Кулькова Ольга
Экологическое воспитание детей посредством художественно-эстетического развития
▼ Скачать + Заказать документы
«Экологическое воспитание детей посредством художественно-эстетического развития».
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей : экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они, необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Природа является богатым источником детских впечатлений и ощущений, поэтому основной целью педагогов является: способствовать становлению более совершенного, мыслящего маленького человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане посредством художественно-эстетического развития. В котором художественные образы создаются из природных материалов, а сюжеты в рисовании черпаются из природного окружения.
Публикация «Экологическое воспитание детей посредством художественно-эстетического развития» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В соответствии с целью определены следующие задачи:
1. Усвоение системы знаний о природе, ее компонентах и взаимосвязях между ними;
2. Формирование представлений об универсальной ценности природы;
3. Воспитание потребности в общении с природой;
4. Привитие трудовых природоведческих навыков;
5. Развитие экологического сознания;
6. Усвоение системы знаний о природе, ее компонентах и взаимосвязях между ними.
Данные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи с решением художественно-эстетических задач :
1. Обучение детей рисованию, лепке, конструированию;
2. Обучение пению, движениям под музыку;
3. Развитие словесного творчества;
4. Воспитание любви к природе, через театральную деятельность;
5. Развивать умение ценить прекрасное в природе и передавать свои представления и переживания в рисунке;
6. Раскрывать и развивать индивидуальный творческий потенциал ребенка;
7. Развивать мелкую моторику, усидчивость, воображение, мышление, память, речь.
Для достижения поставленных задач, необходимо использовать новые развивающие технологии :
1. Личностно-ориентированные технологии: проблемные вопросы и ситуации;
2. Коммуникативные технологии: эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря;
3. Информативно коммуникативные технологии: демонстрация презентаций, разновидности гимнастик, физических минуток, подвижных игр с использованием мультимедийной системы;
4. Педагогические технологии: доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха.
Инновационные методы работы с детьми по художественно-эстетическому развитию :
1. Нетрадиционные изобразительные техники: рисунок воздухом, кляксография, пуантилизм, рисование «По-сырому», рисование ладошками, рисование пластилином, рисунки на воздушных шарах, рисование гуашью без воды, рисование на смятой бумаге, оттиски, водные пятна.
2. Аппликация с применением природных материалов: каменной крошки, картофеля, свободная роспись по ткани, волшебные нитки, аппликация из пряжи.
3. Лепка как вид изобразительной деятельности: художественная лепка из нетрадиционных пластических материалов (скульптурный и оливковый пластилин, работа с воском.
Таким образом, у детей возрастает интерес к нетрадиционным техникам рисования, лепке, аппликации. Дети творчески всматриваются в окружающий мир, находят разные оттенки, отражают свои впечатления через различные виды игровой и художественно-эстетической деятельности. А это значит, что художественно-эстетическое развитие, дает положительный результат в экологическом воспитании детей. В процессе эстетического переживания дети постепенно приходят к пониманию того, что доброе и бережное отношение к природе заключается в сохранении приумножении ее богатства и красоты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Маневцова Л. М. «Листок на ладони» - СПб: «ДЕТСТВО -ПРЕСС» 2004г.
2. Кондратьева Н. Н. и др. «Мы» программа экологического образованиядетей» - СПб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС» 2000г.
3. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»- Воронеж. ТЦ- Учитель. 2004г.
4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. : Карапуз, 2000.
5. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание : узловые вопросы. Экологическое образование : концепции и технологии. М. : Перемена, 1996.
6. Рыжова Н. А. О проекте «Национальной стратегии экологического образования в Российской федерации. Дошкольное воспитание № 6, 2001.
7. Ягодин Г. А. Воспитать гражданина планеты. Обруч № 2, 1997.
8. Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях. М. : ВООП, 1998.
9. Рыжова Н. А. О программах экологического образования дошкольников. Дошкольное образование № 11, 2004.
10. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3– 5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М. : Аркти, 2008. – 32 с.
11. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3– 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М. : “Издательство Гном и Д”, 2008. – 64 с.
12. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва “Росмэн”, 2008. – 96 с.
13. Одинокова Г. Ю. Шлеп… Ежик: Издательский дом “Карапуз”, 2006. – 15 с.
14. Сахарова О. М. Я рисую пальчиками: Издательский дом “Литера”, 2008. – 32 с.
15. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004