Лучший педагог года

Настольные игры и дидактические упражнения с использованием звуковых моделей на этапе дифференциации для детей

Наталья Толкачёва
Настольные игры и дидактические упражнения с использованием звуковых моделей на этапе дифференциации для детей

Современные подходы к организации коррекционного обучения заключаются в нахождении более эффективных условий, методов, приёмов для успешного овладения детьми программного материала. Эту проблему я попробовала решить с помощью наглядного моделирования.

В своей работе по исправлению неправильного звукопроизношения, я создала модели звуков по артикуляционным и акустическим признакам и активно использую их на этапах постановки, закреплении, автоматизации и дифференциации.

Публикация «Настольные игры и дидактические упражнения с использованием звуковых моделей на этапе дифференциации для детей» размещена в разделах

Такая форма работы со звуками совершенствовала процесс коррекционного обучения и открыла дальнейшие перспективы, для создания системы работы с использованием методики моделирования на всех этапах работы со звуками в условиях логопедического пункта и направлена на:

Цель:

1. Совершенствовать процесс коррекционного обучения;

2. Повысить качество усвоения программного материала;

3. Развивать память, мышление, внимание.

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др.). Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Л. М. Хализева и др.). Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. Например, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой. Данный метод предполагает моделирование с помощью цвета акустические признаки звука по твёрдости-мягкости. Но в логопедической работе над постановкой звука ребёнок знакомится и с артикуляционными признаками (это положение губ, языка, поэтому я создала модели звуков, которые включают в себя и акустические, и артикуляционные признаки с помощью цветовых и графических изображений.

Методика моделирования основывается на :

- учение И. П. Павлова о «динамических стереотипах»;

- возрастные особенности развития детей дошкольного возраста;

- новейшие разработки в психологии;

Во время произношения звуков речи, раздражаются рецепторы мышц языка, губ, мягкого нёба, гортани, щёк. Достигая коры, эти раздражения вызывают возбуждения в специальных кинестетических и связанных с ними двигательных клетках коркового отдела речедвигательного анализатора.

Эти возбуждения совпадают во времени с раздражениями от звучания звуков в слухоречевом анализаторе. Вследствие одновременности двигательных и слуховых раздражителей образуются условные связи между двигательным и слуховым анализаторами. В результате многократных повторений вырабатываются стойкие динамические стереотипы, которые закрепляются с помощью моделирования звуков по артикуляционным и акустическим признакам с использованием графических и цветовых изображений.

Как известно, в дошкольном возрасте у ребёнка преобладает наглядно-действенное, наглядно - образное мышление, которое переходит в словесно-логическое. В коррекционной работе при постановке звуков ребёнку необходимо научится правильно произносить звуки. Для этого ему нужно освоить понятие «звук», знать его признаки, но увидеть и потрогать его нельзя. Тут и встаёт вопрос, как довести до сознания ребёнка то, чему его хотят научить, и в игровой форме прочно сформировать акустические и артикуляционные представления о звуке, умение находить сходство и различия дифференцируемых звуков. Для решения этой проблемы, я создала «образы», а затем модели звуков, руководствуясь тем, что язык - знаковая система. Материальная оболочка языковых знаков в устной речи это звуки-фонемы. Для каждого человека «материал языка» - это, прежде всего, речедвигательные и слуховые ощущения при работе речевого и слухового аппаратов, а также зрительные и кинестетические ощущения.

Таким образом, ребёнок, обучающийся правильному звукопроизношению должен запомнить, узнать на слух и артикулировать все фонемы и просодемы родного языка.

При разработке моделей звуков и системы работы с использованием методики моделирования я учитывала новейшие разработки в психологии.

У ребёнка развит один или два основных канала восприятия информации, поэтому дети условно делятся на «аудиалов», «кинестетиков» и «визуалов».

Зная это, я постаралась задействовать в процессе коррекционного обучения все каналы получения информации с помощью модели звука, которую можно увидеть, обозначить цветовыми и графическими значками артикуляционные и акустические признаки. С помощью модели можно «увидеть» звуки, найти, чем они похожи и чем различаются и, наконец, поиграть с ними, поманипулировать.

Система работы с использованием методики моделирования звуков основывается на принципах: наглядности, сознательности, системности, коррекционной направленности, развития динамичности восприятия, мотивации к учению.

Особое значение придаю принципу коррекционной направленности. Для его реализации строю занятия так, чтобы в ходе обучения осваивался не только учебный материал, но и решались задачи психического развития. Использую способы и приёмы, которые стимулируют и развивают высшие психические функции.

Метод компенсации помогает мне развить потенциальные возможности, способности ребёнка, научить выбрать такой механизм обработки информации, который позволил бы ему эффективно взаимодействовать с окружающей действительностью.

Принцип развития динамичности восприятия позволяет построить обучение таким образом, чтобы оно осуществилось на достаточном высоком уровне трудности. Моя задача заключается в том, чтобы задания постоянно усложнялись и, развивали бы у ребёнка межфункциональную систему обработки информации, т. е. способствовали динамичности восприятия.

Разнообразные задания побуждают ребёнка к активной учебной деятельности, заставляют работать как отдельные психические функции, так и связи между ними. Ребёнок, развивая своё восприятие, упражняет свои психические процессы.

Принцип продуктивной обработки информации помогает организовать обучение так, чтобы у детей формировался навык обработки информации, развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

Активно использую принцип мотивации к учению, согласно которому задания и упражнения должны быть интересны ребёнку. Для этого, организовываю обучение так, чтобы ребёнок добровольно включался в деятельность, создаю условия для решения творческих задач.

Реализация вышесказанных принципов достигается через:

- практическую деятельность на занятии;

- игровую деятельность;

- мониторинг.

Система работы с использования методики моделирования звуков по артикуляционным и акустическим признакам на этапе дифференциации позволяет получить следующие результаты:

1. Прочно закрепить представления о звуках, необходимые для полноценного развития фонематического восприятия, т. к. у ребёнка формируются прочные знания на основе моделирования качественных характеристик звуков по артикуляционным и акустическим признакам, закрепляются умения сопоставлять систему дифференцируемых звуков;

2. Повысить контроль за собственной речевой деятельностью, поскольку у ребёнка совершенствуются речеслуховые, речедвигательные и кинестетические ощущения при произношении звуков, на основе которых вырабатываются чёткие стереотипы;

3. Сформировать представления о логических отношениях, способность к абстракции при передачи основных характеристик с помощью условных обозначений, развить мышление, внимание, память, слуховое и зрительное восприятие;

4. Получать стабильно высокие результаты, что подтверждается данными мониторинга.

Система работы с использования методики моделирования звуков по артикуляционным и акустическим признакам имеет большое дидактическое значение, позволяет творчески относиться процессу коррекционного обучения и помогла создать разнообразные игры и упражнения, которые будут не только обучать, но и вызывать интерес и осознанное отношение к речи.

Я разработала дидактические упражнения и настольные игры, которые особенно эффективно применяются на этапе дифференциации оппозиционных звуков, и использую как на занятиях, так и в свободной игровой деятельности. Разработанные мною игры и упражнения являются продолжением системы работы по моделированию звуков и позволяют прочно усвоить артикуляционные и акустические представления о звуках, развивают внимание, логическое мышление, память, вызывают интерес.

Применение настольных игр и дидактических упражнений с использованием звуковых моделей на этапе дифференциации направлена на :

цель:

Вызвать интерес и осознанное отношение к собственной речи через развитие познавательных способностей с помощью различных форм сим-волизации звуков в игровой деятельности.

Цель достигается с помощью решения задач:

1. Сформировать чёткие представления о сходстве и различии артикуляционных

и акустических признаков в процессе коррекционного обучения;

2. Развивать фонематический слух в игровой деятельности, через все каналы восприятия, на основе кинестетических ощущений;

3. Закреплять навык дифференциации оппозиционных звуков с помощью дидактических упражнений и настольных игр.

Задачи реализуются на индивидуальных, подгрупповых занятиях, в свободной игровой деятельности, через данные мониторинга и приводят к результатам:

1. Прочно закрепляется навык произношения дифференцируемых звуков;

2. Полноценно развивается фонематическое восприятие;

3. Успешное обучение в школе.

Система работы с использованием методики моделирования на всех этапах работы со звуками представлена в перспективном плане, где обозначена цель занятия и этапы моделирования.

Для того чтобы ребёнок правильно произносил поставленный звук, необходимо чтобы у него сформировались новые устойчивые связи на основе артикуляционных и акустических представлений о звуках, т. е. ребёнок должен знать о звуках всё :

- где находится язык? что делают губы? - артикуляционные представления;

- что делает горлышко? (спит или поёт, какая песенка? (сердитая или ласковая) акустические представления.

Если у ребёнка будут сформированы эти представления на основе кинестетических ощущений, через все каналы получения информации (зрительный, слуховой, кинестетический, в процессе практической деятельности, то можно говорить о прочных устойчивых связях в коре головного мозга, которые позволят:

- правильно произносить поставленный звук, не переходя на старое дефектное произношение;

- чёткие представления о звуках помогут полноценному развитию фонематического восприятия, что является необходимым условием успешного обучения ребёнка в школе.

После того, как ребёнок научился удерживать артикуляционную позу для произнесения звука, обращаю его внимание на положение языка, губ и предлагаю обозначить эти положения графическими значками.

Когда ребёнок произносит звук самостоятельно изолированно, в слогах, обращаю внимание на то, что делает горлышко? (спит или поёт) через тактильные ощущения, какая песенка? (сердитая или ласковая, и предлагаю обозначить эти признаки с помощью цветовых изображений. В результате у ребёнка накапливаются отдельные обозначения звука, которые собираются в модель.

Для закрепления представлений о положении языка, губ, акустических признаках на занятии предлагаю детям с помощью простого и цветных карандашей нарисовать звуковую модель в тетради. На первом этапе задаю наводящие вопросы: - где язычок? что делают губки? и т. д., в дальнейшем дети могут по заданию логопеда моделировать звуковую модель.

Звуковые модели активно использую на всех этапах работы со звуками, но более эффективно, с моей точки зрения, применять модели звуков на этапе дифференциации, так как дети наглядно могут увидеть, чем похожи и чем различаются звуки. Сначала дети рассматривают модели дифференцируемых звуков, рисуют их в тетрадях, ищут сходства и различия. А затем звуковые модели на этапе дифференциации активно использую в дидактических упражнениях и настольных играх во всех видах работы с оппозиционными звуками : изолированно, в слогах, словах, фразах.

С помощью звуковых моделей можно :

- выкладывать цепочки из оппозиционных слогов, таких как: са-за-са; са-за-ца; и т. д., - дифференцировать слова паронимы : рак-лак, миска - мишка, т. д. ,

- отрабатывать слова, в которых есть оба дифференцируемых звука : мармелад, спица, сазан, железо, солнышко и т. д.

Настольные игры и дидактические упражнения систематизированы в таблице, в которой представлены группы дифференцируемых звуков, настольные игры и дидактические упражнения в которых отрабатываются знания и представления о звуках.

Вызывают интерес и активное участие на занятии настольные игры :

«Собери ромашку»,

«Письмо от Незнайки», «Письмо для Незнайки»,

«Путь к золотому ключику»,

«Прочти слово»,

«Звуковое лото»,

«Звуковое домино».

Вывод

Через сравнение артикуляционных и акустических признаков в игровой деятельности можно усилить представления о звуках, повысить осознанное отношение к правильному произношению звуков. Эта работа особенно эффективна, когда идёт замена одного звука другим по артикуляционным признакам, оглушение или озвончение звуков по акустическим признакам.

С помощью сравнения признаков на звуковых моделях ребёнок может самостоятельно найти ошибки и способ их исправления.

Высокие результаты показывают данные мониторинга, которые я получаю в конце года.

Таким образом, закрепление знаний и представлений о дифференцируемых звуках с помощью настольных игр и дидактических упражнений :

- качественно улучшает процесс коррекционного обучения;

- формирует навыки самостоятельного поиска и обработки информации, что способствует развитию познавательных способностей детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические игры для развития связной речи детей старшей группы на первом этапе Игры для развития связной речи «Кто больше заметит небылиц?» Дидактическая задача: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации,.

Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи Дидактические игры и упражнения на формирование грамматического строя речи (Средняя - подготовительная группы) Игрушки Образование прилагательных.

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины «Сравни предметы по высоте» Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже. «Палочки.

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий «Насекомые» Уважаемые коллеги! Игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное.

Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей первой младшей группы Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей 1 младшей группы. Сентябрь. Тема : «Про девочку Катю и волчок серый бочок» Цель:.

Дидактические игры и упражнения по развитию связной речи у детей дошкольного возраста ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1. Д/и «Приготовим салат»Цель: учить детей проговаривать.

Дидактические игры и упражнения в формировании грамматически правильной речи детей в средней группе Дидактический материал Существительные. Согласование существительных с прилагательными, числительными, местоимениями в роде, числе, падеже,.

Использование игровых приемов на этапе дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольникамиИспользование игровых приемов на этапе дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольниками Всем известно, что игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Обучающий материал, который преподносится ребёнку в игре, усваивается.

Использование средств ИКТ в логопедической работе на этапе автоматизации и дифференциации звуковИспользование средств ИКТ в логопедической работе на этапе автоматизации и дифференциации звуков Актуальность. В наше время, в современной системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие.

Знакомим детей с человеческим организмом. Дидактические игры и упражнения «Чем люди отличаются друг от друга». Задачи: 1. Закреплять представление о том, что люди отличаются ростом, цветом, формой глаз и цветом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Настольные игры и дидактические упражнения с использованием звуковых моделей на этапе дифференциации для детей
Опубликовано: 26 марта 2016 в 21:34
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД