Решитько Юлия Владимировна
Народная игра в системе культурных практик в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Народная игра в системе культурных практик в ДОУ
Наш детский сад реализует инновационный проект по теме: «Модель воспитания культурно-исторических ценностей дошкольников – средствами фольклора с детьми дошкольного возраста», в работе данного проекта я, уделила большое внимание народной игре, как системе культурных практик в ДОУ, потому что считаю, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Именно она помогает освоить ребенку опыт человеческой деятельности. В игровых условиях отношения между детьми являются практическими умениями их первых коллективных взаимодействий. Нельзя забывать, что игра является важным средством воспитания.
Публикация «Народная игра в системе культурных практик в ДОУ» размещена в разделах
Игра — у каждого века, у каждой эпохи, у любого поколения есть свои любимые игры. А игра с фольклорными особенностями имеет особую значимость, потому что рассказывает и показывает дошкольниками традиции и уклад русского народа, историю, культуру и традиции. Правила и персонажи фольклорных игр.
Всегда во все времена люди отмечали важность игры для общего развития ребенка и необходимость применения ее в воспитании. Игра как деятельность человека – явление сложное, и педагоги разных стран на протяжении многих столетий задумывались о сущности этого явления, указывая на огромное воспитательное значение народных игр. Понятие «игра» в народной культуре гораздо более широко и многообразно, чем в современности. «Игрой» называли такие явления, как пляски, танцы, хождения под песни, подвижные игры и веселье.
Именно поэтому ведущими в моей педагогической деятельности с детьми являются народные игровые технологии, которые развивают познавательный интерес, познавательную активность: внутренне состояние готовности к поиску новых впечатлений. Для этого использую разнообразные средства:
- анализ жизненных ситуаций, осуществляемый вместе с ребенком. Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях. Например, закрепить представление о цвете можно в игре «Краски».
- экспериментирование с предметами и объектами природы,
- индивидуальные и коллективные народные игры, способствующие развитию у детей гибкости мышления, умения создать образ и оперировать им, рассуждать, выявлять противоречия, соглашаться с чьим-то мнением или отстаивать свое.
В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками.
Считалки и зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на выбор водящего и точное выполнение правил. Жеребьёвки создают положительный эмоциональный настрой. Они применяются в тех случаях, когда дети должны разделиться на команды.
Жеребьё вка: «Лебедь белый, или ястреб смелый?»
«Здесь в лесах, или птица в облаках?»
Считалки: «Как-то раз на сеновале, «Шла кукушка мимо сети,
Две лягушки ночевали, а за нею малы дети,
Утром встали, щей поели, кукушата просят пить,
А тебе водить велели». Выходи, тебе водить».
Привлечь внимание детей, организовать их перед занятиями нам помогают игры – молчанки:
«Первенчики, бубенчики, летели голубенчики.
По свежей росе, по чужой полосе,
Там чашки, орешки, медок, сахарок – молчок!».
Но ребятам нравятся не только эти игры – молчанки, но и противоположные им задорные русские песни. Известно, что в народе не говорят «поём песни», а говорят «играем», так как каждая песня, прежде всего хороводная, не только пропевается, но и обыгрывается. Хороводные песни-игры пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии.
Например, детям очень нравится простое инсценирование сюжета в хороводах: «Заинька, вей венок», «Где ты был, Иванушка?» и в забавной хороводной песне-игре «На торгу, на торгу».
Но самой любой игрой наших ребят, является «карусель». Для этого мы из обруча и лент сделали «карусель», каждый выбирает себе ленту и с удовольствием и задором выполняют движения и говорят текст:
«Еле-еле, еле-еле,
Закружились карусели, а потом, потом, потом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз и два, и раз и два,
Вот и кончилась игра».
Некоторые хороводные игры мы используем вместо утренней гимнастики: «Как по улице…».
Детей подготовительной группы я познакомила с обрядовыми праздниками и играми. Сразу после Новогодней ёлки ребята узнали о Рождественских праздниках на Руси, о святочных вечерах. Ребята узнают, что в эти дни ходили по домам и пели песни – колядки (щедринки, в которых славили хозяев и желали им здоровья и богатства.
Накануне Рождества мы с ребятами подготовительной группы сочиняли свои колядки, например:
«Слава дому сему, слава саду моему!
Мира, счастья мы желаем
И хозяев восхваляем!
Много лет, здоровья вам:
И большим и малышам!»
Заучивали русские народные колядки, наряжались и ходили по другим группам колядовали, а после этого ребята с удовольствием пели песни, водили хороводы, играли в игры с младшими детьми. И всё это завершалось праздничным чаепитием.
«Коляда! Коляда! «Коляда! Коляда!
Нам подайте пирога, по проулочку шла:
Хлеба ломтину, свесила ножки,
Денег полтину, стоптала сапожки.
Курочку с хохлом, хоть рупь, хоть пятак –
Петушка с гребешком». Не уйду отсюда так!»
Самый весёлый, желанный праздник наших детей – это Масленица. В нём с удовольствием принимают участие не только ребята, но и папы, мамы, бабушки и дедушки. Из рассказов родных дети узнали о том, в какие игры играют в эти дни, что раньше молодёжь любила прыгать через костёр, а блин являлся знаком богатства.
«Выходи, народ, «Птички – ласточки,
Становись у ворот - прилетите к нам!
Весну закликать, весну ясную принесите нам!
Зиму провожать». С сохой, с бородой
С лошадкой вороной!
Зима нам надоела,
Хлеб и сена поела».
Праздник угощением всех блинами. И каждый раз он, как правило, полон неискромётного веселья, неподдельной детской радости.
«Идёт Масленица по льду, «Масленица, лезь на горку,
Несёт блинов сковороду. Позови к нам ясну зорьку,
Принимайте молоду - а под зорьку – соловейку,
Разбирайте по блину!» на денёчек, на недельку»,
Наши предки через русскую народную игру передавали из поколения в поколение складывавшиеся веками трудовые, нравственные и эстетические идеалы, понятия об окружающем мире, любви к Родине, взаимоотношениях людей: «Встречный бой», «Охотники и утки», «Продаём горшки», «Защита укрепления», «Ловись рыбка». Русский народ всегда с трепетом относился к природе, берёг её и прославлял. Поэтому в своей работе я использую игры, которые воспитывают доброе отношение ко всему живому: «Гуси лебеди», «Волк и овцы», «У медведя во бору», «Зайцы в огороде» и многие другие.
Большое внимание также уделяем подвижным народным играм. Именно в них ярко отражаются представления о чести, смелости, мужестве. В этих играх воспитываются такие качества как смекалка, выдержка. Как тут не вспомнить о легендарных русских народных играх, воспитывающих «настоящих богатырей» : «Бой петухов», «Вытолкни из круга», «Достань камешек».
Народные игры с течением времени, постепенно видоизменялись, но всегда вызывали интерес у детей разных возрастов. Сюжет народной игры построен так, что в любой момент в неё можно добавить что-то новое, необычное. Так, например, через некоторое время, после знакомства с игрой «Жмурки», я обратила внимание на то, что интерес детей к игре постепенно угасает. И поэтому мы с ребятами решили добавить к основным правилам игры сюрпризный момент. В результате чего дети вновь увлеклись игрой и уже в дальнейшем сами выбирали правила игры. Тот же метод мы решили, применить и к некоторым другим народным играм : «Водяной», «Молчанка», «Море волнуется».
Народные игры и сегодня являются школой жизненного опыта, школой усвоения обычаев и традиций национальной культуры. Они не должны быть забыты. Но эти игры дадут положительные результаты только тогда, когда исполнят своё главное назначение – подарят детям радость и веселье; научать играть вместе, а значит – терпению, взаимопомощи, дружелюбию.
Работая с детьми, всегда нужно помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.