МААМ-картинки

Народная кукла как средство приобщения дошкольников к родной культуре

Ирина Левичева
Народная кукла как средство приобщения дошкольников к родной культуре

Народная кукла как средство приобщения дошкольников к родной культуре.

Кто в куклы не играл,

тот счастья не видал

(русская народная пословица).

Публикация «Народная кукла как средство приобщения дошкольников к родной культуре» размещена в разделах

Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, широко бытовавшей в России, отводилась большая роль в воспитании и обучении детей. Уходя корнями в глубь веков и будучи тесно связанной с укладом жизни семьи, игрушка вводила ребенка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, передавала опыт от старшего поколения к младшему.

Считалось, что детские игры могут способствовать богатству, счастливому браку, когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль.

Всем известен народный обычай дарить детям куклы. В народе считали, что игрушка – подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. В игре дети изображали трудовую жизнь, повседневные заботы, праздники.

Ребенок не только играл в куклы, набираясь жизненного опыта, но стремился научиться делать кукол самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству, что является одним из главных достоинств самодельной игрушки. Кукла – неизменный спутник человека, она сопровождает его всю жизнь от самого рождения.

Первые куклы появились в глубокой древности, и с тех пор человечество не расстается с ними. С течением времени они во многом видоизменяются, многие традиции в изготовлении кукол утрачиваются, забывается их основное значение. А ведь на Руси кукла была очень важной частью народного быта. Для их изготовления использовали самые разнообразные материалы: шишки, веточки, листья, солому, лен, мех, тряпки, паклю, лучину, бумагу, металл. Часто игрушки делали из глины или дерева: например, в куклу могло превратиться березовое полено, белая кора которого становилась его личиком. С 5-6 лет дети начинали сами мастерить таких кукол. При их изготовлении они познавали мир природы, учились преобразовывать материал в рукотворное изделие.

Самой распространенной игрушкой русского народа была тряпичная кукла.

Тряпичная кукла – это игрушка, при изготовлении которой используются старинные техники и технологии. При ее изготовлении не допускалось использование колющих и режущих предметов, поэтому тряпочки и нитки для изготовления кукол не резались, а рвались. Перевязывали куколку без узелков, чтобы не было в жизни неразрешимых проблем. Обязательное правило: куколка делалась начисто, за один раз, с непременным пожеланием добра и любви тому человеку, которому она предназначалась. Для отмеривания нужного количества материала и для определения размеров куклы служат естественные «мерки» : размер ладони, пальцев, локтя. Считалось, что в куколку вкладывалась частица души. Поэтому их нельзя было выбрасывать, куклы бережно хранили, складывали в сундуки. В одной крестьянской семье таких кукол было много, до ста штук.

По своему предназначению традиционные куклы русского народа делятся на три вида : обрядовые, игровые и куклы-обереги.

Отличительная особенность обереговой и обрядовой кукол – отсутствие лица и изготовление их без помощи иглы. Отсутствие лица служило знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит, недоступная для вселения в нее злых сил.

Куклы-обереги.

Оберег – это как волшебное заклинание, спасающее человека от опасностей. За две недели до рождения ребенка будущая мать помещала такую куклу-оберег в колыбельку для того, чтобы ребенок родился здоровым. Чтобы сбить злых духов с толку, спеленутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребенка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие младенцу. Только после крещения кукла убиралась из колыбели. Ее хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребенка. Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. В наряде обязательно должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости.

Считали так же, что он обладает охранительными действиями: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы оберегать ребенка. Как правило, куклы-обереги были небольшого размера и разного цвета, это развивало зрение ребенка. Такие куклы как Травница, Утешница, Зерновушка, Пеленашка, Желаница сопровождали все этапы жизни ребенка с самого рождения.

Игровые куклы.

Эти куклы предназначались для детских забав. Они были сшивными и свернутыми. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. К свернутым куклам относятся куклы закрутки, которые изготавливались так: кусок ткани, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной белой тканью лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Пока дети были малолетними, кукол им делали матери, бабушки, старшие сестры. Лицо куколки рисовали угольками из печки или вышивали цветными нитками. Кукольную одежду шили очень старательно, как настоящую, ведь по ней судили о вкусе и мастерстве девочки – будущей хозяйки. В играх крестьянских девочек куклы не просто «ели», «спали», они «ходили в гости», «справляли свадьбы», «нянчили детей». У тряпичных кукол была «долгая жизнь». Куклы передавались по наследству как залог счастливого материнства и семейного благополучия.

Обрядовые куклы.

Обрядовых кукол почитали и ставили в избе в красный уголок. Они имели ритуальные назначения. Считалось, что если в доме есть сделанная своими руками кукла плодородия, то будет достаток и хороший урожай. Покосница изображала женщину во время сенокоса. Кукла Коляда – символ тепла, солнца и добрых гармоничных отношений в семье. Делалась эта кукла на праздник Коляды. Кукла – Масленица – первая закличка Весны. Это разгульное празднество, посвященное проводам Зимы и встрече весеннего солнца. Кукла «Масленица» - обязательный атрибут этого праздника, так как она является символом злой и холодной Зимы.

Кукла Неразлучники – это свадебная кукла, которая служила подарком на свадьбу для молодоженов, символ и оберег крепкого семейного союза, поэтому делается как бы на одной руке, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и беде.

Вот такими были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие.

Работа по этой проблеме предусматривает решение следующих воспитательно-образовательных задач:

- прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как к виду народного творчества;

- содействовать развитию восприятия образов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;

- формировать умение и практические навыки работы с текстильными материалами;

- развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству;

- учить грамотно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол;

- формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно продуктивной деятельности.

Рукотворная лоскутная кукла в настоящее время новую коммуникативную функцию.

Она стала живым средством общения, так как куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, творить, проявлять милосердие. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Через куклу дети знакомятся с бытом, традициями, фольклором, играми русского народа. Кукла не рождается сама : ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.

Размышляя над этой проблемой, можно сделать вывод, что русская народная игрушка является особым видом народного творчества – это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным необходимым элементом воспитательного процесса. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Именно на таких игрушках необходимо воспитывать подрастающее поколение, прививать нравственные устои.

Публикации по теме:

«Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к народной культуре» Введение Народная культура является одним из важных элементов любой нации, поскольку она несет в себе опыт прошлых поколений, который складывался.

Социальное партнерство как средство приобщения дошкольников к основам мировой культуры .

Дидактическая кукла Зарни для приобщения детей к культуре коми народаДидактическая кукла Зарни для приобщения детей к культуре коми народа Цель: Приобщение детей к культуре коми народа Задачи: Формировать познавательный интерес детей к культуре, истории и традициям народа коми;.

Развитие духовно-нравственного потенциала дошкольников посредством приобщения к русской национальной культуре ВАЖНОЙ ЦЕЛЬЮ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ВОСПИТАНИЕ, СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЫСОКОНРАВСТВЕННОГО,.

Нравственно-патриотическое воспитаение дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образованием Кушвинского городского округа Муниципальное.

Народная тряпичная кукла как способ приобщения дошкольников к русской народной культуре Опыт работы Козионовой Е. А. воспитателя МАДОУ № 54 г. Кушва Свердловская область 2014г. Тема: «Народная тряпичная кукла как способ приобщения.

Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к национальной культуре Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре Воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране,.

План саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группаПлан саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группа Зуева Людмила Анатольевна, воспитатель МБДОУ № 41 Нижегородская область, г. о. г. Шахунья. Проблема нравственно-патриотического воспитания.

Реализация регионального компонента в ДОУ путём приобщения детей к родной культуре, родному языку Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента.

Взаимодействие ДОУ и родителей в процессе приобщения дошкольников к истории и культуре малой Родины «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная кукла как средство приобщения дошкольников к родной культуре
Опубликовано: 17 ноября 2016 в 19:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД