татьяна дедок
Народное искусство. Фольклор от самой колыбели
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклор от самой колыбели
Фольклор - это подлинная энциклопедия поэтических знаний. Создавая художественный язык, поэтическую образность, приемы художественной типизации действительности, народ веками вырабатывал свои эстетические понятия, свой художественный метод и стиль. В русском фольклоре есть и глубина, и урок, поучение, тайное и явное знание.
Публикация «Народное искусство, Фольклор от самой колыбели» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
Прелесть фольклора состоит в том, что он нас учит, но мы не можем не научиться. Все происходит незаметно, бессознательно. Весь цикл человеческой жизни, от рождения и принятия младенца в семью и до конца жизни отражается в самых различных формах устного и песенного фольклора. Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался ими в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, песен, сказок, легенд. Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины, сказывать сказки. Они переходили от поколения к поколению вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые чтил народ. Народное творчество понималось народом как сила, действующая в целях созидания. Одним из пластов этого созидания - мудрость воспитания.
Теоретическая глубина и поэтическая прелесть, образность и афористичность - все слилось в поэтическом голосе народа. Многовековая практика воспитания детей в семье приводит к выводу о том, что разумное воспитание - одна из непреходящих ценностей. «Человек без воспитания - тело без души». «Самое лучшее наследство – воспитанность». Важно, обращаясь к этому кладезю народной мудрости, учитывать не только его воспитательный, но и богатый речевой потенциал.
Знакомство с народным творчеством играет большую роль в формировании отношения к окружающему миру, обогащает чувства ребенка, пробуждает познавательную активность, самостоятельность.
Правильно подобранные прибаутки, песенки, потешки помогают установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок приобщается к красоте и самобытности русского слова. Фольклорные произведения обобщают представление детей о мире, отношениях между людьми, дает толчок фантазии, творчеству.
Народное творчество - это мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребенка, возможность для детей проявить свои творческие способности в любом виде деятельности по своему выбору, без излишних физических и психологических нагрузок. Самые первые произведения с которыми взрослый обращается к малышу - пестушки (игры с приговариванием, активным поглаживанием ребенка). В раннем возрасте «общение» с фольклором активно развивает речь ребенка, закладывает основы нравственности, самостоятельности. Прививает азы культурно-гигиенических навыков, например, потешка «Сорока-ворона, кашку варила», это не просто игра - это и массаж руки (что напрямую связано с развитием речи, и поучение (не будешь трудиться, каши не получишь). Даже если ребенок не может понять всего смысла, заложенного в содержание, но несколько раз прозвучавшая потешка закладывается в кладовую его памяти. В потешках «Идет коза рогатая», «Ладушки-ладушки» тоже заложен глубокий смысл: вызывая радостный эмоциональный отклик ребенка, они приучают его с уважением относится к еде и людям, которые ее приготовили. При помощи потешек у малыша легче выработать привычку соблюдать гигиенические нормы: мыть руки, расчесывать волосы, пользоваться носовым платком. Это наиболее эффективный способ приучения. Он основан на положительных эмоциях, которые возникают в процессе неоднократного повторения потешек. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту.
Колыбельные. Само слово колыбель происходит от глаголов колебать, качать. На раскачивание похожа и песня, где голос совершает движение то вверх, то вниз: баю-бай, кач-кач. И звучат-то они особенно плавно, нет резких сочетаний, какие тут ласковые слова подобраны: «гуленьки», «люленьки»
«Прилетели гуленьки.
Сели возле люленьки.»
Одна маленькая колыбельная песенка, в которой за неприметными словами сокрыт основной закон бытия: котик придет ребенка покачать, но он будет не просто качать, а прибаюкивать, то есть приговаривать, что-то рассказывать о будущей жизни. К тому же кошечка будет еще и «прилюлюки-вать» лю-ли, лю-ли, моленьки, этимологически все эти слова происходят от имени древнеславянского бога по имени Лель. Это божество отвечало за благополучие в семье, богатство, а главное за любовь. Если человек любит, сердце его открыто.
Считалки. Фольклорная считалка, если ее знают, если уважают правила, предписанные ее содержанием и структурой, и выполняют их, сама собой способна научить многому. Цифровому и количественному счету до 10, знаниям и умениям, которые не поддаются точному измерению, а развивают психические свойства: находчивость, сообразительность, ловкость, силу воли, доброту, честность, благородство, формирует характер. Считалка учит ребенка правильно, четко и мелодично произносить звуки родного языка, улавливать их гармонию. Считалка преподает важнейшие законы словесного искусства, служит незаменимым средством развития художественного вкуса, формирования эстетического отношения к искусству слова.
Сказки. Очень хорошо подчеркнул особенности сказки для маленьких исследователь-фольклорист В. П. Аникин: «Резкое разграничение света и тени, положительного и отрицательного также в природе детской сказки. У ребенка никогда не возникает сомнения, как отнестись к тем, или иным персонажам. Это не примитивность подачи жизненного материала, а та необходимая простота, которая усваивается ребенком прежде, чем он будет готов воспринимать сложные вещи». Сказка в художественных образах выражает лучшие качества народа, и тем самым воспитывает эти качества в тех. Кто слушает сказку. Сказка – умное чудо, сотворенное художественным гением народа, «чудо-чудное, дивно-дивное» как в сказке.