Получи документы

Народная педагогика в воспитание духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста

Марина Чувашова
Народная педагогика в воспитание духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста

Актуальность проблемы нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания. Но в наши дни проблема нравственного воспитания встала наиболее остро, и ее проявления разительно выделяются на фоне общих общественных проблем. На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Сложившееся положение требует формирования основ моральных качеств уже в дошкольном детстве. Ведь дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Важно сформировать у ребенка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения гражданина своего общества. Но как дать маленькому ребенку азбуку человеческой культуры, как помочь ему гармонизировать его картину мира?

Публикация «Народная педагогика в воспитание духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Решение данной проблемы необходимо решать в семье и в образовательных учреждениях всеми эффективными способами. Одним из таких способ является применение богатейшего багажа знаний, накопленных в народной педагогике, с использованием народных сказок, игр, традиций, праздников. Интерес к народной педагогике не является случайным, ибо она – часть духовной культуры народа, формирующей основы этики и морали.

«Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» Н. М. Карамзин.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

Воспитанию духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста возможно при использовании системы средств народной педагогики в педагогическом процессе : фольклора, сказок, национальных обычаев, праздников, игр, а так же при тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса

Проанализировав методическую литературу и опыт других педагогов по данному направлению были выявлены основные компоненты народной педагогики :

Устное народное творчество : потешки, сказки, сказания, колыбельные и др.

Прикладное творчество: изготовление из глины народных игрушек, роспись, резьба по дереву, рукоделие и др.

Музыкальное творчество: инструменты, танцевально- песенное творчество и др.

Праздники, обычаи и обряды :православные традиции

За основу работы по данной была взята программа Князевой О. Л., Маханевой М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», разработана циклограмма (перспективный план) основанная на проектной деятельности с учетом народного календаря. Конечным результатом каждого проекта является народный праздник дающий духовные ростки и вызывающий эмоциональный отклик в душе не только ребёнка, но и взрослого. Праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма.

При реализации проектов используется постепенное знакомство детей одновременно в единой цепочке с русской речью, обычаями, обрядами, ремеслами, историей, культурой того или иного праздника. Динамика и яркость впечатлений обеспечивалась использованием народных подвижных игр и игр-хороводов, используемых как на занятиях, так и во время прогулок.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура семьи, где живёт ребёнок и где происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье, которым живут родители, люди составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, является определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка и становлении его как личности. Поэтому участие семьи в воспитательно-образовательном процессе необходимо для повышения качества образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении. В нашей работе по взаимодействию с родителями мы применяем следующие принципы: системность, учет опыта родителей, целенаправленность, учет специфики каждой семьи, доброжелательность, открытость. Для этого создавались информативные памятки для родителей, проводились индивидуальные консультации, а также вечера вопросов и ответов (анкетирование, творческие встречи.

Так в тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса были разработаны и реализованы такие проекты

«Русская Масленица» : В ходе этого проекта с детьми были изготовлены масленичные куклы, разучены стихи и заклички, совместно с музыкальным руководителем разучены песни и хороводные игры по данной тематике. С родителями проведена беседа в ходе которой по инициативе родителей были изготовлены костюмы к празднику. Конечным результатом всей деятельности стал праздник «Масленица».

«Дорого яичко ко дню Христова» : На протяжении всей подготовке к этому празднику мы вместе с детьми в свободной деятельности и на занятиях разучивали стихи, песни, хороводные игры, подвижные народные игры, расписывали яйца, изготовляли вербные веточки.

«Капуста - барыня» : Реализуя такой проект как «Капустница» мы тесно сотрудничали с родителями, они с удовольствием предоставляли нам для создания альбома семейные рецепты соления капусты, так же совместно с детьми изготавливали «капустниц» и блюда из капусты. Параллельно с этим велась так же работа и с детьми: на занятиях детей знакомили с традицией солить капусту, дети не только слушали но и участвовали в солении; в свободной деятельности и на прогулке с детьми были разучены народные игры посвящённые капусте, загаданы загадки, разучена считалка и т. д.

«У самовара не скучаем» : Готовясь к этому празднику была проведена беседа с детьми, просмотр видеофильмов, чтение художественной литературы, совместно с родителями организована выставка самоваров и выставка чая. При взаимодействии с музыкальным руководителем были разучены песни и хороводные игры связанные с этим праздником.

Работа, проводимая по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, на основе сотрудничества семьи и детского сада ведется постоянно и дает положительный результат. Она содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры, формирует у ребенка чувства любви к Родине, воспитывает у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивает умение видеть и понимать красоту окружающей жизни.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств личности дошкольников через продуктивную деятельность Слайд №1 Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Лизунова Елена Дмитриевна, я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад комбинированного.

Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством использования ЭОР На современном этапе развития общества образовательные электронные ресурсы являются неотъемлемой частью жизни общества и образования человека.

Конспект занятия для детей подготовительной группы по формированию духовно-нравственных качеств в ходе знакомства с притчей МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад № 5 «Колокольчик» Конспект беседы с детьми подготовительной.

Методическая разработка «Формирование социально–нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста» «Формирование социально – нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством реализации проектов» Нравственность - такой.

Опыт работы «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных православных праздников» ПО ТЕМЕ: «ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ» Введение «…. Дети.

Проектная деятельность «Развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста» Актуальность проблемы нравственного воспитания обусловлена кризисом современного общества, в котором произошло размывание норм морали, значимости.

Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста. Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста. Аннотация. Сказка входит в жизнь ребенка с самого.

Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста Воспитание духовно – нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста Железниченко С. С. Педагог дополнительного образования.

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста “Ребёнок – это зеркало нравственной жизни родителей” Сухомлинский В. А. Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении,.

Заметка для родителей «Формирование нравственных качеств посредством природы у детей младшего дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека,делает нас добрее, мягче, будит в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная педагогика в воспитание духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста
Опубликовано: 2 ноября 2016 в 16:51
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД