки прямо над отверстием в крышке.

• Подергать за струны-резинки, чтобы добиться звука. Перебирать их с усилием, чтобы звук становился громче, и чуть нежнее, чтобы звук был тише.

Вывод: резинки действуют, как струны на гитаре. Когда их перебираешь, они начинают вибрировать. Это заставляет вибрировать воздух вокруг струн, и мы воспринимаем эти вибрации как звуки. Чем сильнее пощипываем струны, тем сильнее получаются вибрации. Более сильные вибрации дают более сильные звуковые волны, которые звучат громче. Коробка помогает сделать звук громче, так как звук, попадая в коробку, отражается от ее стенок и выходит наружу усиленным.

Исследование № 3

«Почувствуй звук».

Кларнет, труба, флейта – это духовые инструменты, в которые нужно дуть, чтобы получить звук. С помощью этого эксперимента мы сможем звук почувствовать.

Материал: лист бумаги.

• Лист бумаги свернуть в трубочку.

• Произнести громко звук : «А-а-а-а», затем звук произнести тише.

Вывод: чем сильнее движение воздуха в трубочке и громче звук, тем мы сильнее ощущаем вибрацию бумаги в наших руках. Звуковые волны, распространяются от источника воздуха во всех направлениях и, встречая преграду, заставляют стенки трубочки дрожать.

Исследование № 4

«Еще немного музыки»

Этот эксперимент поможет тебе понять, как работают духовые инструменты. И что звуки бывают высокие и низкие.

Материал: рабочая поверхность, кусок картона 10*10 см, двусторонний скотч, 20 соломинок для коктейля, ножницы.

• Приклеить две полоски двустороннего скотча поперек куска картона с противоположных сторон.

• Прижать соломинки рядом друг с другом к скотчу. Концы соломинок должны быть выровнены за краями картона.

• Отрезать основания соломинок по диагонали. Отрезать их так, чтобы первая соломинка была 10 см, а последняя осталась целой.

• Поднеси получившийся инструмент к губам. Подуй в соломинки, чтобы произвести звук.

Вывод: короткие соломинки дают более высокие звуки, чем длинные. Соломинки работают, как трубы. Когда дуешь через верхние части, движущийся воздух создает вибрации, которые проходят вверх и вниз сквозь соломинку. Короткие соломинки производят более высокие ноты, потому что скорость вибраций зависит от длины трубы – чем труба короче, тем быстрее вибрации.

13. Результат: мы убедились, что звук можно не только услышать, но и увидеть, почувствовать. Определили характеристику звука : громкость, тембр, длительность; причины возникновения звуков и их источники.

Литературные источники:

1. Окружающий мир. Первый учебник вашего малыша / Г. П. Шалаева. - М. : Филологическое общество СЛОВО: Издательство Эксмо, 2003.-174 с., илл.

2. Научные опыты для детей / Пер. с англ. А. О. Ковалевой. -М. : Эксмо,2015.-96 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Исследовательская проектная деятельность: что это такое и как ее организовать Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Стремление к контакту и взаимодействию.

Непосредственно образовательная деятельность «Что такое Новый год? Звук [Х] и буква Х»Непосредственно образовательная деятельность «Что такое Новый год? Звук [Х] и буква Х» Непосредственно образовательная деятельность "Что такое Новый год? Звук и буква "Х". Задачи: 1. Вызывать у детей желание пробовать себя.

НОД в средней группе Познавательно-исследовательская деятельность. ФЭМП Тема: «Сон мишки» Программное содержание Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 4 по образцу и названному числу. Познакомить со значением слов далеко.

Образовательная деятельность по коммуникации «Что такое весна?» Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6 «Звездочка» с. Обильного» Георгиевского.

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения.

Проектная деятельность в детском саду. Тема Проекта «Волшебство Нового года». Проектная деятельность одна из самых интересных и творческих мероприятий проводимых с детьми. Мотивацией для выбора темы для проекта послужило.

Проектная деятельность в подготовительной группе. Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства воды» Продолжительность: кратковременный: 5 недель – с 14.09.15 г. по 16.10.15 г. : Актуальность: На сегодняшний день в системе образования ДОУ.

Проектная деятельность в подготовительной группе. Тема проекта: «Здравствуй, Пушкин!» Срок реализации проекта: 1 год. Вид проекта: групповой, творческий. Участники проекта: педагоги, дети группы, родители. Проект «Здравствуй,.

Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ. Занятие «Снежное царство» (старший дошкольный возраст)Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ. Занятие «Снежное царство» (старший дошкольный возраст) .

Занятие по обучению грамоте Тема: «Звук [И] и буква И» Кні/Дата: Білім беру саласы/Область: комуникация Блімі/Раздел: основы грамоты Таырыбы/Тема: «Звук и буква.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская деятельность «Что такое звук, скажи?»
Опубликовано: 2 марта 2016 в 20:37
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД