Марина Шурыгина
Нарушение произношения звука «К». Приёмы постановки
▼ Скачать + Заказать документы
1. Правильная артикуляция.
• Губы в раскрытом положении, в нейтральной позиции.
• Зубы разомкнуты.
• Кончик языка находится у нижних зубов, не касаясь их. Передняя и средняя часть спинки языка опущены (задняя часть приподнята, упирается в мягкое нёбо). Боковые края языка немного касаются задней части твердого нёба.
• Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в полость носа.
• Голосовые связки разомкнуты (нет голоса).
• Струя воздуха выходит через рот, взрывая смычку между задней частью спинки языка и мягким нёбом. Выдох сильный.
2. Дефекты артикуляции
Каппацизм:
Публикация «Нарушение произношения звука „К“, Приёмы постановки» размещена в разделах
а) отсутствие звука (заменяется щелчком голосовых связок);
б) искажение звука (носовое, боковое произношение).
Паракаппацизм — замена звуками Т, X.
Дефект часто отражается на письме.
3. Артикуляционная гимнастика
• «кашляем»;
• «горка» - губы в улыбке, рот открыт, кончик языка оттянут от нижних резцов, а задняя часть языка высоко поднята вверх и касается мягкого неба;
• улыбка с сомкнутыми губами;
• улыбка с разомкнутыми губами («заборчик»).
4. Приемы постановки.
По подражанию: ребенку предлагается выгнуть язык «горкой», прижать к небу и, не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенной ко рту => [к].
Механическим способом при помощи пальца или шпателя, исходя из звука [т]. Ребенку предлагают произносить слог та. В момент произнесения педагог нажимает пальцем на переднюю часть спинки языка, благодаря чему получается слог тя. Затем педагог продвигает палец несколько глубже, в результате чего получается слог кя. Наконец, третий этап — еще более глубокий нажим на язык — дает твердый звук — ка.
Постановка звука от "покашливания"
1. Ребёнок должен "покашливать" вслед за педагогом. Широко открыть рот, чтобы ребёнок видел, где расположен язык взрослого. И, выдохнув воздух, имитировать лёгкое покашливание (такое, какое бывает, когда саднит горло, с ощутимым призвуком [к] ([кхэ]). "Покашливать" нужно тихо с минимальным выдохом, тогда между звуками [к] и [э] не будет выраженного звука [х], а будет слышаться лёгкое придыхание. Повторяя за вами упражнение, ребёнок должен "покашливать" себе в ладонь.
2. Показать ребёнку, как "покашливать" шёпотом - "покашливать" едва слышно, почти без выдоха, устранив из своего произношения срединный призвук [х]. Ребёнок должен повторять за педагогом. Выполнять упражнение надо после полного выдоха.
3. Если получится правильный звук [к], то есть ребёнок, фактически произнесёт слог [кэ], закрепив его, переходим к слогам с другими гласными звуками. Можно дать такую инструкцию: "Теперь будем покашливать так: [ка-ка-ка]"
4. В конце произнести звук изолированно, ребёнок повторяет звук за педагогом.