Получи документы

Народная игра как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре народов Поволжья

Иркя Залалетдинова
Народная игра как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре народов Поволжья

В числе самых богатых в этническом отношении регионов России находится Поволжский, который включает в себя множество культур : русские, мордва, татары, чуваши и др. Своеобразие региональной культуры закладывают экономические, географические и социальные особенности территории, на которой проживают представители разных социальных групп населения, разных национальностей и вероисповеданий. Гетерогенное по своему социальному, этническому, языковому составу общество способно выжить и эффективно существовать лишь при условии мирного сожития представителей различных этносов, культур и языковых групп. Это реализуется посредством самоидентификации человека с определенным этносом, изучения и принятия другой культуры [2]. Национальной самосознание формируется у человека с ранних лет, что является определяющим в становлении основ характера, выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения. процесс отождествления дошкольника, как представителя определенной национальной культуры, осознающим свою принадлежность к определенному этносу, будет происходить успешнее при целенаправленном "погружении" ребенка в культурную среду с помощью национальных средств и методов воспитания.

Публикация «Народная игра как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре народов Поволжья» размещена в разделах

Становление ценностных ориентиров происходит в течение всей жизни человека, но наиболее восприимчивым возрастом для освоения духовного опыта, выработанным человечеством, является старший дошкольный возраст [3]. В этом возрасте ребенка отличает стремление следовать культурным образцам, что способствует формированию основ этнической идентичности, усвоению норм и правил национальной культуры. поэтому главной задачей ближайшего окружения ребенка, а именно взрослого, является создание развивающей среды, помогающей ребенку расширить систему знаний, как о национальной культуре своего народа, так и других культурах, в общем. Для достижения положительной динамики в национальном и личностном развитии детей, целесообразно внедрять в развивающую среду средства национального воспитания. Средство - то, с помощью чего субъект достигает определенной цели. В этой работе рассматривается народная игра, как средство приобщения старших дошкольников к национальной культуре региона.

На наш взгляд, народная игра является фундаментом для формирования основ национальной культуры, поскольку в ней отражается исторический опыт, культурное наследие предков, заключающийся в передаче многих видов искусства: народные танцы, песни, фольклор, народно-прикладное творчество, обряды и т. д.

Народные игры не потеряли своей значимости, насыщенной функциональности и в настоящее время. Важно отметить, что они являются оптимальным средством гуманизации общения педагога с детьми; эффективным средством развития коммуникативных кодов ребенка; ярким методом социализации детей. Потенциал таких игр огромен. В них отражается процесс исторического, социального, антропологического, эволюционного и культурного развития. Они передают современному ребенку традиции, свойственные этике, эстетике, менталитету народа, в среде которого он развивается [1]. Народные игры способствуют формированию у ребенка любви к родному краю, дому, воспитывают почтение и уважение к старшим, милосердие и сострадание, помогают освоить навыки общественного поведения. Подвижность соотношений общечеловеческого и национального самобытного в народной игровой культуре позволяет использовать народные игры в качестве посредника в налаживании дружественных межнациональных отношений, особенно если это начинать с детского возраста [4]. В народных играх происходит интеграция всех действий дошкольника : моторно-двигательных, психоэмоциональных, интонационных, вербальных. С их помощью происходит усвоение таких универсальных качеств человеческой психики, как символизм мышления, обобщение опыта деятельности, формирование своеобразного (детского) ракурса образа мира, развитие исходных этнопсихологических черт личности.

Таким образом, анализируя народную игру как средство национального и личностного развития детей старшего дошкольного возраста, важно отметить, что народная игра является олицетворением культурного наследия определенного этноса; связующим, объединяющим звеном между национальными культурами, в общем; базисом развития личности ребенка, в единстве когнитивного, эмоционального и познавательного компонентов; народная игра как средство раскрытия творческого потенциала ребенка через развитие таких качеств, как юмор, смекалка, сообразительность.

Список литературы.

1. Богомолова М. И., Захарова Л. Межнациональное воспитание детей. М., 2011. 143с.

2. Захарова Л. М., Котлякова Т. А. Программа по приобщению дошкольников к культурно-историческим ценностям Поволжского региона в условиях сельской местности. Ульяновск: УлГПУ, 2010. 9с.

3. Культурологическое образование детей дошкольного возраста. Ульяновск, 2000. 109с.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к национальной культуре» Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре» Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает.

Народная сказка — средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к национальной русской культуре Конечно, сказки есть в каждом доме. И дети их любят. Но мы считаем, что сказки равно как и многие художественные произведения не в полной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная игра как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре народов Поволжья
Опубликовано: 16 июня 2015 в 00:41
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД