Лучший педагог года

Народная кукла, как средство приобщения дошкольников к народной культуре и традициям

Ирина Панина
Народная кукла, как средство приобщения дошкольников к народной культуре и традициям

Народная кукла, как средство приобщения дошкольников к народной культуре и традициям

В XXI веке общество развивается в условиях глобальных перемен, охватывающих все сферы жизни человека: наука, культура, экономика, политика и, что особенно важно, образование. Обращение к народным традициям – один из способов сохранения нравственных ценностей. В воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль. Особенно это актуально для такой многонациональной страны, как Россия. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, одним из средств, позволяющих организовать этот процесс увлекательно и продуктивно, является знакомство воспитанников с народной куклой.

Публикация «Народная кукла, как средство приобщения дошкольников к народной культуре и традициям» размещена в разделах

Куклы, с незапамятных времен, были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Они сохранили для нас обряды и предания предков, которые всегда были важны людям, помогали им выживать и передавать знания из поколения в поколение. Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве.

По предназначению традиционные народные куклы можно разделить на три группы:

1) обрядовые;

2) куклы-обереги;

3) игровые.

Материалы, из которых народная кукла изготавливалась, отличались разнообразием: существуют деревянные, каменные, берестяные куклы, изготовленные из льна, ткани, нитей, лыка и т. д.

Изначально народная кукла использовалась в первую очередь в различных обрядах и как оберег. До сих пор в народе хранится много суеверий связанных с магией куклы. По древним поверьям, она могла принять на себя болезни и несчастья, помочь в урожае. Куклу дарили новорожденному, чтобы она отгоняла злых духов; невесте, как благословение на замужество; роженице клали в постель для облегчения родов. С раннего возраста старшие обучали ребенка искусству старинного кукольного рукоделия с его традиционными приемами изготовления. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Тряпичная кукла - это великолепное средство организации занятий по рукоделию, творчеству, конструированию из ткани и текстильному дизайну, декоративно-прикладному искусству.

Для решения обозначенных задач могут быть использованы различные практические методы и форм, связанные с изучением и созданием традиционной тряпичной куклы.

Первым этапом для реализации такого проекта в нашем детском саду является ознакомление детей дошкольного возврата с традиционной тряпичной куклой. Такое ознакомление проходит в виде цикла бесед на данную тематику. Темы для бесед: «Народная кукла, ее история»; «Традиции моей семьи»; «Кукла моей бабушки».

Основным продуктивным этапом приобщения дошкольников к народным традициям является процесс изготовления тряпичных и нитяных кукол. С детьми средней и старшей группы мы изготавливаем куклу «Ангел» и «Крупеничку», с воспитанниками подготовительной группы «Нитяную Долю» и «Столбушку». Праздничные циклы «Кузьминки» и «Масленичные посиделки» сопровождают куклы «Козьма» и «Масленица», изготовленные группой ребят. Этот процесс предполагает: вводную часть, разработку эскизов, изготовление основы куклы, создание костюма куклы, оформление куклы, итог занятия, презентация готовых работ посредством выставок, ярмарок, организации игр-театрализаций и т. д.

Одним из завершающих этапов проекта в нашем детском саду является создание мини-музея и тематической зоны, которые будут использованы для сюжетных и театрализованных игр с детьми.

Приобщение дошкольников к народной культуре будет более эффективным при участии родителей. Основными формами работы с семьей остаются совместные праздники: фольклорные, дни именин, презентации, «Школы семейного мастерства», выставки и конкурсы «А ну-ка мамы!», «Семейная игрушка». Для ознакомления родителей с данной тематикой мы создаем информационные стенды в группе «Наши культурные традиции», «От истоков к современности» и т. д.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что народная игрушка является особым видом народного творчества – это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера, это уникальное средство развития духовности и патриотизма, который мы рекомендуем использовать в своей практике коллегам.

Список литературы:

1. Дайн Г. Л., Дайн М. Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г. Л. Дайн, М. Б. Дайн. - М. : – Культура и традиции, 2017.

2. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ О. А. Князева, М. Д. Маханева. -М. :Акцидент, 2015.

3. Котова И. Н., Котова А. С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла»/ И. Н. Котова, А. С. Котова. – СПб. : «Паритет», 2013.

4. Шайдуровой Н. В. В калейдоскопе русского народного искусства : тряпичная кукла/ Н. В. Шайдурова// Культура в современном мире № 1. - М., 2010, С. 203-220.

Публикации по теме:

Доклад «Русская народная сказка как средство воспитания дошкольников» Актуальность. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к.

Русская народная сказка как средство воспитания дошкольников Актуальность. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к.

Конспект открытого занятия «Роль педагога в формировании представления и приобщения к культуре, традициям народов Дагестана»Конспект открытого занятия «Роль педагога в формировании представления и приобщения к культуре, традициям народов Дагестана» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА «ДЕТСКИЙ САД № 49»КОНСПЕКТ ГОРОДСКОГО ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ.

Музыкально-фольклорные игры как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры «Музыкально-фольклорные игры как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры" Цель: Систематизировать представления.

Метод проектов как средство нравственного воспитания, приобщения к культуре родного города, семьи, государства МЕТОД ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО ГОРОДА, УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРАДИЦИЯМ СЕМЬИ,.

Фотоотчет «Народная кукла, как средство приобщения к родной культуре»Фотоотчет «Народная кукла, как средство приобщения к родной культуре» Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир и развитием познавательной активности. На современном этапе.

Презентация педпроекта «Народное пение в работе с дошкольниками как средство приобщения к народной культуре» «Неотъемлемой частью творческого вклада множества поколений в культуру народа является народная педагогика, которая определяется как "совокупность.

Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к русской народной культуреТеатрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре Театральное искусство на протяжении всей истории человечества и цивилизаций всегда было связано со стремлением человека к миропознанию.

Русские народные игры — средство приобщения ребенка к традициям русского народа Тема: «Русские народные игры - средство приобщения ребенка к традициям русского народа». Цель: Актуализировать представления родителей.

Устное народное творчество экологической направленности, как средство приобщения детей к русской народной культуреУстное народное творчество экологической направленности, как средство приобщения детей к русской народной культуре К. Д. Ушинский писал: “Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к русской народной культуре, и эта любовь дает воспитанию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная кукла, как средство приобщения дошкольников к народной культуре и традициям
Опубликовано: 14 декабря 2017 в 09:51
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД