Папки-передвижки

Нетрадиционные техники изодеятельности как средство развития мелкой моторики младших дошкольников

Алёна Бобырь
Нетрадиционные техники изодеятельности как средство развития мелкой моторики младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

[/b]

Аннотация: в статье раскрывается значение развития мелкой моторики всех пальцев на руках, включая мизинец и безымянный, посредством нетрадиционных техник изодеятельности: рисование пальчиковыми красками, на планшетах с песком, жидким тестом приемом «выдавливания».

Публикация «Нетрадиционные техники изодеятельности как средство развития мелкой моторики младших дошкольников» размещена в разделах

Ключевые слова: мелкая моторика, «социальная зона» руки, нетрадиционные техники изодеятельности, педагогическая поддержка.

Согласно вступившему в силу федеральному государственному образовательному стандарту (п. 4.6, одним из показателей целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, является развитая у ребенка мелкая моторика [5].

Социальная ситуация свидетельствует о неготовности большинства современных школьников к письму.

Рассмотрим привычные виды деятельности по развитию мелкой моторики дошкольников: лепка, нанизывание бусин, вырезание из бумаги, рисование карандашами, конструктор и т. д. Ест ли ребенок, рисует - работают большой, указательный и средний пальцы. Эти три пальца, смежную с ними часть ладони и соответствующее им двигательное поле, психолог Рузина обозначила как «социальную зону» руки [3]. Два последние пальца – безымянный и мизинец – находятся вне «социальной зоны» и в повседневной деятельности обычно пассивны. А теперь обратимся к проекции частей тела в двигательной области коры головного мозга (по Пенфилду)

Рисунок 1- Гомункулюс (человек) Пенфилда

Величина отображения кисти составляет 1/3 всех двигательных проекций, поэтому велика и проекция каждого из пальцев в отдельности. Оставляя безымянный и мизинец вне поля внимания, мы более чем на треть снижаем эффективность методики.

В ходе анализа литературы мы определили, что некоторые техники изодеятельности могут повлиять на решение данной проблемы.

Но бывает так, что ребёнок вдруг перестает интересоваться изобразительной деятельностью. Основная из причин – из-за недостатка владения техникой и неуверенности в с собственных силах - свои работы кажутся ему непривлекательными. Тогда обширная область художественного творчества останется на какой-то период в стороне, и не внесет весомую лепту в развитие ручной умелости дошкольника. Большая роль здесь отводится деятельности воспитателя. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (п. 1.4) выдвигает определенные требования к педагогическому процессу, где должна быть осуществлена педагогическая поддержка каждого воспитанника [5]. К сожалению, в дошкольной организации недостаточно используются тактики педагогической поддержки [1].

Объект нашего исследования – процесс развития мелкой моторики, включающий пальцы, не входящие в «социальную зону» руки, младших дошкольников.

Предмет исследования - использование нетрадиционных техник изодеятельности (рисование пальчиковыми красками, на планшетах с песком, жидким тестом, в процессе развития мелкой моторики младших дошкольников.

Согласно этому была поставлена цель: изучение влияния нетрадиционных техник изодеятельности на развитие мелкой моторики, включая пальцы, не входящие в «социальную зону» руки, младших дошкольников, разработка и практическая апробация конспектов непрерывной образовательной деятельности, с использованием тактик педагогической поддержки.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются отделы и функции головного мозга, центры которых непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями.

Новизна работы состоит в подборке и разработке техник изодеятельности, в которых активно задействуются, наряду с остальными, пальцы, не входящие в «социальную зону» руки – мизинец и безымянный. Была выдвинута следующая гипотеза: мы предполагаем, что нетрадиционные техники изодеятельности будут способствовать развитию мелкой моторики, включая пальцы, не входящие в «социальную зону» руки, младших дошкольников, при условии:

- использования в непрерывной образовательной деятельности таких тактик педагогической поддержки, как: «защита», «помощь», «содействие», «взаимодействие»;

- проведение непрерывной образовательной деятельности с использованием эффективных нетрадиционных техник изодеятельности: рисование пальчиковыми красками, на планшетах с песком, жидким тестом, направленных на развитие мелкой моторики младших дошкольников.

Для подтверждения гипотезы, была проведена опытно-экспериментальная работа с детьми двух младших групп. Всего в исследовании приняло участие 20 детей – 10 в экспериментальной и 10 в контрольной группе. Работа проходила в три этапа. На этапе констатирующего эксперимента для определения уровня развития мелкой моторики, была выбрана диагностическая методика Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревич [2]. Результаты диагностики показали, что у большинства детей контрольной и экспериментальной групп – средний уровень развития мелкой моторики, низкий показатель имеют – 1/3 группы, высокий – 10-20% человек. Также было выявлено, что упражнения, в которых задействована социальная зона руки (2 и 3 блок диагностики, давались детям значительно легче, нежели те, в которых задействованы все пальчики (1, 4 блок).

Второй этап – формирующий эксперимент строился с учетом заявленных в гипотезе условий. Структура эксперимента включала проведение 10 конспектов непрерывной образовательной деятельности с использованием трех нетрадиционных техник рисования – пальчиковыми красками, на планшетах с песком, а также рисование жидким тестом приемом «выдавливания». Последняя техника была разработана нами. В ходе образовательной деятельности проводилась пальчиковая гимнастика, при возникающих трудностях, воспитанникам оказывалась педагогическая поддержка. Рассмотрим подробнее особенности использования каждой техники.

Первая - техника рисования жидким тестом приемом «выдавливания».

В ходе педагогического наблюдения за тем, как рисуют дети пальчиками, была отмечена малая подвижность суставов пальцев. И если это не мизинец – дети часто рисовали, не сгибая пальцев – на прямых.

Разработанная нами техника рисования жидким тестом приемом «выдавливания» из «кондитерского мешка», заставляет работать пальчики, согнутые в суставах, совершая ими необходимое давление на «кулинарный мешок». По мере вытекания теста – активность переходит к последним пальцам – безымянному и мизинцу. Такой прием служит хорошим средством стимулирования движений тонких пальцевых мышц.

Новая техника нетрадиционного рисования очень увлекала детей, однако небольшой опыт работы в ней не мог обеспечить точность движений. Вследствие этого, у некоторых воспитанников возникали проблемы, требующие педагогической поддержки. Приведем пример:

Ситуация, возникшая в ходе рисования жидким тестом: дети рисовали деревья. Один мальчик Егор В. отрицательно отозвался на работу Аникея С., назвав ее «калякой-малякой». (мальчик опустил голову и перестал рисовать – невербальный сигнал о помощи). Тогда воспитатель сказала: «Ребята, представляете, пока мы рисовали дерево, кто-то из нас успел нарисовать целый лес» - показывая работу Аникея. Молодец, Аникей, интересно придумал». Дети согласились и кто-то хотел было тоже подрисовать дополнительные стволы. Мальчик обрадовался и продолжил работу. Воспитателем в данном случае по отношению к Аникею, была применена тактика педагогической поддержки - «защита» - от обидных слов сверстников, а впоследствии - «помощь», когда была выделена «персональная исключительность» ребенка.

Следующая техника нетрадиционного рисования - пальчиками на планшетах с песком [4]. В начале работы мы знакомили детей с основными способами и приемами техники песочного рисования – рисовали одним пальцем, одновременно двумя, ладошкой, посыпанием из кулачка. Использовали специальные приемы рисования, трафареты, шаблоны для создания художественного образа. Для того, чтобы дети рисовали разными пальчиками, в том числе мизинцем и безымянным разных рук, мы использовали персонажа-наклейку, который «рисовал» то одним пальчиком, то «перепрыгивал» на другой.

Как и в процессе выполнения работ в предыдущей технике, на данном этапе детей также подстерегали трудности. Пример:

В ходе рисования на планшетах с песком, Вова И. испытывал трудности в процессе обведения шаблона «утенка» способом «светлым по темному», в то время как у других – все получалось. Вова начинал заново, смешивая песок вновь и вновь, но утенок никак не удавался. На вопрос: можно ли ему помочь – Вова ответил, что да, но у него все равно не получится. Тогда воспитатель сказала, что верит в его силы и знает, что можно придумать. Вове было предложено использовать другую технику, которую они опробовали ранее – «темным по светлому». Мальчик согласился. Утенок, выполненный другим способом – удался, чему Вова был рад. В данном случае, педагог применила тактику «помощи», авансируя успешный результат. А предложив «выбор» использования техники» - оказала «содействие».

Третья нетрадиционная техника рисования - пальчиковыми красками.

В ходе непрерывной образовательной деятельности, создавались условия для активной работы каждого пальчика. Это было достигнуто за счет использования того же персонажа-наклейки, как и в предыдущей технике. Применялись специальные приемы: отпечатки (постукивание, переступание двумя пальчиками, несколькими, рисования пальчиками (линий прямых, замкнутых, волнообразных, смешивание цветов в палитре (круговые движения пальца).

С целью определения эффективности проведенной работы на контрольном этапе исследования мы провели повторное обследование уровня развития мелкой моторики, по той же методике. На основе полученных данных, можно сделать выводы, что в группе, в которой не проводился эксперимент, можно заметить некоторые колебания баллов, но лишь у одного ребенка они перешагнули отметку нижнего показателя, у остальных – остались на том же уровне.

Сравнительный анализ экспериментальной группы показал, что детей, имеющих низкий уровень развития мелкой моторики не обнаружилось. Показатель среднего уровня возрос на 10%, но более увеличился показатель высокого уровня – на 20% и стал равным – трети всех детей группы. Средний коэффициент выполнения детьми упражнений на активное участие всех пальчиков, включая безымянный и мизинчик (1 и 4 блок) – увеличился в два раза (на 17% и 20% соответственно) сравнительно с первой диагностикой.

Таким образом, наша гипотеза о том, что нетрадиционные техники изодеятельности будут способствовать развитию мелкой моторики, включая пальцы, не входящие в «социальную зону» руки, младших дошкольников, подтвердилась.

Результатом работы стало не только повышение уровня развития мелкой моторики у детей младшей группы, но также подборка и разработка таких нетрадиционных техник изодеятельности, которые обеспечивают работу всех пальчиков, включая безымянный и мизинец, тем самым активизируя работу зоны всей двигательной проекции кисти руки в головном мозге.

В перспективе наши разработки можно использовать в работе воспитателям или родителям.

Список литературы:

1) Вершинина Н. А., Пискунова Е. В. Проектирование психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития ребенка с разными образовательными потребностями в условиях образовательной деятельности ДОУ. Методические рекомендации. Материалы деятельности региональной экспериментальной площадки. (Санкт-Петербург, сентябрь 2016) / Под общ. ред. Н. А. Вершининой, Е. В. Пискуновой. – СПб. : Изд-во «Свое издательство», 2016.

2) Гуревич М. О., Психомоторика : Ч. 1-2 / Проф. М. Гуревич и прив. -доц. Н. Озерецкий. - Ленинград : Гос. мед. изд-во, 1997 ("Мосполиграф" 13-я типо-цинкогр. "Мысль печатника"). - 21 см

3) Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. — Екатеринбург: У-Фактория, 2013. — 224 с

4) Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – Спб. : КАРО, 2014. – 96 с. + 16 с. цв. вкл

5) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционные техники рисования Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования «Чем больше мастерство в детской руке,.

Консультация для родителей «Развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». «Источники способностей и дарований.

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи младших дошкольников» Все знают, что в дошкольном возрасте основным видом деятельности является ИГРА. Во время игры ребёнок накапливает значительный опыт. Игра.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития детей старшего дошкольного возраста Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне. Копируя окружающий мир, они изучают его. Дети рисуют всё, что видят, знают,.

Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего развития Моя тема по самообразованию «Использование нетрадиционной техники рисования, как средство развития мелкой моторики у детей раннего развития».

Программа «Умелые ручки» — Нетрадиционные техники аппликации как средство развития мелкой моторики рук дошкольников «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет много ветвей, но корень один. Искусство для всех. Каждый.

Развитие мелкой моторики как средство развития речи дошкольников Развитие мелкой моторики как средство развития речи дошкольников. Содержание Содержание….2 Введение…. 3.

Развитие мелкой моторики рук как средство активизации речевой деятельности у младших дошкольниковРазвитие мелкой моторики рук как средство активизации речевой деятельности у младших дошкольников Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической,.

Самообразование «Нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения и творческих способностей детей» Особенности воображения детей дошкольного возраста Основой творчества является комбинаторная деятельность воображения. Творческое воображение.

Традиционные и нетрадиционные методы как средство развития мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи Слайд 1-2 Традиционные и нетрадиционные методы как средство развития мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи Новикова И.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные техники изодеятельности как средство развития мелкой моторики младших дошкольников
Опубликовано: 28 марта 2019 в 10:41
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные техники изодеятельности как средство развития мелкой моторики младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Бобырь (УИ 810467) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД