Оксана Руднева
Настольно-печатная дидактическая игра «Кореновск — Родина моя»
▼ Скачать + Заказать документы
Настольно-печатная дидактическая игра «Кореновск — Родина моя»
Тема: Настольно-печатная дидактическая игра «Кореновск — Родина моя»
Предпосылки: обогащение предметно – развивающей среды и пополнение уголка по патриотическому воспитанию.
Вид: учебно – методического пособия : настольно-печатная дидактическая игра.
Предназначена для детей 5- 7 лет.
Публикация «Настольно-печатная дидактическая игра „Кореновск — Родина моя“» размещена в разделах
Цель: воспитание нравственных чувств, при ознакомлении детей с историей и культурой родного края,города,района.
Задачи:
-закрепить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, умение узнавать по иллюстрациям и рассказывать о достопримечательностях родного города;
- учить называть фамилии и имена руководителей города и района;
-привить детям чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
-пформировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.
-расширять кругозор детей, развивать любознательность, внимание, память, мелкую моторику и ориентировку в пространстве;
- развивать эмоционально- ценностное отношение детей к окружающему миру;
- развитие у детей умственных способностей: развитие мыслительных процессов (анализ, классификация, сравнение, обобщение, формирование способов познания путем сенсорного анализа;
- социально- личностное развитие, развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности.
-активизировать речевую деятельность детей;
-воспитывать чувство гордости и любви к родному городу, интерес к истории родного города.
Актуальность.
Актуальность проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения, привитие любви к малой Родине, бесспорна. Воспитание детей носит исторический характер и его содержание меняется от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста дошкольников считают Бондарь Н. И., Буре Р. С., Година Г. Н. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разныезадачи воспитания подрастающего поколения. Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социальной культурной среды. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Кубань – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством казачьих традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа.
Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника и речки, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край и станица имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – кубанская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.
Воспитания нравственных чувств, воспитание любви к Родине оказывают влияние и исторический этап, и особенности объекта воспитания, и конкретные условия жизни. Любовь к родине, родному краю формируются и развиваются в деятельности, особенно совместной, во взаимоотношениях друг с другом, с взрослыми. Свои первые нравственные чувства ребё нок приобретает в узком социуме: в семье, детском саду. Первые чувства гражданственности формируются в процессе целенаправленного воспитания. Ребенок приобретает понятия: «дом», «улица», «город», «Родина», т. е. та территория, на которой он проживает. Исходя из этого, актуальным является этнический подход к воспитанию нравственных чувств, у детей, живущих на Кубани. Воспитание у дошкольников нравственных чувств должно учитывать особенности культуры этого этноса. Несмотря на то, что в содержании образования дошкольников и школьников Краснодарского края включены основы Кубановедения, оно не в полной мере определяет воспитание нравственных чувств. Анализ научно-методической литературы, опыта работы дошкольных учреждений, позволил также определить противоречие между содержанием и методическим обеспечением педагогической деятельности по воспитанию нравственных чувств у детей. Большая часть методических материалов отражает содержание, реализуемое через стихи, песни, танцы, подвижные игры, при этом слабо отражается методологическая основа, принципы и подходы к систематизации данной работы, что тоже является противоречием.
Общеизвестно, что наиболее эффективно решать задачи развития детей дошкольного возраста в контексте специфических дошкольных видов деятельности, преимущественно в игровой форме. Теоретическое и практическое исследование этой проблемы, а также отсутствие в магазинах нашего города игр по краеведению, натолкнуло меня на мысль о самостоятельном изготовлении таких игр. Игра направлена не только на развитие представлений о родном городе и крае, но и на развитие речевой активности детей, расширении словарного запаса. При использовании представленных игр следует придерживаться определенных принципов:
Опираться на уже имеющиеся у детей знания;
Следить за тем, чтобы дидактическая задача была доступна детям;
Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
Постепенно усложнять задачу и игровые действия;
Конкретно и четко объяснять правила игры.
Здесь представлены игры, разработанные мною, а также модифицированные игры других авторов. Игры будут интересны педагогам дошкольных учреждений, родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Предварительная работа:
Изготовление настольно-печатной дидактической игры «Кореновск — Родина моя». Для этого понадобились: иллюстрации достопримечательностей и объектов города Кореновска, фотографии знаменитых людей города, района.
Дидактическую игру можно использовать во всех видах деятельности детей в детском саду.
Конструкция настольно-печатной игры- состоит из игрового поля с изображением пути, который должны пройти играющие от СТАРТА до ФИНИША, ответив на вопросы и выполнив задания; 1 игровой кубик на сторонах которого нанесены точками числа для счета шагов ходящего; индивидуальная фишки для каждого игрока (4 шт., 10 карточек с заданием, 10 фишек гербов, 10 фишек флагов, фрагменты достопримечательностей,
7 картонных листов формата А4 для вариантов дидактической игры.
Прежде чем начать игру, воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографий, на которых изображены достопримечательности города. Проводится краткая беседа о названиях улиц и зданиях города.
Правила игры: правила очень просты и доступны для старших дошкольников. Все игроки расставляют свои фишки на «СТАРТ». Очередность выполнения хода определяется участниками перед началом игры с помощью жребия. Стрелки на игровом поле подскажут направление движения. Побеждает тот, кто быстрее доберется до «Финиша».
Первое задание – «Почемучка»- развитие вопросительно – исследовательской активности детей (на материале символов города Кореновска)
Второе задание- «Пьедестал почета»-закрепление представлений об архитектурных и скульптурных особенностях достопримечательностей Кореновска, развитие связной речи.
Третье задание- «Герб города» - закрепить представление детей о гербе родного города и района; уметь выделять герб родного города из других знаков.
Четвертое задание – «Достопримечательности города»-закрепить знания детей об архитектуре города.
Пятое задание – «Думаем о родном городе»-закрепление правил поведения в городе и в природе, развитие экологических представлений.
Шестое задание- «Четвертый лишний»- закрепление представлений о природе родного края. Развитие логического мышления.
Седьмое задание - «Животные нашего края»-закрепление знаний детей о животных нашего кра,развитие связной речи детей.
Восьмое задание-«Красный огонек»- закрепление знаний детей о растениях и животных Красноярского края, занесенных в Красную книгу.
Составляющие элементы:
- самостоятельная игровая деятельность детей;
- внесение игры как элемент на НОД;
- по используемому материалу и по количеству заданий;
Основные достоинства:
- многофункциональность;
- легкопереносимая;
- можно использовать во всех видах деятельности;
Содержание дидактической игры способствует реализации общеобразовательной программы «От рождения до школы» и служит источником идейной направленности нравственно-патриотического воспитания детей 6-7 лет. В процессе игры у детей расширяются и закрепляются знания о главных достопримечательностях малой Родины, о символике Кореновска. Продвигаясь от СТАРТА к ФИНИШУ, дети повторяют пословицы и поговорки о Родине, исполняют знакомые народные песни, называют имена руководителей города и района. Таким образом, в игровой соревновательной форме воспитанники прочно усваивают знания о Кореновске.
Структура дидактической игры «Кореновск – Родина моя», ее задачи, игровые правила и игровые действия содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности старших дошкольников: умственной, нравственной, коммуникативной, эстетической.
Приложения.
Настольно-печатная игра " Кореновск-Родина моя"
Цель: закрепить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, умение узнавать по иллюстрациям и рассказывать о достопримечательностях родного города.
Материалы: игровое поле, 1 игровой кубик и индивидуальная фишка для каждого игрока (4 шт., 10 карточек с заданием, 10 фишек гербов, 10 фишек флагов, фрагменты достопримечательностей.
Прежде чем начать игру, воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографий, на которых изображены достопримечательности города. Проводится краткая беседа о названиях улиц и зданиях города.
Ход игры:
Правила игры:
Играющие по очереди бросают кубик, затем идут по игровому полю на определенное количество ходов, указанное на одном из ребер кубика. Останавливаются на цветном кружке с номером. В этом случае из конверта такого же цвета достается задание с таким же номером, которое зачитывается ведущим или играющим взрослым или ребенком.
Игрок выполняет задание (отвечает на вопрос). Если на игровом поле выпала картинка, ребенок должен объяснить, что на ней изображено. Ход переходит к следующему игроку. Если ребенок не смог ответить на вопрос или не выполнил задание, фишка возвращается на предыдущее место, ход переходит к следующему игроку.
Роль ведущего:
Ведущий следит за выполнением правил, контролирует правильность выбора карточек и объяснения. Перед началом игры ведущий всегда объясняет или напоминает игрокам (детям) ее правила.
Вариативность применения дидактической игры «Кореновск– Родина моя»
1 вариант – индивидуальная игра как игровой метод обучения.
Индивидуальная игра, когда педагог играет с одним ребенком. В данном случае игра носит форму индивидуального занятия с ребенком. Педагог – ведущий, ребенок - в роли игрока. Педагог использует разные компоненты игровой деятельности в сочетании с объяснением, показом, вопросами, указаниями.
2 вариант – групповая игра, как форма обучения, выявления и закрепления знаний детей.
2.1 Педагог играет с группой детей (до 4 человек). В этом случае педагог может выступать как в роли игрока, так и в роли ведущего. Все зависит от того, какие цели преследует педагог: больше обучить или закрепить знания и дать большую самостоятельность в игре.
В ходе групповой игры обязательным является контроль за ее ходом не только ведущего, но и всех остальных детей. По ходу игры ведущий может предложить кому-либо из игроков исправить ошибку товарища, уточнить его ответ или дать более правильный.
В старшем дошкольном возрасте важен элемент соревнования. Поэтому в этом варианте игры правила ее можно расширить. Например, тот из детей, кто справится с заданием быстрее всех и правильно выполнит задание, тот и становится ведущим в следующем раунде игры.
2. 2 Максимальное количество участников 4 человека. Игроки по очереди бросают кубик и, в соответствии с выпавшим количеством точек, передвигают свою фишку по игровому полю. Основной путь - по всем цветным кружкам. Если фишка остановилась на красном кружке, то игрок пропускает ход. Если фишка остановилась на оранжевом кружке - то игрок называет находящуюся рядом достопримечательность. Если игрок затруднился ответить, то он пропускает ход. Побеждает тот, кто быстрее доберется до «Финиша», правильно называя и рассказывая про все достопримечательности родного города.
3 вариант – самостоятельная групповая игра детей.
Педагог не участвует в игре, а только контролирует ее ход. Этот вариант игры используется в том случае, когда дети хорошо усвоили действия и правила игры и проявляют к ней интерес. Для самостоятельной игры у старших дошкольников должно быть достаточно знаний о стране, регионе, месте, где они живут.
Дети должны хорошо ориентироваться в символах, геральдике, а так же знать правила игры и самостоятельно применять их на практике. В этом случае ведущего выбирают дети.
3.1 Максимальное количество участников - 2 человека. Воспитатель раскладывает карточки цифрами наверх и раздает фишки с флагами и гербами игрокам. Игроки по очереди бросают кубик и, в соответствии с выпавшим количеством точек, передвигают свою фишку по игровому полю. Если фишка остановилась на красном кружке, то игрок пропускает ход. Если фишка остановилась на оранжевом кружке -то игрок выбирает карточку, назвав ее номер. Далее воспитатель берет карточку с выбранным номером и читает задание, а игрок должен на игровом поле найти отгадку за (10 сек.) и положить фишку на эту картинку. Побеждает тот, у кого больше будет фишек на игровом поле.
3.2. Максимальное количество участников - 2 человека. Воспитатель раскладывает стопкой кусочки фрагментов достопримечательностей лицевой стороной вниз. Игроки по очереди бросают кубик и, в соответствии с выпавшим количеством точек, передвигают свою фишку по игровому полю. Если фишка остановилась на красном кружке, то игрок двигается на 2 кружочка назад. Если фишка остановилась на оранжевом кружке -то игрок берет кусок фрагмента и быстро (5 сек.) ищет такую же картинку на игровом поле и кладет на нее фрагмент. Если игрок правильно подобрал фрагмент, то получает фишку с флагом или гербом. Побеждает тот, у кого больше окажется фишек.
4 вариант – игра в качестве диагностического инструментария.
В этом случае игра используется в конце учебного года, когда нужно выявить уровень знаний, сложившихся представлений по одному из важных направлений дошкольного образования – нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников.
Задание: Детям дается лист картона с одной маленькой карточкой и предлагается назвать, что на ней изображено. Затем дается задание – выбрать из маленьких карточек похожие по тематике объекты и заполнить им пустое место на листе картона. После чего ребенок должен назвать, что он выбрал и почему.
Высокий уровень: Ребенок называет правильно, что изображено (герб, флаг, символ, родного города). Выбирает уверенно, самостоятельно, без помощи взрослого, недостающие объекты. Задание выполняет правильно. Называет то, что выбрал, сам объясняет почему. Речь четкая, использует сложноподчиненные предложения.
Средний уровень: Ребенок действует не всегда уверенно. Задание выполняет правильно, но ему требуется незначительная помощь взрослого. При объяснении педагог напоминает о необходимости давать полные ответы.
Низкий уровень: Задание выполнено неверно. Во время выполнения задания ребенку постоянно требуется помощь взрослого.
5 вариант – использование элементов дидактической игры, как части занятия.
Каточки с заданиями
-Это здание стоит на улице Ленина. Оно большое, в нем много окон. Каждое утро родители приводят туда своих детей. Чтобы дети там вместе играли (детский сад)
-И вот приходят дни цветенья
И красотой своей каштаны
Разбрасывают вместе с тенью
Неотразимый аромат.
О каком месте эти строки (сквер возле почты)
-В этом здании учатся пению и игре на музыкальных инструментах (детская школа искусств)
-Перед закатом сходит зной,
Как вечности дорога,
Течет река передо мной
Медлительно и строго.
О какой реке эти строки (Бейсужок)
-Это здание очень красивое и всегда праздничное. Там любят бывать дети. Особенно им нравятся выступления клоунов. В нм проходят развлечения для детей и взрослых (РДК)
-В этом здании находится "кладезь" нашего города, сдесь мы узнаём об исторических событиях его. (исторический музей)
-Это центральная улица города, в народе получила название (Красная)
- Как называется этот храм (Нововладимировский)
-Это главная площадь нашего города (Центральная площадь)
Вывод: Задачи патриотического воспитания являются одними из главных задач в воспитании подрастающего поколения. Необходимо научить дошкольников любить свою Родину. Для этого нужно её знать. Эффективность этих дидактических игр привело к повышению уровня развития познавательной активности; дети активно проявляют интерес к окружающему миру, устанавливают причинно- следственные связи, научились рассуждать, задавать познавательные вопросы и отвечать на них;игры направлены не только на развитие представлений о родном городе и крае, но и на развитие речевой активности детей, расширении словарного запаса. Таким образом – воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – это многогранный и трудоемкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности. Участие в этом процессе должны принимать и семья и образовательные учреждения. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами, патриотами своей страны.