Алёна Бобырь
Нетрадиционные техники изодеятельности как средство развития мелкой моторики младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
[/b]
Аннотация: в статье раскрывается значение развития мелкой моторики всех пальцев на руках, включая мизинец и безымянный, посредством нетрадиционных техник изодеятельности: рисование пальчиковыми красками, на планшетах с песком, жидким тестом приемом «выдавливания».
Публикация «Нетрадиционные техники изодеятельности как средство развития мелкой моторики младших дошкольников» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Ключевые слова: мелкая моторика, «социальная зона» руки, нетрадиционные техники изодеятельности, педагогическая поддержка.
Согласно вступившему в силу федеральному государственному образовательному стандарту (п. 4.6, одним из показателей целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, является развитая у ребенка мелкая моторика [5].
Социальная ситуация свидетельствует о неготовности большинства современных школьников к письму.
Рассмотрим привычные виды деятельности по развитию мелкой моторики дошкольников: лепка, нанизывание бусин, вырезание из бумаги, рисование карандашами, конструктор и т. д. Ест ли ребенок, рисует - работают большой, указательный и средний пальцы. Эти три пальца, смежную с ними часть ладони и соответствующее им двигательное поле, психолог Рузина обозначила как «социальную зону» руки [3]. Два последние пальца – безымянный и мизинец – находятся вне «социальной зоны» и в повседневной деятельности обычно пассивны. А теперь обратимся к проекции частей тела в двигательной области коры головного мозга (по Пенфилду)
Рисунок 1- Гомункулюс (человек) Пенфилда
Величина отображения кисти составляет 1/3 всех двигательных проекций, поэтому велика и проекция каждого из пальцев в отдельности. Оставляя безымянный и мизинец вне поля внимания, мы более чем на треть снижаем эффективность методики.
В ходе анализа литературы мы определили, что некоторые техники изодеятельности могут повлиять на решение данной проблемы.
Но бывает так, что ребёнок вдруг перестает интересоваться изобразительной деятельностью. Основная из причин – из-за недостатка владения техникой и неуверенности в с собственных силах - свои работы кажутся ему непривлекательными. Тогда обширная область художественного творчества останется на какой-то период в стороне, и не внесет весомую лепту в развитие ручной умелости дошкольника. Большая роль здесь отводится деятельности воспитателя. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (п. 1.4) выдвигает определенные требования к педагогическому процессу, где должна быть осуществлена педагогическая поддержка каждого воспитанника [5]. К сожалению, в дошкольной организации недостаточно используются тактики педагогической поддержки [1].
Объект нашего исследования – процесс развития мелкой моторики, включающий пальцы, не входящие в «социальную зону» руки, младших дошкольников.
Предмет исследования - использование нетрадиционных техник изодеятельности (рисование пальчиковыми красками, на планшетах с песком, жидким тестом, в процессе развития мелкой моторики младших дошкольников.
Согласно этому была поставлена цель: изучение влияния нетрадиционных техник изодеятельности на развитие мелкой моторики, включая пальцы, не входящие в «социальную зону» руки, младших дошкольников, разработка и практическая апробация конспектов непрерывной образовательной деятельности, с использованием тактик педагогической поддержки.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются отделы и функции головного мозга, центры которых непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями.
Новизна работы состоит в подборке и разработке техник изодеятельности, в которых активно задействуются, наряду с остальными, пальцы, не входящие в «социальную зону» руки – мизинец и безымянный. Была выдвинута следующая гипотеза: мы предполагаем, что нетрадиционные техники изодеятельности будут способствовать развитию мелкой моторики, включая пальцы, не входящие в «социальную зону» руки, младших дошкольников, при условии:
- использования в непрерывной образовательной деятельности таких тактик педагогической поддержки, как: «защита», «помощь», «содействие», «взаимодействие»;
- проведение непрерывной образовательной деятельности с использованием эффективных нетрадиционных техник изодеятельности: рисование пальчиковыми красками, на планшетах с песком, жидким тестом, направленных на развитие мелкой моторики младших дошкольников.
Для подтверждения гипотезы, была проведена опытно-экспериментальная работа с детьми двух младших групп. Всего в исследовании приняло участие 20 детей – 10 в экспериментальной и 10 в контрольной группе. Работа проходила в три этапа. На этапе констатирующего эксперимента для определения уровня развития мелкой моторики, была выбрана диагностическая методика Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревич [2]. Результаты диагностики показали, что у большинства детей контрольной и экспериментальной групп – средний уровень развития мелкой моторики, низкий показатель имеют – 1/3 группы, высокий – 10-20% человек. Также было выявлено, что упражнения, в которых задействована социальная зона руки (2 и 3 блок диагностики, давались детям значительно легче, нежели те, в которых задействованы все пальчики (1, 4 блок).
Второй этап – формирующий эксперимент строился с учетом заявленных в гипотезе условий. Структура эксперимента включала проведение 10 конспектов непрерывной образовательной деятельности с использованием трех нетрадиционных техник рисования – пальчиковыми красками, на планшетах с песком, а также рисование жидким тестом приемом «выдавливания». Последняя техника была разработана нами. В ходе образовательной деятельности проводилась пальчиковая гимнастика, при возникающих трудностях, воспитанникам оказывалась педагогическая поддержка. Рассмотрим подробнее особенности использования каждой техники.
Первая - техника рисования жидким тестом приемом «выдавливания».
В ходе педагогического наблюдения за тем, как рисуют дети пальчиками, была отмечена малая подвижность суставов пальцев. И если это не мизинец – дети часто рисовали, не сгибая пальцев – на прямых.
Разработанная нами техника рисования жидким тестом приемом «выдавливания» из «кондитерского мешка», заставляет работать пальчики, согнутые в суставах, совершая ими необходимое давление на «кулинарный мешок». По мере вытекания теста – активность переходит к последним пальцам – безымянному и мизинцу. Такой прием служит хорошим средством стимулирования движений тонких пальцевых мышц.
Новая техника нетрадиционного рисования очень увлекала детей, однако небольшой опыт работы в ней не мог обеспечить точность движений. Вследствие этого, у некоторых воспитанников возникали проблемы, требующие педагогической поддержки. Приведем пример:
Ситуация, возникшая в ходе рисования жидким тестом: дети рисовали деревья. Один мальчик Егор В. отрицательно отозвался на работу Аникея С., назвав ее «калякой-малякой». (мальчик опустил голову и перестал рисовать – невербальный сигнал о помощи). Тогда воспитатель сказала: «Ребята, представляете, пока мы рисовали дерево, кто-то из нас успел нарисовать целый лес» - показывая работу Аникея. Молодец, Аникей, интересно придумал». Дети согласились и кто-то хотел было тоже подрисовать дополнительные стволы. Мальчик обрадовался и продолжил работу. Воспитателем в данном случае по отношению к Аникею, была применена тактика педагогической поддержки - «защита» - от обидных слов сверстников, а впоследствии - «помощь», когда была выделена «персональная исключительность» ребенка.
Следующая техника нетрадиционного рисования - пальчиками на планшетах с песком [4]. В начале работы мы знакомили детей с основными способами и приемами техники песочного рисования – рисовали одним пальцем, одновременно двумя, ладошкой, посыпанием из кулачка. Использовали специальные приемы рисования, трафареты, шаблоны для создания художественного образа. Для того, чтобы дети рисовали разными пальчиками, в том числе мизинцем и безымянным разных рук, мы использовали персонажа-наклейку, который «рисовал» то одним пальчиком, то «перепрыгивал» на другой.
Как и в процессе выполнения работ в предыдущей технике, на данном этапе детей также подстерегали трудности. Пример:
В ходе рисования на планшетах с песком, Вова И. испытывал трудности в процессе обведения шаблона «утенка» способом «светлым по темному», в то время как у других – все получалось. Вова начинал заново, смешивая песок вновь и вновь, но утенок никак не удавался. На вопрос: можно ли ему помочь – Вова ответил, что да, но у него все равно не получится. Тогда воспитатель сказала, что верит в его силы и знает, что можно придумать. Вове было предложено использовать другую технику, которую они опробовали ранее – «темным по светлому». Мальчик согласился. Утенок, выполненный другим способом – удался, чему Вова был рад. В данном случае, педагог применила тактику «помощи», авансируя успешный результат. А предложив «выбор» использования техники» - оказала «содействие».
Третья нетрадиционная техника рисования - пальчиковыми красками.
В ходе непрерывной образовательной деятельности, создавались условия для активной работы каждого пальчика. Это было достигнуто за счет использования того же персонажа-наклейки, как и в предыдущей технике. Применялись специальные приемы: отпечатки (постукивание, переступание двумя пальчиками, несколькими, рисования пальчиками (линий прямых, замкнутых, волнообразных, смешивание цветов в палитре (круговые движения пальца).
С целью определения эффективности проведенной работы на контрольном этапе исследования мы провели повторное обследование уровня развития мелкой моторики, по той же методике. На основе полученных данных, можно сделать выводы, что в группе, в которой не проводился эксперимент, можно заметить некоторые колебания баллов, но лишь у одного ребенка они перешагнули отметку нижнего показателя, у остальных – остались на том же уровне.
Сравнительный анализ экспериментальной группы показал, что детей, имеющих низкий уровень развития мелкой моторики не обнаружилось. Показатель среднего уровня возрос на 10%, но более увеличился показатель высокого уровня – на 20% и стал равным – трети всех детей группы. Средний коэффициент выполнения детьми упражнений на активное участие всех пальчиков, включая безымянный и мизинчик (1 и 4 блок) – увеличился в два раза (на 17% и 20% соответственно) сравнительно с первой диагностикой.
Таким образом, наша гипотеза о том, что нетрадиционные техники изодеятельности будут способствовать развитию мелкой моторики, включая пальцы, не входящие в «социальную зону» руки, младших дошкольников, подтвердилась.
Результатом работы стало не только повышение уровня развития мелкой моторики у детей младшей группы, но также подборка и разработка таких нетрадиционных техник изодеятельности, которые обеспечивают работу всех пальчиков, включая безымянный и мизинец, тем самым активизируя работу зоны всей двигательной проекции кисти руки в головном мозге.
В перспективе наши разработки можно использовать в работе воспитателям или родителям.
Список литературы:
1) Вершинина Н. А., Пискунова Е. В. Проектирование психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития ребенка с разными образовательными потребностями в условиях образовательной деятельности ДОУ. Методические рекомендации. Материалы деятельности региональной экспериментальной площадки. (Санкт-Петербург, сентябрь 2016) / Под общ. ред. Н. А. Вершининой, Е. В. Пискуновой. – СПб. : Изд-во «Свое издательство», 2016.
2) Гуревич М. О., Психомоторика : Ч. 1-2 / Проф. М. Гуревич и прив. -доц. Н. Озерецкий. - Ленинград : Гос. мед. изд-во, 1997 ("Мосполиграф" 13-я типо-цинкогр. "Мысль печатника"). - 21 см
3) Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. — Екатеринбург: У-Фактория, 2013. — 224 с
4) Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – Спб. : КАРО, 2014. – 96 с. + 16 с. цв. вкл
5) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»