МААМ-картинки

Нарушение произношения звука [с]

Марина Шурыгина
Нарушение произношения звука [с]
▼ Скачать + Заказать документы

1.Дефекты артикуляции

Межзубный сигматизм. При произношении звуков С и З кончик языка просовывается между передними зубами, придавая этим звукам оттенок шепелявости.

Боковой сигматизм.

1) Голосовыдыхательная струя проходит через один или оба прохода между боковыми зубами и краями языка, кончик языка поднят кверху.

2) Спинка языка горбом плотно прикасается к нёбу, а выдыхательный ток проходит по одной или обеим сторонам рта у коренных зубов. В обоих случаях слышится неприятный звук типа льхь. Выход воздуха по одной стороне рта

иногда зависит от спадания мягкого нёба с другой стороны.

Носовой сигматизм

Публикация «Нарушение произношения звука [с]» размещена в разделах

Носовой сигматизм выражается в том, что при произнесении с и з корень языка поднимается к опущенному мягкому нёбу, которое открывает проход в носовую полость; получается какой-то храпящий, хрюкающий звук с гнусавым оттенком последующих гласных.

Смягчение твердого звука С, при котором слоги са, со, су произносятся как ся,

сё, сю (сябака -- собака, нось -- нос, обусловлено чрезмерным подъемом спинки языка.

Губно-зубной сигматизм

Нижняя губа подтягивается к верхним резцам. Струя воздуха рассеивается по всей плоскости спинки языка, раздувая щеки, отчего дефект получил дополнительное название: щёчный сигматизм.

Призубный сигматизм

Кончик языка упирается в зубы, преграждая свободный выход воздуха через межзубную щель, так что вместо с, з слышится притупленный звук.

Шипящий сигматизм

Кончик языка упирается в нижние десны или несколько оттянут от них, а спинка языка выгнута горбом к нёбу -- слышится отчетливый, мягкий, шипящий звук, подобный звуку шь (шябака -- собака).

2. Правильная артикуляция.

Губы растянуты в улыбке, слегка прижаты к зубам. Зубы сближены, но не сомкнуты до конца.

Язык широкий, кончиком упирается в нижние резцы. Спинка выгнута, посередине ее проходит желобок.

3. Артикуляционная гимнастика

Упражнения для губ:

«Улыбка». Нужно улыбнуться так, чтобы были хороши видны нижние и верхние зубы. Такое положение нужно удерживать в течение 5-7 секунд.

«Трубочка». Нужно вытянуть губы трубочкой и длительно произносим звук У без участия голоса. Второй вариант – губы нудно вытянуть слегка вперед, образуя своеобразный квадрат. Зубы при этом сомкнуты.

«Зайчик». Улыбаемся, чтобы хорошо были видны нижние и верхние зубы. Поднимаем верхнюю губу, наморщив нос, затем опускаем обратно. Опускаем нижнюю губу, открываем нижние резцы. Зубы и губы должны быть сомкнуты. Количество повторений – 5-7 раз.

«Двери открываются». Неторопливо открываем рот, чтобы между нижними и верхними зубами было расстояние в 1-1,5 см. Губы нужно удерживать, как в упражнении «Улыбка».

Упражнения для языка:

«Блинчик». Широкий язык, не напряжен. Нужно положить его на нижнюю губу. Важно следить за тем, чтобы нижняя губа также не напрягалась. Верхние зубы при этом хорошо видны (как в положении «Улыбка»).

«Качели». Поднимаем широкий язык за верхние резцы, а затем опускаем его на нижние. Упражнение выполняется под счет, количество повторений – 8-10 раз.

«Чистим зубки». Улыбаемся, показав зубы, затем кончиком языка «чистим» нижние зубы, делая движения языком из стороны в сторону, затем – снизу-вверх.

«Горка». Улыбаемся, показывая зубы, затем открываем рот, и кончик языка кладем за нижние зубы, выдвигая среднюю часть спинки вперед (формируется своеобразная «горка»).

«Киска сердится». Улыбаемся, показывая зубы, затем открываем рот. Кончик языка – за нижние резцы, после чего выгибаем спинку языка и поглаживаем ее верхними зубами. Важно, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.

Количество повторений – 3-4 раза.

4. Приемы постановки.

Постановка свистящих звуков с помощью подражания

Эта техника дает результат при незначительных нарушениях звукопроизношения у детей.

Суть метода в том, что логопед и ребенок располагаются перед большим зеркалом. Взрослый должен медленно произносить С, акцентируя внимание ребенка на положении языка и губ во время произношения.

Можно заранее проговорить то, что он должен делать при произношении звука С:

Открой рот и улыбнись.

Распластай свой язычок, напряги его кончик и упрись им в нижние зубы.

Теперь выдыхай струю воздуха, чтобы по языку прошел «ветерок».

Или, сильно подуть, как насос: «с… с… с…». Можно посвистеть: «с, с, с».

Постановка свистящих звуков механическим способом

Шпателем или специальным зондом логопед устанавливает язычок ребенка в нужное положение, просит плавно, но достаточно сильно выдуть воздух. Во время выхода струи воздуха, середина языка слегка прижимается зондом, образовывая желобок. Инструмент нужно просунуть на 2 см, после чего надавливают и двигают с разной силой на язык во время выхода воздушной струи.

Затем специалист устанавливает, в каком именно положении слышен звук С.

Результат достигается регулярными тренировками. В дальнейшем зонд нужно убирать, автоматизируя изолированное произношение.

Постановка от опорных звуков.

Для звука «С» это звуки «И» и «Ф».

Звук «И» одинаковый по месту образования (переднеязычный, кончик языка за нижними резцами и одинаковый подъем передней части спинки языка.

Выполнить «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Забор». Длительно произнести звук [и], затем упражнение «Холодный ветер»: «и-и-и-иссссс».

Звук «Ф» – одинаковый по способу образования (щелевой, отрабатывается направленная воздушная струя. То же со звуком [ф]: «ф-ф-ф-ф-сссс».

Когда опорные звуки ребенок научился произносить хорошо, попросите его произнести звук «И», сблизить зубы и пропустить по языку ветерок, получается свист, напоминающий звук «С».

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Знакомство с буквой «Г» и закрепление произношения звука [г]»Фотоотчёт «Знакомство с буквой «Г» и закрепление произношения звука [г]» Знакомство с буквой "Г" и закрепление произношения звука [г] с детьми младшего дошкольного возраста. Текущая неделя посвящена букве "Г".

Конспект занятия с детьми младшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой «Д» и закрепление произношения звука [Д]»Конспект занятия с детьми младшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой «Д» и закрепление произношения звука [Д]» Цель: познакомить детей с буквой «Г» Задачи: закреплять звукопроизношение, развивать речь детей, учить отвечать на вопросы «Кто? Что?»,.

Конспект занятия «Знакомство с буквой Б и закрепление произношения звука [Б]» с детьми младшего дошкольного возрастаКонспект занятия «Знакомство с буквой Б и закрепление произношения звука [Б]» с детьми младшего дошкольного возраста Конспект занятия «Знакомство с буквой Б» Цель: познакомить детей с буквой Б. Задачи: закрепить произношение звука [Б], дать детям представление.

Конспект занятия «Знакомство с буквой «В» и закрепление произношения звука [в] (повторение)»Конспект занятия «Знакомство с буквой «В» и закрепление произношения звука [в] (повторение)» Задачи: учить слышать и произносить звук подбирать слова со звуком [в], определять положение звука и буквы в слове, развивать мелкую моторику.

Консультация для родителей «Нарушение сна у ребёнка» Сон- физиологический процесс, необходимый как для взрослых, так и для детей. Во время сна организм восполняет энергию, потраченную в течение.

План-конспект по коррекции бокового произношения [С] I подготовительный этап Артикуляционные гимнастики: «Киска сердится», «Почистим нижние зубки», «Горка», «Лопаточка – Иголочка». Дыхательные.

Занятие кружка по знакомству с буквой М и закреплением правильного произношения звука [М]Занятие кружка по знакомству с буквой М и закреплением правильного произношения звука [М] Занятие кружка "АБВГДЕЙКА". Буква М и звук [М]1. В программе "Буквария" познакомились с буквой и звуком М. Гном рассказал, как буква М.

Конспект занятия «Знакомство с буквой «Г» и закрепление произношения звука [Г]»Конспект занятия «Знакомство с буквой «Г» и закрепление произношения звука [Г]» (закрепление)Конспект занятия кружка «АБВГДЕЙКА» «Знакомство с буквой «Г»(закрепление)Задачи: закрепить произношение звука [г], познакомить.

Знакомство с буквой к и закрепление произношения звука [К] с детьми младшего дошкольного возрастаЗнакомство с буквой к и закрепление произношения звука [К] с детьми младшего дошкольного возраста Знакомство с буквой К и закрепление произношения звука [К]Задачи: закреплять правильное произношение звука К, умение выделять звук [К],.

Знакомство с буквой «В» и закрепление произношения звука [В] c детьми младшего дошкольного возрастаЗнакомство с буквой «В» и закрепление произношения звука [В] c детьми младшего дошкольного возраста 1. В программе "Буквария" познакомились с буквой "В". 2. Среди других букв выделили нужную букву и получили "награду" - воздушные шарики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нарушение произношения звука [с]
Опубликовано: 15 февраля 2023 в 14:17
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нарушение произношения звука [с]» (включая файлы) размещена пользователем Марина Шурыгина (УИ 2149279) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД