Семейный проект «Зачем нужны насекомые?»

Анастасия Кириченко
Семейный проект «Зачем нужны насекомые?»

Над проектом работала вся наша семья я, муж и сын 4 лет с дочерью 11 лет

Вид проекта: долгосрочный проект с заданным результатом и элементами творчества.

Продолжительность проекта: 01.04.15-01.09.15г. 5 месяцев

Участники проекта: родители с детьми

Образовательная область: экологическое воспитание.

Объект исследования: насекомые

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей в процессе реализации образовательного проекта «Зачем нужны насекомые.

Задачи проекта:

• формировать элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, их строении, способах передвижения;

• воспитывать бережное отношение к живому;

• развивать эмоциональную отзывчивость;

• развивать коммуникативные навыки;

• формировать навыки исследовательской деятельности.

Предполагаемый результат:

• знать и называть насекомых (бабочка, муравей, божья коровка);

• иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;

• знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;

• находить сходства и различия;

• владеть обобщающим понятием «насекомые»;

Методы исследования:

Наблюдение, описание, сравнение

Актуальность проблемы: С приходом весны все стремятся навести порядки в саду, во дворе, и часто встречают насекомых. И не знают, приносят они пользу или вред. С Митей мы решили провести ряд исследования, о насекомых. Реакция у ребёнка была неоднозначной. Одни вызвали радость и неподдельный интерес, другие – страх и брезгливость. Были и такие решения, чтобы уничтожить насекомых. В ходе исследования,возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Данный проект позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

План реализации проекта:

2. Беседы и чтение про насекомых

3. Наблюдения за насекомыми

4. «Уроки тётушки совы» рассмотрение мультфильма

http://www.youtube.com/watch?v=fF90b7Wd_eg#t=146

5.Настольные игры: «Лото», «Божьи коровки», Д. и. «Насекомые»

6. Поделки Панно «Появление бабочки на свет»,

«Насекомые»

Методы исследования

Семейный проект «Зачем нужны насекомые?»

Первый метод - это метод отлова-выпуска. Он заключается в том, чтобы собирать насекомых в ловушки каким-нибудь безвредным для них способом, и после изучения выпускают обратно в природу. Например, один из таких способов - установка ловчего цилиндра (ловушки Барбера) для изучения ползающих насекомых. Это так по-научному называется, а по-простому, им является обычная стеклянная банка (именно стеклянная, чтобы насекомое, попав в нее, не смогло бы вылезти назад по ее стенкам). Закапываем банку так, чтобы горлышко находилось на уровне земли, и в течении суток проверяем, кто туда попал.

Вот какие неосторожные букашки попались в нашу ловушку. Такая ловушка нам нравится тем, что в отличие от многих других (водных, липучих и т. п., насекомые в ней не погибают. После исследования их просто выпускаем на волю. Еще одна ловушка - световая.

Она нужна для "охоты" на ночных насекомых. Для этого используется любой белый материал (большой лист бумаги или просто натянутая вертикально простыня) и фонарик или лампа, освещающая его. Насекомые летят на свет и на белом фоне их можно прекрасно рассмотреть. Мы в качестве такой ловушки использовали беленную стену нашего домика. Когда стемнеет, надо включить лампу и ждать, кто прилетит на ее свет. Я уже как-то писала, что я насекомых боюсь ужасно. И еще одно дело разглядывать симпатичных божьих коровок, муравьев, а совсем другое дело встретиться лицом к лицу с ночными обитателями. А вот еще одно существо, словно бы вышедшее из моих кошмаров - мухоловка. Она не относится к насекомым - это огромная многоножка сантиметров 5-7 в длину. К счастью, мухоловка является совершенно безвредной для человека, по ночам она выползает на белые стены чтобы ловить мух.

Второй метод, с помощью сладкого приманивали насекомых.

Насекомые малы по размеру, но очень многочисленны и разнообразны. Трудно переоценить то влияние, которое они оказывают на биосферу Земли. Самый яркий и известный пример полезных насекомых – пчелы, которые собирают мед и при этом попутно опыляют растения. А как насчет остальных – муравьёв, божьих коровок, съедающих огромное количество зелени, полезность которой с первого взгляда заметить совсем не просто?

Зачем нужны насекомые? Муравьи

Весной, как только пригревает солнышко, начинают появляться первые весенние цветы и насекомые выходят из своих зимних домиков. Все представленные насекомые проходят 4 стадии развития.

Муравьи — одни из самых интересных насекомых Строение муравья 3 пары лапок, брюшко, грудь, голова, усики и сильные челюсти. Как уже видели на схеме №1 они проходят 4 стадии развития : Яйцо, личинка, куколка, взрослая особь.

Муравьи живут семьями в гнёздах, называемых муравейниками, которые устраивают в почве, древесине, под камнями; некоторые сооружают муравейники из мелких растительных частиц и т. п. Ряд видов приспособился к обитанию в жилищах человека. Некоторые виды ценятся за регулирование численности насекомых-вредителей, другие могут считаться вредителями.

Питаются преимущественно соком растений, падью тлей и других сосущих насекомых, в период кормления личинок — преимущественно насекомыми. Есть также виды, питающиеся семенами (муравьи-жнецы) и культивируемыми грибами (муравьи-листорезы).

Муравьи бывают разные, чаще всего мы подразделяем их на рыжие и черные, но одни приносят пользу плодовым и ягодным культурам, а другие нет. Хорошие помощники в саду рыжие лесные муравьи. Они настолько активные и умелые истребители вредных насекомых, что их жилища (конусообразные кучи) стали брать под охрану и расселять их умышленно, причем не только в лесу, но и в садах, на угодьях, примыкающих к ним, - в лесополосах и рощах.

Их помощь может быть очень существенна, в природе муравьи играют важную роль. Они рыхлят, перемешивают и удобряют почву, ускоряют процессы разложения мёртвой древесины, переносят семена растений и являются незаменимыми звеньями нескольких важных пищевых цепочек. Черные же садовые муравьи способны наоборот нанести немалый урон плодовым и ягодным растениям, причем не сами непосредственно, а расселяя на них своих любимых тлей.

Не разоряйте лесные муравейники!

Муравьи - лесные санитары;

Так прозвали люди их недаром!

Чтобы лес красив был и здоров,

Без личинок вредных и жуков,

Муравьи на страже день и ночь:

Гонят разных короедов прочь!

Только ты им, друг мой, не мешай!

Муравейники не разоряй!

Эти санитары так нужны

Для лесов твоей родной страны!

Божья коровка

Она относиться к типу членистоногие, классу насекомые, отряду жесткокрылые, семейству божьи коровки.

Хорошо известные благодаря своей яркой окраске и отсутствию боязни перед человеком. Большинству людей известна семиточечная божья коровка, но видовое разнообразие этих насекомых огромно.

Для них характерна очень маленькая голова, увеличенная головогрудь и округлое или слабовытянутое тельце с жесткими выпуклыми надкрыльями. Окраска большинства видов очень яркая — красная с черными точками. Подавляющее большинство божьих коровок — ненасытные хищники и лишь немногие виды растительноядные. Хищные божьи коровки чрезвычайно прожорливые и могут съесть за сутки до сотни мелких насекомых — тлей, паутинных клещей, червецов, белокрылок, причем они охотятся не только на взрослых особей, но также поедают их личинок и яйца. Изредка божьи коровки могут нападать даже на гусениц бабочек. Жертвы божьих коровок малоподвижны, поэтому охота на них сводится к простому поеданию жертвы.

Бабочка

Это одно из красивейших насекомых, которое напоминает нам о наступившей весне, и предстоящем долгожданном лете. Они как выше представленные обитатели садов и огородов, проходят 4 стадии развития.

Рассмотрели строение бабочки. У бабочки есть голова, туловище, крылья, покрытые чешуйками. Чешуйки преломляют свет, переливаясь как радуга, образуя красивый узор. Скажите ребенку, что бабочек нельзя ловить и трогать за крылышки. Можно стереть краску. На самом деле крылья у бабочек прозрачные, как у пчелы или мухи. А окраску придают чешуйки. Поэтому их называют чешуекрылые. Окраска очень разная. Мы это видим и в природе, и на картинках. Иногда окраска является защитной.

У бабочки есть усики и хоботок, свернутый в спираль. Когда бабочка садится на цветок, она разворачивает свой хоботок, опускает его внутрь цветка и пьет нектар. Если бабочка летает с цветка на цветок, она переносит пыльцу и на опыленных растениях будет больше семян. А теперь узнаем приносят они пользу или вред.

Среди бабочек есть виды гусеницы, которых в период массового размножения могут опустошить сады и огороды. Это капустница, репница, брюквенница, боярышница, моль.

Гусеницы бабочек, чьим кормовым растением служит какой-нибудь вид подчас оказываются самым эффективным средством борьбы с ним. Велика роль бабочек как опылителей растений.

Программа действий

1. Не разоряйте муравейники так как помощь муравьёв, может быть очень существенна, в природе они играют важную роль. Рыхлят, перемешивают и удобряют почву, ускоряют процессы разложения мёртвой древесины, переносят семена растений и являются незаменимыми звеньями нескольких важных пищевых цепочек.

2. Не давите жучков и паучков, они в природе то же играют не мало, важную роль, поедая сотнями вредителей.

3. Бабочек нельзя трогать за крылья и тем более их отрывать, они не смогут летать. Даже, таких, как моль и капустница, ведь ими питаются птицы.

Если мы с вами будем прилагать усилие в борьбе с насекомыми, то где мы можем нарушить цепочку в развитии. Какой - то вид может вымереть и попасть в красную книгу, будь то это птица или животное. В природе существует свой жизненный цикл отбора вредителей. Давайте будем бороться за сохранность живых видов, а не за их уничтожение.

Вывод

Были созданы все условия для развития познавательных и творческих способностей в процессе реализации образовательного проекта «Зачем нужны насекомые.

А также у Мити сформировались элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, божьей коровке, их строении, способах передвижения; возникло понятие о бережном отношении к живому; получил простейшие навыки исследовательской деятельности. Знает и называет насекомых, имеет простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (летает, бегает, где и как зимуют насекомые. Получил большой опыт в знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растения. Узнали, чем они схожи, тем, что все насекомые проходят 4 стадии развития, имеют не которые особи крылья, и 3 пары лапок, а отличаются внешней факторам и средой обитания. Ребёнок овладел таким обобщающим понятием как «насекомые».

Работая над проектом, мы хотели его усовершенствовать и создали своими руками два материала, которые помогут остальным детям в познании окружающего мира, как они помогли нам.

Как мы изготавливали панно "Появление бабочки на свет"

вот,что у нас вышло

ещё к работе над проектом мы приготовили дидактическое пособие "Насекомы"

Публикации по теме:

Детский проект «Зачем кошкам усы» Слайд №1 я хочу представить вашему вниманию мой проект: ЗАЧЕМ КОШКАМ УСЫ? Слайд №2 у меня дома живет кошка Тася. Я люблю с ней играть.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе «Зачем нужны хвосты?» .

Консультация для родителей «Зачем нужны сказки?» Зачем нужны сказки? 1. Объясняют мир. Через сказку ребенку проще разобраться в повседневных, но важных вещах. Добро и зло, жадность и щедрость,.

Познавательно-исследовательский проект «Зачем птицам нужен клюв?» Это наша работа, с которой мы выступаем на конкурсе "Страна чудес - страна исследований" ВВЕДЕНИЕ У меня дома и в детском саду очень много.

Познавательное занятие с детьми подготовительной к школе группы «Зачем нужны часы»Познавательное занятие с детьми подготовительной к школе группы «Зачем нужны часы» Цель: развитие поисковой деятельности. Задачи: развитие представлений о днях недели, временах года, частях суток. развитие представлений.

Проект по экологическому воспитанию «Зачем растениям нужна вода»Проект по экологическому воспитанию «Зачем растениям нужна вода» Цель проекта: На основе эксперимента убедиться в необходимости воды для жизни растений. Задачи проекта: 1. Развивать у детей представления.

Проект «Зачем людям и животным нужен язык» (старшая группа) Проект «Зачем людям и животным нужен язык» (старшая группа) Разработала и провела: Паршакова Е. О. Воспитатель группы №12 Пермь,.

Проект «Зачем мыть руки с мылом?» во второй младшей группеПроект «Зачем мыть руки с мылом?» во второй младшей группе ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Для детей: узнать о вреде грязных рук, о микробах, узнать для чего используют мыло, о его видах и полезных свойствах. Для.

Конспект ОД по ПДД в старшей группе «Зачем нужны дорожные знаки?»Конспект ОД по ПДД в старшей группе «Зачем нужны дорожные знаки?» Конспект ОД по ПДД в старшей группе «Зачем нужны дорожные знаки?»Возраст: 5-6 лет. Образовательная область: Формирование целостной картины.

Конспект НОД по валеологии «Зачем нужны витамины» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17» города Смоленска ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Семейный проект «Зачем нужны насекомые?»
Опубликовано: 23 марта 2016 в 18:30
+142Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 88.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 декабря. Международный день инвалидов

День инвалидов во всем мире отмечается уже почти тридцать лет. Этот тематический праздник был учрежден ООН, чтобы привлечь внимание всего мира к проблемам людей с ограниченными возможностями. Только в...

3 декабря. День неизвестного солдата

С 2014 года каждое 3 декабря в России отмечается День неизвестного солдата. Наша страна чтит память павших защитников Родины, чьи имена не удалось установить. Символичным стал шаг, сделанный 3 декабря...


Горячие темочки