МААМ-картинки

Направления, средства и формы развития коммуникативных навыков у средних дошкольников в ДОУ

Наташа Швецова
Направления, средства и формы развития коммуникативных навыков у средних дошкольников в ДОУ

Дошкольное учреждение и в целом система дошкольного образования призваны сыграть в развитии детей дошкольного возраста огромную роль. Система дошкольного образования представляет собой гибкую многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, которые предоставляют широкий спектр услуг (образовательных, оздоровительных, развивающих, медицинских, организационных и др.) с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, потребностей семьи и общества в целом.

Публикация «Направления, средства и формы развития коммуникативных навыков у средних дошкольников в ДОУ» размещена в разделах

Значимость дошкольного учреждения как ведущего социального института в жизни ребёнка ярко отражена в высказывании К. Н. Вентцеля: «На детский сад следует смотреть не как на подготовку к школе, а как на такое воспитательное учреждение, которое даёт детям возможность изжить детство в пределах того возраста, который охватывается детским садом, во всей полноте его жизненных запросов и свойственных ему задач и стремлений».

Овладение родным языком и родной речью является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно период дошкольного детства особенно сензитивен к усвоению речи, поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из основных задач ДОУ является развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста; создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

При создании благоприятных условий у ребёнка среднего дошкольного возраста интенсивно развиваются практические навыки, умственные способности, формируются нравственные качества, складываются черты характера. Вместе с тем обнаруживается, что недостаточное общение с людьми, ограниченность словесной активности, бедность получаемых внешних впечатлений оказывают губительное влияние на всё последующее развитие ребенка.

Развитие коммуникативных навыков – важное условие нормального психологического развития ребёнка, а также одна из основных задач его подготовки к дальнейшей жизни в обществе. Детям дошкольного возраста необходимо понимать, что сказать и в какой форме нужно выразить свою мысль, отдавать себе отчёт в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Основными направлениями развития начальных коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста являются :

развитие внимания, интереса к партнеру по общению;

развитие умения входить в контакт, вести диалог;

развитие навыков невербального общения;

развитие навыков взаимодействия детей в группе;

преодоление стеснения в общении.

Важнейшим средством общения людей является речь. Чтобы общение было успешным, надо научить детей не только поступать в соответствии с нормами, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действии, слов, жестов, замечать эмоциональное и физическое состояние других людей. В методике принято выделять следующие средства развития коммуникативных навыков детей : средства речевого этикета, средства театральной педагогики, средства вербального и невербального общения, различные виды искусства (изобразительное искусство, музыка, театр) и т. д.

Одним из средств развития коммуникативных навыков у средних дошкольников являются беседы. В беседе с ребёнком педагоги обращают внимание на содержание и форму сообщения, деликатно исправляют грамматические ошибки. Воспитатели предоставляют детям возможность рассказать об увиденном на прогулке, по дороге в детский сад, используя вопросы побуждения, наблюдения, активно откликаются на проявление словотворчества, игры ребёнка со словом, т. к. это позволяет развивать образную речь.

Развитие коммуникативных навыков в дошкольном учреждении осуществляется в свободном речевом общении и на специальных занятиях. Педагоги ДОУ являются активными участниками и организаторами речевого общения между детьми среднего дошкольного возраста. Они предлагают ребёнку рассказать о своих новостях другим детям, привлекают внимание детей к вопросам и высказываниям других детей, побуждая отвечать на них и высказываться.

Каждый педагог должен стараться задавать детям образцы правильной литературной речи, стараться, чтобы речь была чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная, выразительная, лаконичная. Включают в речь разнообразные образцы речевого этикета. «Говорите с детьми медленно, языком доступным, понятным, избегая трудных, непонятных выражений, но языком безукоризненно правильным и литературным, отнюдь не подделываясь под милую, но всегда неправильную манеру детской речи» .

Через воспитание интереса к языковому богатству, через развитие умения использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства речь детей становится образной, непосредственной и живой. Эта задача решается через театральную, музыкальную, познавательную и другие виды деятельности в комплексе. В этом направлении в дошкольных учреждениях, начиная со среднего дошкольного возраста, работают кружки, целью которых является активизация словесного творчества ребёнка, как важного показателя речевого развития.

В дошкольном учреждении развитие коммуникативных навыков у детей 4-5 лет должно осуществляться педагогами в разных видах деятельности:

­ через проведение упражнений, целью которых является развитие звуковой стороны речи и обогащения словаря детей;

­ через проведение игр и упражнений на развитие грамматического строя речи и связной речи.

Чтобы максимально активизировать развитие коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста, педагоги могут проводить занятия и игры – занятия, цель которых – вовлекать детей в разговор на определённую тему и позволять высказывать свои соображения по ряду вопросов, которые ставит взрослый.

В работе по развитию коммуникативных навыков детей педагогами используются следующие формы совместной деятельности :

­ наблюдение и элементарный труд в природе;

­ сценарии активизирующего общения;

­ игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;

­ слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;

­ инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;

­ игры на развитие мелкой моторики рук;

­ дидактические игры и упражнения;

­ бытовые и игровые ситуации;

­ элементарное экспериментирование.

Таким образом, в современных условиях дошкольное образовательное учреждение должно использовать весь спектр направлений, средств и методов развития коммуникативных навыков ребёнка среднего дошкольного возраста, для того чтобы приобщать его к универсальным непреходящим человеческим ценностям, подготавливать к социальной жизни.

Список литературы

1. Клюева Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность : популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. – 237 с.

2. Коммуникативные навыки как характеристика и условие оптимизации взаимодействия человека // Мир психологии. 2008. №1. С. 130-139

3. Коротаева Е. В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М. : КСП, Институт психологии РАН, 1997. – 224 с.

4. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. М., 1996. № 3. С. 18-21.

5. Психология детей дошкольного возраста / под ред. А. В Запорожца, Д. Б. Эльконина. М. : Педагогика, 1964. – 243 с.

6. Дошколятам вернут детство // Интернет-ресурс: www.gazeta.ru/social/2013/06/14/5380213.shtml Дата обращения:12.11.2014

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Интернет-ресурс: https://минобрнауки. рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО. pdf Дата обращения:12.11.2014

Публикации по теме:

«Прозрачный мольберт» для развития социально-коммуникативных навыков ребенка с ОВЗ Считается, что занятия живописью на стекле – хороший способ творческого самовыражения детей, способствующий развитию у них коммуникативных.

Формирование коммуникативных навыков младших дошкольников Возрастная группа – первая младшая группа. Длительность проекта - одна неделя. Проблема коммуникативных способностей традиционно находится.

Игры для развития общения и коммуникативных навыков Кинолента (автор — М. Сигимова) Цель: развитие невербальных средств общения, развитие памяти. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих:.

Картотека игр для развития коммуникативных навыков Картотека игр,способствующих развитию коммуникативных навыков. Игры и упражнения, направленные на развитие у детей чувства коллектива,.

Принципы, средства и формы обучения дошкольников Принципы обучения дошкольников Принципы обучения – это исходные положения, определяющие деятельность педагога и характер познавательной.

Статья на тему «Особенности развития коммуникативных навыков детей со сложной структурой дефекта» Я работаю воспитателем в отделении милосердия детского дома-интерната для умственно отсталых детей. Мои воспитанники – это дети со сложной.

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены.

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников Театрализованная деятельность, как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников Решетникова Виктория Владимировна Воспитатель.

Этапы развития коммуникативных навыков старших дошкольников в театрализованной деятельности. Этапы развития коммуникативных навыков старших дошкольников в театрализованной деятельности. Первый этап – создаются условия для развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Направления, средства и формы развития коммуникативных навыков у средних дошкольников в ДОУ
Опубликовано: 27 ноября 2016 в 21:29
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД