Нарушение словообразования у дошкольников со стёртой дизартрией

Юлия Цибирова
Нарушение словообразования у дошкольников со стёртой дизартрией

Нарушение словообразования у дошкольников со стёртой дизартрией.

Стёртая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонента ревой функциональной системы и возникающая вследствие микроорганического поражения головного мозга (Л. В. Лопатина). В речевом плане у детей со стёртой дизартрией выявляются следующие симптомы: нарушения звукопроизношения: смешения, искажения звуков, замена и отсутствие звука. Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появ-ляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен, речь ребенка монотонна, голос тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса.

Ряд авторов (Е. Ф. Архипова, Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, Л. В. Лопатина и др., изучающих стертую дизартрию, обнаруживают у детей проявления системных нарушений, прежде всего нарушения лексико-грамматического строя речи. Нарушение грамматического строя речи у детей со стертой дизартрией характеризуется неоднородностью, вариативностью симптоматики: от незначительной недостаточности формирования морфологической и синтаксической системы языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи.

Нечеткость слухового и кинестетического образа слова у детей со стертой дизартрией (и особенно окончаний) приводит к нарушениям морфологической системы языка, формирование которой тесно связано с противопоставлением окончаний по их звуковому составу. Показательными симптомами морфологических нарушений являются неверные согласования в роде и числе, достаточно стойкие нарушения парадигмы склонения и спряжения. Нарушения морфологической системы языка у детей со стертой дизартрией выражаются и в существенных трудностях словообразования, проявляющихся в наличии большого количества ненормативных словообразований, несформированности системы даже продуктивных словообразовательных моделей (наличии окказиональных словообразований производных слов даже с продуктивными суффиксами, наличии вариативных замен аффиксов, различающихся по значению. Такие нарушения обусловлены различными факторами и их сочетаниями: несформированностью или нарушением систематизации словообразовательных моделей, неправильным выбором суффиксов, нарушением процесса комбинирования морфем (Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В.).

Грамматические формы словообразования у детей со стертой дизартрией, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения словообразованием проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической системы языка, семантических и формально – языковых компонентов, в отношении общей картины речевого развития.

По данным Соботович Е. Ф., Чернопольской А. Ф., аграмматизмы в устной речи данной категории детей связаны, прежде всего, с нарушением двигательной дифференциации фонем. Так, например, нарушение дифференциации [ы]- [и], твердых и мягких согласных, сонорных звуков [ль]-[й] обусловливает соответствующие изменения во флексиях (у белкы, с собаколь).

Если говорить о нарушении грамматического строя речи в целом (а словообразование является одним из важнейших разделов грамматического строя, то можно сказать, что анализ речи детей с дизартрией, проведенный Лопатиной Л. В. и Серебряковой Н. В., обнаруживает у них нарушения в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У этих детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.

Нарушения, непосредственно, словообразования при стертой дизартрии обусловлены недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определенных языковых единиц и элементов из закрепленной в сознании ребенка парадигмы, и их объединение в определенные синтагматические структуры.

У детей с дизартрией наблюдаются нарушения, как на моторном, так и на языковом уровне порождения речи. Нарушение формирования словообразования у детей данной категории приводит к большому числу морфологических аграмматизмов, заключается в трудностях выделения морфемы, соотнесения значения морфемы с ее звуковым образом.

В процессе словообразования у детей с дизартрией недостаточно функционируют процессы «генерализации», т. е. выявление правил и закономерностей морфологической системы языка и их обобщение в процессе порождения речи. Для процесса словообразования дошкольников со стертой дизартрией характерна языковая асимметрия, т. е. отступление от регулярности в строении и функционировании языковых знаков.

У дошкольников с дизартрией наблюдается большое количество смешений морфем, т. е. морфемных парафазий, не только семантически близких, но и семантически далеких, не входящих в парадигму морфем одного и того же значения.

Уже на самых ранних этапах усвоения родного языка у детей с дизартрией обнаруживается острый дефицит в тех элементах языка, которые являются носителями не лексических, а грамматических значений, что связано с дефектом функции общения и преобладанием механизма имитации услышанных слов. При дизартрии морфологическое членение слов, или накопление специализированных форм обозначения с помощью грамматических элементов, чаще всего не имеет характера резкого скачка, как это наблюдается в норме. По данным авторов, явление употребления слов в нерасчлененном виде на морфологические элементы имеет ярко выраженный характер и может наблюдаться в течение многих лет жизни ребенка. Дети с дизартрией иногда используют в одном предложении до 3-5 и более аморфных неизменяемых слов-корней. Возраст, в котором дети начинают замечать «технику» образования слов, что связано с процессами членения (анализа) слов в языковом сознании ребенка, может быть самым различным; и в 5 и в 7 и в более поздний период.

Наиболее полно нарушение процессов словообразования проявляется при образовании различных частей речи, например, существительных. При словообразовании имен существительных у детей с речевыми нарушениями заметно употребление лишь некоторых уменьшительно – ласкательных суффиксов, которые наиболее близки и понятны им (придают эмоциональную окраску, но при этом можно наблюдать большое количество ошибок и неточностей: (дерево – деревце). Суффиксы для обозначения предметов по действию и качеству встречаются очень редко. Можно отметить неудачные попытки образования правильных названий детенышей животных. Особенно тяжело даются те преобразования, которые требуют смены основы: чаще дети с нарушением речи образуют только самые употребляемые, более сложные вызывают у детей затруднение. Чередование в основе суффиксов также является препятствием для успешного формирования процесса словообразования: «медведь – медведенок (медвежонок)» и особенно часто данное явление в силу нарушения звукопроизношения встречается у детей с дизартрией.

Характерно, что в этих нечастых случаях словообразования проявляется самый простой и доступный способ образования существительных – суффиксация, так как использование сразу двух и более аффиксов для детей с недоразвитием речи невозможно из-за сложной конструкции. Дети не могут сразу и верно сделать морфологическое обобщение и уловить всех значений, привносимых в слово с каждым новым аффиксом. Детям с нарушением речи приходится образовывать каждое производное слово, заново, по новой словообразовательной модели, что и обуславливает большое количество ошибок при словообразовании.

Таким образом, нарушение словообразования у детей с мешает их дальнейшему речевому развитию, обуславливают трудности в освоении родного языка, системное нарушение устной речи, обеднение словарного запаса, а в школе и нарушение письменной речи.

Список литературы

1. Архипова, Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – 319 с.

2. Винокур О. Г. Заметки по русскому словообразованию. // Избранные работы по русскому языку. - М., 1959.- С. 419 – 442.

3. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи М., Детство-пресс, 2007. – 472с.

4. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Союз, 2001. – 222с.

5. Лопатина Л. С., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - СПб., 1994. –124с

6. Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики. // Дефектология, 1974. №4. –С. 45-53.

7. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М., 2009. -206 с.

8. Черемухина Г. А., Шахнарович А. М. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку // Леонтьев А. А. - М., 1976. -С. 142-165

9. Шахнарович А. М., Юрьева Н. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: На материале онтогенеза речи. - М.: Наука, 1990. - 167с.

Публикации по теме:

«Формирование оценочно-контрольных действий у дошкольников с дизартрией на логопедических занятиях». (Краткое изложение) Актуальность исследования состоит в том, что теория и логопедическая практика показывают, что одно из ведущих направлений коррекционной.

Формирование словообразования с помощью подвижных игр у детей с задержкой психического развития. Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов: биологических экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий.

Консультация для воспитателей. Развитие навыков словообразования в старшем дошкольном возрасте. Формирование грамматических категорий. Грамматика любого языка – это его построение, т. е. те закономерности, по которым в языке изменяются.

Нарушение письменной речи Наряду с нарушениями устной речи существуют и нарушения письменной речи. Это нарушение чтения и письма, которое чаще всего возникает вследствие.

Нарушение связной речи у детей с ЗПР В настоящее время дефектологами накоплены некоторые данные о речевой деятельности детей с ЗПР. Часть из них касается монологической речи.

О необходимости изучения состояния сформированности у детей с ОНР навыков морфологического словообразования. Реформирование системы специального образования в стране требует разработки новых эффективных методов коррекционно-профилактического и развивающего.

Особенности усвоения системы морфологического словообразования в детском онтогенезе. Становление словообразовательных процессов в онтогенезе с психофизиологической, психолингвистической, психологической точки зрения освещается.

Психолого-педагогические и лингвистические основы усвоения системы морфологического словообразования у дошкольников. Психологические исследования, посвященные процессу овладения детьми речью в норме (Д. Эльконина, С. Жуйков, А. Захарова, А. Маркова и др.).

Доклад «Теоретические подходы к изучению словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи» Теоретические подходы к изучению словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – это различные сложные.

Этапы работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи Словообразование представляет собой, особый путь развития словаря и является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Домашние животные
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Нарушение словообразования у дошкольников со стёртой дизартрией
Опубликовано: 15 октября 2015 в 21:30
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоочерк «Мой отпуск в Крыму» (Часть I)
Дорогие коллеги! Хочу поделится впечатлениями о местах, где я в этом году провела несколько замечательных дней отпуска. Отпуск – пожалуй, самое желанное и...
Конспект НОД в средней группе «Удивительное дерево сибирской тайги — кедр»
Возраст: средняя группа ( 4 – 5 лет) Интеграция образовательных областей : Познавательное развитие, Речевое развитие, художественно – эстетическое...
Фотоотчет об Уроке мужества в подготовительной к школе группе, посвященном 100-летию...
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет об Уроке мужества, который прошел в нашем детском саду 18 сентября. Данное мероприятие посвящено...
Выставка поделок «Зоопарк из овощей»
В нашем детском саду прошла выставка поделок на тему "Зоопарк из овощей" Дети совместно с родителями изготовили животный из различных овощей. Родители...
Фотоотчёт о рисовании в средней группе «Красивый цветок»
 Задачи: Образовательные: - учить детей, рисовать длинными, короткими мазками, примакиванием, круговыми движениями яркие цветы;...