Папки-передвижки

Народные праздники как средство экологического воспитания детей 6–7 лет

Ольга Коновалова
Народные праздники как средство экологического воспитания детей 6–7 лет

Педагогический смысл народных праздников заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок (но не чаще одного раза в 1,5-2 месяца). В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком

Публикация «Народные праздники как средство экологического воспитания детей 6–7 лет» размещена в разделах

В числе важных факторов, влияющих на экологическое воспитание детей в ходе праздников и развлечений, – деятельность ребенка в коллективе сверстников. Здесь ребенок проявляет свои способности, самоутверждается, глубже осознает, как надо поступать в том или ином случае.

Обозначим общие требования к организации работы по ознакомлению дошкольников с природой родного края. Во-первых, данная работа должна носить целостный системный характер, т. е. охватывать все направления педагогического процесса (воспитательное, образовательное, развивающее, вовлекать в педагогический процесс членов семьи ребенка и т. д.

Во-вторых, организация педагогического процесса по ознакомлению с природой должна строиться на сенсорном развитии детей, тактильном, зрительном, визуальном восприятии окружающей среды. Чтобы знания нашли отражение в поступке, они должны многократно закрепиться в разнообразных жизненных ситуациях, близких и понятных ребенку. Необходимо создавать условия, чтобы ребенок «прожил» эту ситуацию.

При соблюдении этих требований дети оказываются планомерно и последовательно вовлеченными в систему работу по ознакомлению с природой родного края; они занимают активную позицию в изучении материала, соприкасаются с близким природным миром, усваивают нормы поведения в природе, непосредственно воспринимают предметы и явления окружающего природного мира, накопляют и систематизируют разнообразные знания и природных объектах своей малой родины.

Выделим типы праздников и виды развлечений по ознакомлению дошкольников с родным краем:

праздники, имеющие целью дать детям конкретные представления о природе родного края на основе непосредственного или опосредованного восприятия объектов природы;

праздники, способствующие углублению и систематизации знаний детей о природе родного края;

праздники, во время которых дети на основе полученных знаний выражают свое отношение к объектам родной природы.

Исходя из этого, определяем место организации и проведения экологических праздников и досугов со старшими дошкольниками. Местом проведения праздника может быть как помещение ДОУ, так и непосредственная природная обстановка: парк и т. п.

Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю (осенью, снежной и ледяной скульптуре (зимой, весеннему возрождению природы («веснянки»). Летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера.

Одним из наиболее значимых является праздник, посвященный Дню Земли: он создает масштаб видения планеты, ее значения для людей, пробуждает любовь к своей Родине и природе как ее важной части. Сценарии праздника могут быть различными, но в любом варианте должны быть стихи и песни, прославляющие лес, поле, речку, родные просторы, а также национальные и фольклорные танцы. Важным моментом праздника является совместное (дети, педагоги и родители) исполнение торжественных песен, что символизирует любовь к Земле всех людей.

Интересны праздники, посвященные писателям и поэтам, произведения которых дети хорошо знают. Поэтические праздники могут носить сезонный характер: например, в сценарий «Зимушка-зима» включаются стихотворения разных мордовских поэтов – дети узнают, что красота зимы у многих вызывает сильные чувства.

Широкое распространение в практике экологического воспитания в настоящее время получили досуговые виды деятельности, такие как проведение викторин, отгадывание кроссвордов. Эти способы работы используются в старшем дошкольном возрасте и направлены на интеллектуальное развитие детей, так как требуют воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям. Вместе с тем радость от правильно решенной задачи, удовлетворение, испытываемое ребенком, упрочивает интерес к природе, пробуждает любознательность и, следовательно, эти способы работы также полезно использовать.

Досуги на самые разные темы организует воспитатель. Интересно проходят досуги с участием кукол (концерты для них, чаепития с ними). Например, досуг «Елка для кукол» может быть проведен в конце декабря во всех возрастных группах, он станет своего рода репетицией перед большим праздником. К этому времени дети уже знают много новогодних песен, игр, стихотворений. Воспитатель готовит елку для кукольного уголка, дети украшают ее, наряжают кукол в чистые и красивые одежды, сажают на стулья. Ребята-артисты выступают перед ними, берут их в некоторые игры, а потом вместе пьют чай, угощая кукол печеньями, конфетами.

В качестве методической рекомендации по организации праздников и досугов для ознакомления дошкольников с природой родного края выступает активное включение в данную работу игровой деятельности. Дошкольный возраст характеризуется ведущей игровой деятельностью ребенка. Введение игры, создание разнообразных игровых ситуаций – важная особенность педагогического процесса. В играх тесно связаны слово, мелодия и действие. Посредством игр ребенку прививается уважение к существующему порядку вещей, национальным обычаям, осуществляется приучение его к правилам поведения в природе. Игры для детей – серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, к взрослой жизни.

Дидактическим материалом служат картинки с изображениями птиц, кормушки. В начале игры педагог сообщает, что сегодня в детский сад прилетели друзья – птицы, достает и показывает перелетных птиц, называя их. Вместе с детьми рассматривает и описывает их. Знакомых птиц называют сами дети. Далее педагог предлагает детям взять по одной понравившейся им птице и назвать ее. Затем педагог знакомит детей с зимующим птицами. Наконец показывает детям нарисованную кормушку и предлагает найти зимующих птиц и посадить их в кормушку. Говорит, что зимой мало корма, птицы голодают, поэтому мы должны помогать им – подкармливать их хлебными крошками, зернышками.

Для активизации мыслительной деятельности дошкольников эффективны игры-описания; основная их цель – учить детей узнавать объекты природы по описанию педагога. Материалом служат группы предметных картинок с изображением объектов природы (овощей, фруктов, животных, растений). В ходе игры воспитатель подробно описывает один из представленных предметов, называет форму, окраску и вкус, затем предлагает детям показать и назвать этот предмет. Если ребенок справился с заданием, взрослый описывает другой предмет, и его называет другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока дети не угадают по описанию все предметы. После того как дети усваивают знания о какой-то группе объектов природного мира родного края, педагог усложняет данные игры: описание предмета дается в загадках.

Очень важен стиль руководства взрослого, организующего праздники и развлечения для детей. Следует продумать сценарий таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя не зрителем, а участником совместной деятельности, мог по ходу праздника проявить самостоятельность, выбрать тот или иной способ действия, поступок, проявить сострадание, желание прийти на помощь тому или иному персонажу.

Экологические праздники и развлечения несут в себе определенную нагрузку в соответствии с особым содержанием. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного ее эпизода следует вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

Обновление системы специального образования невозможно без тесной взаимосвязи между дошкольным образовательным учреждением и семьей воспитанников. В семье предоставляется больше возможностей по организации разнообразных встреч с природой, наиболее широко и полно возможно организовать досуг детей для ознакомления их с природой родного края.

Например, в воскресный день по рекомендации педагога родители едут с детьми в лес, на водоем, собирают природный материал для поделок (шишки, желуди, определяют лекарственные травы или редкие растения. Педагог руководит наблюдениями родителей с детьми: помогает наметить план прогулки, отобрать объекты для наблюдения, предлагает вопросы для обсуждения. Итоги воскресных семейных прогулок в природу (рассказы, рисунки детей, фотографии, дневниковые записи родителей) помещаются на специальном стенде. Семью называют «школой чувств». Это очень справедливо, так как именно в семье ребенок учится эмоциональному восприятию мира, получает первые уроки сопричастности тому, что дорого каждому человеку. Микроклимат семьи, взаимоотношения ее членов, отношение к событиям – все это оказывает неизгладимое впечатление, формирует его эмоциональный и нравственный мир.

Родители могут помочь ребенку увидеть то, что в воспитательном отношении наиболее важно: культурное, уважительное отношение людей друг к другу, преобразование облика города и др.

Итак, основные задачи организации праздников и развлечений по ознакомлению дошкольников с родной природой сводятся к следующим:

воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;

– дать элементарные сведения о животном и растительном мире Мордовского края;

– развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны;

– формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять ее от разрушений, а при необходимости восстанавливать.

Итак, процесс экологического воспитания детей 6-7 лет посредством народных праздников возможен, при условии:

• отбора содержание знаний о природе Мордовии старшим дошкольникам с учетом их возрастных возможностей, особенностей региона и сформировавшихся в обществе этнических традиций взаимодействия с природой;

• использования идей и традиций народной педагогики, способствующих накоплению положительного нравственно–ценностного опыта взаимодействия с природой;

• продуманной организации детей, оформлении групповой комнаты (или зала, дидактического материала, способов активизации и поощрения детей;

• целенаправленной работы и тесной взаимосвязи дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Публикации по теме:

Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Вечность и актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения бесспорны. Она одна из основных задач общества.

Осенние праздники с элементами экологического воспитанияОсенние праздники с элементами экологического воспитания Чуть-чуть с запозданием провели наконец и мы осенние праздники. На осеннем празднике дети познакомились с Куркушей-душенькой, узнали что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные праздники как средство экологического воспитания детей 6–7 лет
Опубликовано: 13 мая 2015 в 22:51
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД