Направления применения преемственности дошкольного и начального образования в практической деятельности

Ушакова Анна Сергеевна
Направления применения преемственности дошкольного и начального образования в практической деятельности

Успешность воспитания и обучения детей в детском саду обеспечивается интеграцией деятельности администрации детского сада, педагогического коллектива, родительской общественности и иными общественными организациями, принимающими участие в процессе воспитания и обучения детей. Взаимодействие школы и детского сада позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду.

С целью повышения эффективности преемственности дошкольного и начального образования педагогическому коллективу можно рекомендовать поддерживать связь с учителями школ, в которые поступают воспитанники.Совместная работа со школой способствует:

- снятию стресса у будущих первоклассников;

- сокращается адаптационный период ребенка в школе;

- у воспитателей есть возможность следить за учёбой своих детей и вносить коррективы в свою деятельность по подготовке воспитанников к школе;

- учителя ближе знакомятся с будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями.

Работу в подготовительных группах с детьми, родителями и педагогами можно рекомендовать отражать в проектной деятельности на протяжении учебного года. В качестве примера можно предложить проект «Скоро в школу мы пойдём».

Цель проекта: воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.

Задачи:

-знакомство детей со школой и профессией учителя;

-создание предметно-развивающей среды для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры);

-разработка сценариев экскурсий с детьми в школу, родительских собраний, семинаров.

-разработка плана деятельности по преемственности со школой.

Участники проекта: дети, их родители, воспитатели подготовительной группы.

Продолжительность: долгосрочный (в течение учебного года).

Реализация проекта «Скоро в школу мы пойдём»предусматривает соблюдение следующих педагогических принципов:

-целенаправленности процесса воспитания положительного отношения к школе;

-научно-обоснованного сочетания разных видов деятельности (игры, труда, занятий);

-единства содержания форм и методов работы;

-личностно ориентированного подхода в процессе воспитания положительного отношения к школе;

-сотрудничества детей, педагогов и родителей;

-доступности;

-системности и последовательности.

Результат:

-приведение в систему работы по данной проблеме;

-повышение компетентности педагогов в вопросах успешной адаптации детей к школе;

-использование разнообразных форм работы с воспитанниками, их родителями и педагогами по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.

План мероприятий реализации проекта «Скоро в школу мы пойдём» может иметь следующий вид.

Педагоги дошкольного учреждения:

Разработка «Программы педагогического сопровождения формирования мотивационной готовности к школьному обучению детей 6-7 летнего возраста».

Разработка плана работы по преемственности между ДОО и СОШ.

Консультация «Принципы и формы организации занятий по подготовке к школе».

Рекомендации для воспитателей по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста».

Практические рекомендации педагогам подготовительной к школе группе

Педагогический совет на тему: «Осуществление преемственности между дошкольным и начальным общим образованием».

Консультация «Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста».

Дети выпускных групп:

Экскурсия детей в школу на торжественную линейку.

Экскурсия в школу (посещение детьми класса и других помещений школы с целью ознакомления.

Экскурсия в школьную библиотеку.

Выставка рисунков «Школа»

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Дидактическая игра «Собери портфель», «Первоклассник».

Праздник «До свидания, детский сад».

Мониторинг школьно-значимых функций

Совместная выставка рисунков старших дошкольников и первоклассников «Мамин праздник», «Защитники Отечества»

«Зимние игры и забавы» на площадке детского сада с участие дошкольников и учеников начальной школы.

Родители:

Разработка плана работы с родителями детей старшего дошкольного возраста.

Консультация «Мотивационная готовность ребёнка к школе».

Консультация «Раннее обучение чтению – потребность, необходимость или дань моде».

Консультация «Как современные родители представляют себе «портрет первоклассника».

Консультация «Как современные родители понимают готовность ребёнка к школе».

Рекомендации для родителей «Что должен знать и уметь ребёнок, поступающий в школу».

Оформление наглядной информации в родительском уголке «Советы родителям будущих первоклассников», «Школьное обучение - этап в жизни ребёнка».

День открытых дверей.

Анкетирование родителей «Ваш ребёнок будущий первоклассник».

Родительское собрание «Переход ребёнка - дошкольника из сада в школу».

Памятки для родителей: «Играем - память, внимание, мышление развиваем»,

«Готовность к школе – интеллектуальная!»

«К обучению готов!»

«Развиваем память и учебную мотивацию»

«Внимание! Мышление!»

«Формируем кругозор ребёнка»

«Развиваем память! Учимся считать!»

«Играем и речь развиваем!»

«Готовимся к школе»

Педагогу-психологу (воспитателю) можно рекомендовать проведение консультации на примере «Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста».

Дело в том, что психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимание взрослых. Между тем поступление ребёнка в школу полностью перестраивает жизнь ребёнка.

В школе ребёнок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных её проявлений – повышенный уровень тревожности.

Тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи.

При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у взрослых) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7-8 годам можно говорить об определённом эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребёнка к школе.

Основываясь на результатах современных исследований, можно установить сильную зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешности детей.

К моменту поступления, а школу ребёнок должен иметь представление о том, что его ждёт, каким образом происходит обучение. И самое главное, у него должно быть желание учиться.

Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдения за их играми свидетельствуют о стремлении пойти в школу. Но детей привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни. Атрибуты школьной жизни, желание сменить обстановку кажутся им заманчивыми. Но это не может быть главным. Если ребёнок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.

Часто детям сложно проанализировать свои переживания и своё отношение к школьному обучению.

К 7 годам почти половина детей, особенно мальчиков, психологически не готовы к началу школьного обучения. Отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребёнка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.

Для профилактики тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем.

Формирование осознанного отношения к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения были не только понятны, но и прочувствованы ими. С этой целью в занятия включаются беседы о школе, чтение коррекционных сказок, экспрессионные этюды, развивающие, пальчиковые игры. Экспрессивные этюды вводятся для развития экспрессивной грамотности детей, умения понимать эмоции других людей и развития собственных средств выразительности.

Наиболее эффективно решить проблему дезадаптации к школьному обучению можно путём проведения профилактической работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Через сказки (М. А. Панфилова «Лесная школа», О. В. Хухлаева «Сказка о котёнке Маше», Н. П. Слободяник «Памси») происходит знакомство со школьными атрибутами, правилами поведения, ролью учителя в школе. Ребёнок учится взаимодействовать с другими детьми, уступать в одних обстоятельствах, и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым условиям.

В предлагаемом цикле занятий «На пороге школы», который направлен на профилактику школьной дезадаптации и снижение школьной тревожности у детей и позволяет им легче адаптироваться к школе. Занятия рассчитаны на детей 6-7 лет.

Основные цели занятий:

- ввести ребёнка в школьную жизнь через сказку;

- помочь ребёнку выстроить модель возможных отношений с учителем, одноклассниками в новой жизненной ситуации;

- опробовать в безопасной форме разные варианты поведения в значимых для детей ситуациях общения;

- создать в деятельности ребёнка модели учебно-воспитательной сферы.

Основные задачи занятий:

- формирование положительного отношения к школе;

- тренировка положительной школьной учебной мотивации;

- предупреждение и снятие страха перед школой;

- создание у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции «школьника».

Занятия проводятся в кабинете психолога 1 раз в неделю. Их длительность 30-35 мин. В группе не более 10 детей. Во время занятий дети сидят в кругу на стульчиках. Все занятия имеют гибкую структуру, наполнены разным содержанием.

Также целесообразнаорганизация педагогического совета на тему: «Осуществление преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

В план работы по преемственности дошкольного учреждения и школы должно входить следующее.

Содержание совместной работы воспитателей дошкольного учреждения и учителей школы

- Взаимное посещение школы и детского сада (непосредственно образовательной деятельности, уроков).

- Участие в «круглых столах», мини - педагогических советах.

- Взаимное консультирование.

- Изучение основной программы дошкольного учреждения и программ 1-го класса школы.

Содержание работы по ознакомлению детей со школой

- Экскурсия к зданию школы (сентябрь);

- Экскурсия в библиотеку школы.

- Беседа о школе.

- Беседа о профессии учителя (октябрь);

- Чтение и рассказывание стихов о школе.

- Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь (ноябрь);

- Изобразительная деятельность на тему школы (по замыслу детей);

- Выставка детских работ «Что я знаю о школе».

- Сюжетно-ролевая игра «В школу».

- Словесные и дидактические игры школьной тематики.

- Знакомство с пословицами и поговорками об учении.

- Вечер загадок «Скоро в школу».

- Рассматривание школьных принадлежностей и дидактическая игра «Собери портфель» (в течение года) .

- «Математический КВН».

- Экскурсия в спортивный зал школы

декабрь

- «Спортивная олимпиада».

- Экскурсия в класс, встреча с первоклассниками.

- Посещение праздника «Прощание с букварём».

- Экскурсия в актовый зал школы (январь).

Содержание работы по взаимодействию с родителями

- Консультация «Первые трудности, или как происходит адаптация детей к школе» (сентябрь).

- Родительское собрание «Скоро в школу» (ноябрь).

- Консультация «Леворукий ребёнок» (январь).

- Консультация «Готовим руку к письму» (февраль).

- Индивидуальное консультирование родителей (в течении года).

Мониторинг школьно-значимых функций.

Список использованной литературы

1. Арапова Н. О. О преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и школ// Дошкольное воспитание. 2010. № 1

2. Атутов П. Р. Технология и современное образование // Педагогика. 2016 - № 2

3. Безруких М. М., Ефимова С. П., Князева М. Г. Как подготовить ребенка к школе. Тула, 2017

4. Бордовский Г. А., Извозчиков В. А.Новые технологии обучения: Вопросы терминологии // Педагогика. 2013. - № 5

5. Чащина О. Ю., Аллерборн С. Н. Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС // Молодой ученый. — 2015. — №21

6. Ананьев Б. Г. Преемственность в обучении. — М. ; АРКТИ, 2016

7. Дронова Т. Н. Из ДОУ в школу. — М.: Линка — Пресс, 2014

8. Должикова Р. А. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе / Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов. – М.: Знание, 2016

9. Новоселова С. Ю. Качество образования как важнейший приоритет в развитии управления общеобразовательными учреждениями и организациями // Информатика и образование. – 2011. - №11

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школыОбеспечение преемственности в работе ДОУ и школы Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть,.

Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУАнализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников. Система работы по экологическому образованию.

Беседа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Особенности направления ветра на море в летнее время»Беседа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Особенности направления ветра на море в летнее время» Цель: рассказать детям об особенностях и названиях направлений ветров на море. Краткое описание беседы Ребята, вы заметили, что на берегу.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Транспорт
  • Транспорт
Автор публикации:
Направления применения преемственности дошкольного и начального образования в практической деятельности
Опубликовано: 26 ноября 2020 в 11:02
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 января. День детских изобретений

Очередной тематический день посвящен маленьким гениям, чьи изобретения мы применяем в повседневной жизни. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка изобретательством и вдохновить на...

17 января. День зимней одежды на МААМ

В период наступающих крещенских морозов особенно важно тепло одеваться и приучать к этому детей. На занятиях очередного тематического дня говорим с ребятами о том, во что одеваться, чтобы не простыть на...

Игра «Семейный бюджет»
Одна из важных родительских задач – дать детям полноценное воспитание. При этом родители часто не пытаются научить ребёнка обращаться с...
Наглядно-дидактические материалы — развивающие игры «Умные карточки»
Умные карточки Воспитатель филиала «Большеутинский детский сад " Ручеёк" Ярушина Н. Е. пополнила игротеку наглядно- дидактические развивающие игры:...
Конспект занятия по финансовой грамотности «Юные экономисты»
Конспект ООД по финансовой грамотности в средней группе «Белочка» «Юные экономисты» Подготовила: Воспитатель Курбанова Я. В. Цель: раскрыть сущность...