Наталья Каипова
Народный календарь в работе педагога ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Исследовательница детского фольклора Галина Дайн пишет в своей книге «Детский народный календарь» :
«Большинство из нас – городские жители. Находясь в своих квартирах, мы почти перестали ощущать великую радость пребывания в нашем общем доме – в Природе… Деревенские ребята участвовали почти во всех календарных праздниках и обрядах, где им отводилась особая роль. Кроме того, у ребят был и свой собственный календарь. Его традиции тоже переходили из поколения в поколение, от подраставших – к младшим».
Публикация «Народный календарь в работе педагога ДОУ» размещена в разделах
Необходимо помочь современным городским детям «вжиться» в прошлое своего народа : ввести в мир земледельческого календаря через особый детский народный календарь. Участие детей в трудовых буднях и праздниках взрослых, в православных и календарных обрядах, сезонные игры и забавы, игрушки из природных материалов, игровой и обрядовый фольклор – всё это поможет современным городским детям «вжиться» в прошлое своего народа, которое воспринимается сегодня с живейшим интересом.
Очень хочется, чтобы знакомство детей с народной культурой начиналось с того периода, когда они открыты для восприятия окружающего мира на эмоционально-чувственном уровне.
Осенины.
Первая встреча осени – Осенины, по народному календарю выпадающая на Семенов день (день Симеона-летопроводца, отмечается 14 сентября. С этого дня на Руси начинали праздновать осенние свадьбы, переселялись в новые дома, осуществляли обряд посвящения мальчиков, достигших семи лет, в отроки, отмечая их роль в общине. С наступлением Осенин основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или дом, начинался сбор овощей. Обычно в этот день готовили угощение, на которое собиралась вся семья. Праздник урожая или встречи осени традиционно устраивается и в дошкольных учреждениях.
Фольклорный праздник "Осенины"
___
ВЕДУЩИЙ.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами праздник под названием Осенины. Что такое Осенины – это встреча осени. В старину на Руси наши предки справляли Осенины 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай бывал уже убран. И вот, убрав урожай, крестьяне устраивали праздник, иногда в течение целой недели, ходили, друг другу в гости, выставляли на стол все самое вкусное, внуки на несколько дней оставались у бабушки с дедушкой. И мы тоже с вами позовем сегодня в гости Осень. Только мы с вами привыкли представлять Осень в виде красавицы в разноцветном наряде, с охапкой желтых листьев, а вот на Руси Осень изображали в виде маленького сухонького мужичка. Лицо у него суровое, три глаза и косматые волосы. После уборки урожая он ходил по полям – проверял, все ли убрано, как следует. А у нас сегодня Осень предстанет в виде девочки.
Встретим Осень песней «Осенины на Руси».
Итак, давайте вместе произнесем закличку: «Осень, Осень, милости просим!»
Входит Осень и 3 осенних месяца.
ОСЕНЬ:
Добрый день, мои друзья!
Заждались, поди, меня?
Лето красное стояло,
Долго власть не уступало.
Но всему приходит срок –
Я явилась на порог.
Пришла я, ребята, не одна, а со своими братьями. А как их зовут, вы сейчас отгадаете.
СЕНТЯБРЬ:
Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?
ОКТЯБРЬ:
Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
НОЯБРЬ:
Чёрно поле – бело стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
ОСЕНЬ: А вы знаете, ребята, что в народе эти месяцы называли по-другому?
СЕНТЯБРЬ: Меня называли хмурень, ревун, заревник.
ОСЕНЬ: Сентябрь – ревун, от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей.
ОКТЯБРЬ: Меня называли позимник, листопад, грязник.
ОСЕНЬ: Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой.
НОЯБРЬ: Меня называли полузимник, грудень.
ОСЕНЬ: Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной батюшка. А вы, ребята, знаете какие-нибудь народные приметы, пословицы, поговорки?
Ведущий: «Я начну, а вы продолжайте».
Пословицы об осенних месяцах.
• Холоден сентябрь, да сыт.
• В сентябре и лист на дереве не держится.
• Сентябрь покажет: посеешь жито наспех – оно родит на смех.
• Октябрь – капустник, пропах капустой.
• Октябрь – ложка воды, ведро грязи.
• В октябре семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льёт и снизу метёт.
• Ноябрь – ворота зимы.
• Ноябрь – сентября внук, октября сын, зиме – родной батюшка.
• В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается
Пословицы и поговорки об осени.
• Весна красна цветами, а осень снопами.
• Осенью у воробья пир.
• Осень идет, и дождь за собой ведёт.
• Осень всех наградила, всё загубила.
Осень: А теперь отгадайте-ка русские народные загадки :
Сидит девица в темнице,
а коса на улице (Морковь)
СЕНТЯБРЬ: Скинули с Егорушки золотые перышки, заставил Егорушка плакать без горюшка. (лук)
ОКТЯБРЬ: Нарядилась Алёна в сарафанчик свой зеленый, завила оборки густо. Узнаешь ее? (капуста)
НОЯБРЬ: Стоит лепёшка на одной ножке. Кто мимо пройдет, всяк поклонится. (гриб)
СЕНТЯБРЬ: Сидит – зеленеет, падает – желтеет, лежит – чернеет. (лист)
ОКТЯБРЬ: Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (картошка)
НОЯБРЬ: Круглое, как месяц, листья, как ель, а хвост, как у мыши. (репа)
ВЕДУЩИЙ: А знаете, ребята, репа была очень важным овощем. Дело в том, что наша любимая картошка появилась на Руси только в 18 веке, а до нее главным овощем была репа. Репу ели свежую, пареную, вяленую. Пекли с репой пироги, делали репной квас, варили кашу.
ОСЕНЬ: И последняя загадка: В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка? (рябина)
ВЕДУЩИЙ: Рябина, ребята, очень славилась на Руси. Все ягоды уже давно убраны, еще летом, а рябина краснеет только к осени, ярко горят ее ягоды. Из рябины готовили рябинный квас, слабительный и прохладительный. Был даже специальный день, 23 сентября, когда ягоды рябины срывали и кистями вешали под крышу. Но часть ягод обязательно оставляли на дереве – дроздам-рябинникам, снегирям-краснозобам. У осени ничего не бывает лишним, даже осенний листочек из нашей сказки.
Вот как встречали на Руси Осень. Ну а мы с вами встречаем Осень нашей традиционной выставкой рисунков. Осень, приглашаем тебя посмотреть выставку рисунков ребят
ОСЕНЬ: С удовольствием!
Ведущий: Ну а теперь Осень и братья месяцы посмотрите на наши развлечения и примите в них участие.
Игры.
1. Игра «Пахари и жнецы».
2. Самые ловкие и быстрые будущие хозяюшки.
3. А пока эти будущие хозяюшки свое дело делают, мы еще один конкурс проведем!
4. Конкурс для мам «Пронести вёдра с водой на коромысле».
ОСЕНЬ: Молодцы, ребята, славно потрудились! А теперь отведайте моего угощения – осенних яблочек! Осень раздает из корзинки яблоки. До свидания!
Рождество Христово.
Рождество Христово – один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения по плоти Иисуса Христа от Девы Марии. На Руси этот праздник был особенно любим. В сочельник до «вечерней звезды», т. е. до вечерних песнопений, ничего не ели и не садились за стол. Родители рассказывали о том, как волхвы пришли поклониться новорожденному Иисусу Христу и принесли дорогие подарки. Ребятишки с малых лет перенимали от старших не только народную мудрость, но и сложившиеся веками традиции и обычаи.
Гулянья в детском саду на Рождество. «Пришли святки - запевай колядки!»
1. Подготовительная работа с детьми.
- Беседа.
Святки, или, как их еще называют, Святые вечера – это зимний народный праздник, который начинается на Рождество и длится целых две недели, до самого Крещения.
В Святочные вечера устраивались на Руси праздничные гуляния – по дворам ходили толпы ряженых, пели величальные песни, в которых славили хозяев, желали им доброго здоровья, богатого урожая.
Все с нетерпением ожидали прихода ряженых с их колядками. Люди верили, что к кому они зайдут, тот двор в новом году удачлив будет, с достатком и прибылью.
Колядки – это небольшие стихи или песенки с незатейливой мелодией. За такие колядки хозяева угощали колядовщиков пирогами, булками, конфетами, мелкими монетами, «козульками». Козульки – это такие пряники, да не простые, а в форме животных.
Но случалось, хоть и редко, что хозяева жадные попадались.
Ряженых ни чем не угощали, а прочь от ворот гнали. Для таких жадин тоже колядки имеются, специальные, ругальные.
- Подготовка костюмов к гуляниям (костюмы животных, маски, платки, другие головные уборы, сарафаны, фартуки, длинные юбки и т. д.) и различных шумовых инструментов (погремушки, дудки, свистки, деревянные ложки, бубны и т. д.).
2. Ряжение.
Дети наряжаются в костюмы, девочкам рисуется свеклой румянец на щеках.
3. Святочные гуляния.
Дети выходят из группы, шумят при помощи шумовых и музыкальных инструментов и при входе в какое-либо помещение. Между колядками дети тоже используют свои шумовые инструменты.
Воспитатель.
Собирайся, народ, разевай пошире рот.
В нашей горнице веселье – нынче Святок продолженье!
Дети (вместе).
Мы ходили, мы искали коляду святую.
По всем дворам, по проулочкам.
А нашлась коляда да у вашего двора!
Ребенок.
Хозяин с хозяйкой, будьте здоровы!
Живите без бед много-много лет!
Ребенок.
Дай вам, боже, урожай хороший:
Рожь да пшеницу, овес, да чечевицу,
В поле – зерно, в доме – добро!
Ребенок.
Коля-коля-коляда, я у мамы одна.
Дай мне, тетя, молока.
Молоко не сладко, дай шоколадку.
Ребенок.
Коляда, коляда, жили-были три кота.
Три кота и котик, дайте срочно тортик!
Ребенок.
Тетенька добренька, подай что-то сдобненько:
Пышку да лепешку, да свиную ножку.
Ребенок.
Хозяин с хозяюшкой, слезайте с печки, зажигайте свечки.
Открывайте сундучок. Вынимайте пятачок.
Ребенок.
Основным ритуалом Святок является старинный земледельческий обряд – «посевание».
(в это время, дети, которые не поют колядки, производят обряд «посевание», т. е. разбрасывают зерна по углам помещения, можно использовать крупу и макароны).
Сеем, сеем, посеваем, с Рождеством вас поздравляем,
Уродись, пшеничка, на поле – стогами, на столе – пирогами!
Счастье будет вам горой, урожая воз большой!
Воспитатель
А для жадных хозяев у нас есть специальные колядки – ругальные.
Ребенок.
Кто не даст лепешки, завалим окошки!
Кто не даст пирога, сведем корову за рога!
Ребенок
Кто не даст хлеба, уведем деда!
Кто не даст ветчины, тому поколем чугуны!
Ребенок.
У скупого мужика родись рожь хороша:
Соломкой густа, колоском пуста!
Ребенок.
Коляда-моляда, не дашь пирога,
Мы корову за рога, коня за хвост уведем на мороз!
Дети все вместе: А теперь хотим угощение!
Дети получают различные угощения и возвращаются в группу.
С такими колядками мы обошли весь детский сад. Затем решили выйти за его пределы. Договорились с ЦДБ (центральная детская библиотека) заранее. Нас очень радушно встретили, дети счастливы, а угощений было…
Масленица
Масленица происходит от старинного языческого праздника проводов зимы, сохранившегося в России после принятия христианства в X в. Испокон веков люди воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины. Праздник приходится на неделю предшествующую Великому посту. Масленица предполагает широкие гуляния и обильную, сытную пищу, поэтому в праздничную неделю можно отведать самые разнообразные блюда.
Сценарий праздника Масленица в детском саду.
Ведущий: В конце февраля или начале марта на Руси издавна отмечалась Масленица – праздник окончания зимы и встреча весны. Праздновалась масленица целую неделю. Каждый день этой недели был особенный. В понедельник хозяйка давала блин ребёнку, чтобы он скакал верхом на ухвате или кочерге и кричал.
Появляется Маша с блином и кричит: Знаю, знаю, вот как надо!
Прощай, зима сопливая!
Приходи, весна красная!
Соху, борону –
И поохать пойду!
Понедельник – это встреча масленицы.
Ведущий: Здравствуй, Машенька! Откуда ты всё это знаешь?
Маша: А меня Мишка научил. Мы с ним в лесу всегда Масленицу празднуем. Надоест нам зима лютая, так хочется скорее солнышка тёплого! Да вам Мишка сейчас всё расскажет, вот и он идёт!
Миша: Здравствуйте, ребята! Я расскажу вам про масленичный вторник. Он называется – «заигрыш», потому что в этот день начинались игры и гуляния, представления и катания со снежных горок.
Маша: Эх, и я люблю с горки кататься. Миша, Миша, а петь в этот день надо?
Миша: Обязательно надо петь! Может нам ребята споют. Они специально к Масленице частушки выучили!
Выбегают дети и поют частушки:
Я на Масленку катался,
Трое саней изломал,
Ворона коня замучил,
И милашку закатал.
Шила платье из капусты,
Огурцом отделала.
Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала?
Купи, тятя, мне коня
Вороные ножки.
Буду девочек катать
По большой дорожке.
Девки, Масленка идёт!
Кто нас покатает?
У Петрушки во дворе
Сивка пропадает.
Миша: Какие молодцы, ребята! Надо вас за частушки блинами угостить. Как раз в среду начинали печь, и есть блины. Блины - словно маленькие солнышки.
Мальчик: У кумы была сестрица
Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И… блины-то все поели.
Девочка: Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару – разбирайте!
Похвалить не забывайте.
Маша: Ой, как блиночков захотелось!
Миша: Потерпи, Машенька, сначала угадай вместе с ребятами мои загадки:
И с икоркой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки … (блины)
Стул железный, гость мучной. (Сковорода, блин)
За молочною рекою,
За кисельными берегами
Стоит гора масляная.
Пришли пять братцев,
Стали на гору взбираться,
Залезли на вершину –
Снесли горы половину! (Пальцы и блины)
Ведущий: Но самый важный день был воскресенье – «прощёный день». Масленицу сжигали и просили у всех прощения. Говорили: «Прости меня, пожалуйста, если в чём виноват перед тобой». Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном.
Маша и Миша просят друг у друга прощение и кланяются.
Мальчик: Сидит кошка на окошке,
Вышивает себе хвост.
Широко Масленица проходит.
Настает великий пост.
Маша и Миша угощают всех блинами.
Сороки (Жаворонки)
День прилета жаворонков. На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок.
На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
Непосредственно образовательная деятельность.
Тема: Жаворонушки! Полетовушки!
Программное содержание: Обогащать знания детей о народных традициях зазывать весну жаворонками. Учить детей лепить жаворонка, свернув жгутик теста пополам, перекинув один конец жгутика через другой и надрезав пёрышки кончиком стеки, украшать изюмом. Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом. Активизировать словарь детей: жаворонки, сороки. Совершенствовать навыки нетрадиционной лепки из сдобного теста. Формировать навыки самостоятельного выполнения полного трудового процесса (от постановки цели, до результата).
Прививать интерес к русскому народному творчеству – весенним закличкам, хороводам, играм.
Предварительная работа : Разучивание народных игр, хоровода. Рассматривание иллюстраций по теме: «Птицы». Украшение полотенца русским народным орнаментом. Беседа на тему: «От, куда хлеб пришёл».
Ход занятия:
1Воспитатель: Ребята, с приходом весны мы поздравляем наших мам и бабушек с первым весенним праздником. Но в марте мы будем отмечать ещё один праздник «Сороки». Об этом празднике хочет рассказать вам бабушка Варварушка. Она ждёт вас у себя дома. Пойдём в гости?
Дети: Пойдём.
Воспитатель: Ребята как лучше идти в гости – с пустыми руками или с подарком?
Дети: С подарком.
Воспитатель: Может, подарим бабушке полотенце, которое вы украсили узором?
Дети: Да.
Воспитатель: Чтобы дойти до дома бабушки Варварушки, вам надо пройти по тропинке.
Дети самостоятельно идут по тропинке к избе. Там их встречает воспитатель в костюме бабушки.
2. 1 Воспитатель: Здравствуйте, дорогие мои гости. Присаживайтесь, отдохните с дороги, а я вам расскажу о празднике «Сороки». Слушайте внимательно.
С давних времён в каждой деревне, селе были свои обычаи посиделок, праздников посвящённых народному календарю. Собиралась молодёжь, чтобы себя показать и других посмотреть. Первый месяц весны богат праздниками. 22 марта будут праздновать праздник, который называется «Сороки». В этот день прилетают из тёплых стран сорок птиц, и первые из них – жаворонки. С вечера хозяюшки месят тесто и пекут 40 шариков и «жаворонки». Шарики по одному выбрасывают каждый день в окошко. Верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до следующего года. «Жаворонки» раздавали детям, те бежали на улицу на самое высокое место и выкрикивали зазывалочки:
Жаворонушки!
Полетовушки!
Прилетите к нам,
Весну ясную,
Весну красную
Принесите нам!
Дети играли в игры, водили хороводы. В одну из таких игр я предлагаю поиграть. Игра называется «Пирог».
2.2 Подвижная игра «Пирог».
Дети стоят в 2 шеренги друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий пирог. Все говорят:
Да экий он высоконький, да экий он широконький,
Да экий он да мягонький, режь его да ешь.
После слов «режь его да ешь» к пирогу бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первым коснётся «пирога», уводит в свою команду, а неудачник остаётся изображать пирог. Выигрывает группа, забравшая больше пирогов.
2. 3 Воспитатель: Сегодня я вас научу печь жаворонков. Пекут жаворонков из сдобного теста. А кто знает, какие продукты нужны, чтобы сделать сдобное тесто? (ответы детей)
2.4 Показ выполнения работы воспитателем.
2. 5 Пальчиковая гимнастика: Тесто замесили мы,
Сахар не забыли мы,
Пироги пшеничные
В печку посадили мы.
Печка весело горит,
Наша мама говорит:
- Крошки, что останутся
Воробью достанутся.
2.6. Уточнить последовательность лепки жаворонка.
2.7 Работа детей. Индивидуальная помощь воспитателя.
По окончании работы поставить жаворонков в печь выпекаться.
2. 8 Хоровод: Вокруг печки я хожу, да похаживаю,
Я на печку гляжу, да поглядываю.
Вот поднялся пирог, пирожок медовый,
Зарумянился пирог из муки из новой.
Отворяла я заслон, отворяла,
Доставала я пирог, доставала
Угощайтесь, детушки, угощайтесь!
Наедайтесь, милые, наедайтесь!
3. Анализ: Подойти с ребятами к печке, вынуть готовых жаворонков.
Воспитатель: Ребята, кого мы с вами сегодня пекли? Для какого праздника пекут жаворонков? Какие жаворонки получились?
Славно потрудились, время провели не зря,
Печь и жарить научились, а сейчас поесть пора.
Литература
1. Бердниковой Н. В. «Веселая ярмарка». Народные календарные праздники для детей с 3 до 10 лет.
2. Г. Дайн «Детский народный календарь»;
3. Журнал «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», 2008.
4. Журнал «Старший воспитатель» №1, №7, №8, 2011.
5. «Праздник Осени» Кононова М. Н., Иванова М. Л. (Интернет-ресурсы)
6. Сборник загадок. Составитель М. Т. Карпенко. М, «Просвещение», 1998.
7. «Чудесный короб» (Русские народные песни, сказки. игры, загадки) Москва. «Детская литература» 1989.