Неделя психологии и тифлопедагогики в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения

Светлана Катанаева
Неделя психологии и тифлопедагогики в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения

Неделя психологии и тифлопедагогики в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, как эффективная форма взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса.

В последние годы в профессиональных периодических изданиях регулярно появляется информация педагогов – психологов о проведении Недели психологии в учреждениях образования: школах, детских садах.

Наши коллеги отмечают эффективность этой формы психологической работы, поэтому и мы в нашем детском саду попробовали организовать Неделю психологии. Однако у нас детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, поэтому мы с коллегами приняли решение провести Неделю психологии и тифлопедагогики.

Неделя психологии и тифлопедагогики – это Большая психолого-педагогическая игра, которая единым смыслом, ценностной идеей охватывает несколько дней.

Практика показывает, что такая формы работы – это уникальная возможность презентовать работу службы сопровождения детского сада для всех участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей (законных представителей) как целостную, логически выстроенную систему. [2]

В данной работе представлен опыт организации и проведения Недели психологии и тифлопедагогики.

В нашем ДОУ традиционно проводятся Дни здоровья, целью которых является формирование и развитие у детей интереса и навыка к здоровому образу жизни, развитие физических способностей детей. Однако мало внимания уделялось психологическому здоровью. Было отмечено, что в связи с загруженностью родителей материальными проблемами взаимодействие родителей с детьми в семье зачастую сводится к стандартным фразам: «Как дела?», «Что кушал?», «Что делали в садике?», что носит формальный характер, не позволяет детям насладиться общением с родителями так, как это происходит в процессе совместной деятельности.

Исходя из этого мы с коллегами определили цели Недели психологии и тифлопедагогики:

1. Создание положительного эмоционального микроклимата.

2. Акцентирование внимания взрослых и детей на сохранении, укреплении психического и физического здоровья.

3. Привлечение родительской общественности к взаимодействию с детьми и педагогическим коллективом ДОУ.

4. Привлечение педагогического коллектива к взаимодействию с родителями и детьми.

Обязательным условием проведения Недели психологии и тифлопедагогики является учет особенностей воспитанников ДОУ. Наш детский сад имеет коррекционную направленность. Детский сад посещают дети с различными нарушениями зрения, с тяжёлой патологий зрения, а также с сочетанной патологией: нарушение зрения и ДЦП, ЗПР, ЗРР, РДА. Значительная часть воспитанников имеет трудности развития социально-эмоциональной сферы (нарушения самооценки, тревожность, низкий уровень коммуникативных навыков, слабость произвольной регуляции деятельности, проблемы пространственной ориентировки, нарушения детско-родительских отношений и т. д.).

В работе с такими детьми педагоги – психологи, учителя-дефектологи большую часть времени тратят на диагностику и коррекцию познавательной и социально – эмоциональной сферы воспитанников (по результатам диагностики). Коррекционную помощь получают дети, нуждающиеся в ней. А вот развивающей и психопрофилактической работе, к сожалению, не удается уделять достаточно внимания. Проведение же Недели психологии и тифлопедагогики позволило организовывать развивающую и профилактическую работу со всеми воспитанниками ДОУ (100 % охват, а также провести дополнительные срезовые диагностические обследования участников воспитательно-образовательного процесса.

Условия проведения Недели психологии и тифлопедагогики на базе ДОУ:

1. Тесное сотрудничество администрации, всех педагогов и специалистов, сотрудников ДОУ и родителей (законных представителей).

2. Соответствие целей и задач годовому плану ДОУ.

3. Соблюдение оздоровительно-охранительного режима (четкий режим дня, соблюдение требований СанПиН).

4. Соблюдение требований к наглядности, раздаточному материалу, играм для детей с нарушением зрения, с тяжёлой патологией зрения и другими нарушениями развития.

5. Участие всех субъектов воспитательно – образовательного процесса (администрации, педагогов, сотрудников, детей, родителей)

6. Значительная подготовительная работа: разработка плана, объявлений; подбор материалов для оформления помещений; практических занятий; консультирование педагогов; подготовка к конкурсу чтецов.

7. Хорошая материально-техническая база (наличие мультимедийной, компьютерной, офисной и музыкальной техники, призы для участников, материалы для игр и продуктивной деятельности детей, и т. д.).

Обязательный вклад педагогов групп в проведение Недели психологии и тифлопедагогики:

• доведение до сведения родителей информации о проведении Недели психологии и тифлопедагогики,

• участие в мероприятиях и привлечение к участию родителей и воспитанников,

• организация выполнения детских творческих работ в группах по заданной теме. [7]

Задачи:

1. Привлечение к совместной работе родителей и педагогов ДОУ, развитие творческого потенциала.

2. Повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей и взрослых: использование возможностей сенсорной комнаты для развития полисенсорного восприятия, представлений о своих сенсорных возможностях, влияние семейного воспитания на развитие ребёнка, возникновение психоэмоционального напряжения у детей, влияние домашних животных на развитие детей.

3. Оптимизация детско-родительских отношений.

4. Сплочение детского коллектива.

5. Сплочение педагогического коллектива.

6. Обучение педагогов эффективным способам снятия психоэмоционального напряжения.

Каждый день недели был посвящён определенной тематике и план проведения недели психологии и тифлопедагогики был размещён в каждой возрастной группе.

В соответствии с планом были проведены следующие мероприятия:

Понедельник

Тема: «Я и моё тело»

Мероприятия:

1. Весёлая зарядка.

Цель: Создание благоприятного психологического климата.

Ответственный: учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре.

2. Мастер-класс «Использование возможностей сенсорной комнаты для развития полисенсорного восприятия».

Цель: Повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах использования возможностей сенсорной комнаты для развития полисенсорного восприятия.

Ответственный: учитель-дефектолог,

3. Развлечение «Мой портрет».

Цель: Повышение компетентности детей в вопросах представления о своих сенсорных возможностях.

Ответственный: учитель-дефектолог.

4. Выставка рисунков «Мой портрет».

Цель: Закрепление представлений о своих органах чувств.

Ответственный: воспитатели.

5. Информационный стенд «Представления о своих сенсорных возможностях»

Цель: Повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах представлений о своих сенсорных возможностях.

Ответственный: учитель-дефектолог.

Вторник

Тема: «Я и моя семья»

Мероприятия:

1. Весёлая зарядка.

Цель: Создание благоприятного психологического климата.

Ответственный: учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре.

2. Интервью с детьми «Выходной день в моей семье»

Цель: Оптимизация детско-родительских отношений.

Ответственный: педагог-психолог

3. Социальный опрос родителей «Семья – это…»

Цель: Оптимизация детско-родительских отношений.

Ответственный: педагог-психолог, воспитатели

4. Информационный стенд «Влияние семьи на развитие ребёнка»

Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах влияния семейного воспитания на развитие ребёнка.

Ответственный: педагог-психолог

5. Конкурс чтецов (дети и родители) «СемьЯ»

Цель: повышение качества работы с дошкольниками по использованию детской книги в их познавательном, речевом и художественно-эстетическом развитии, повышения социального статуса семьи, оптимизации детско-родительских отношений.

Задачи:

1. Создание условий для познавательно, речевого и художественно-эстетического развития детей.

2. Формирование у дошкольников навыков выразительного чтения, артистических умений.

3. Предоставление детям и их семьям возможности для выражения таланта.

4. Формирование общественного сознания, направленного на повышение престижа семьи и семейных ценностей;

5. Укрепление связи поколений.

6. Раскрытие творческого и иного потенциала семьи.

Ответственный: педагог-психолог, воспитатели

6. Альбом «Тайна моего имени»

Цель: Привлечение к совместной работе родителей и педагогов ДОУ, развитие творческого потенциала.

Ответственный: педагог-психолог, воспитатели

Среда

Тема: «Я и мои эмоции»

1. Весёлая зарядка

Цель: Создание благоприятного психологического климата

Ответственный: учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре

2. Консультация для педагогов «Признаки и причины возникновения психоэмоционального напряжения у детей»

Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах возникновения психоэмоционального напряжения у детей.

Ответственный: педагог-психолог

3. Игровое занятие с детьми «В поисках сокровищ»

Цель: Раскрыть многообразие эмоционального мира.

Задачи:

1. Познакомить с эмоциями: страх, радость, злость, грусть.

2. Учить передавать эмоции с помощью мимики и жестов.

3. Продолжать развивать способность замечать и понимать эмоциональное состояние другого в литературных и музыкальных произведениях, по сюжетным иллюстрациям, схематическим изображениям.

4. Развивать эмпатию, воображение.

Ответственный: педагог-психолог

4. Мульттренинг для детей «Поверь в себя»

Цель: Формирование уверенности в своих силах, способности находить положительные моменты в сложных ситуациях.

Ответственный: педагог-психолог

5. Выставка рисунков «Моё настроение»

Цель: Развивать умение распознавать эмоции, выражать их с помощью мимики, передавать эмоцию с помощью рисования.

Ответственный: педагог-психолог, воспитатели

Четверг

Тема: «Я и мои друзья – животные»

1. Весёлая зарядка

Цель: Создание благоприятного психологического климата

Ответственный: учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре

2. Фотовыставка «Я и мой маленький друг»

Цель: Привлечение к совместной работе родителей и педагогов ДОУ, развитие творческого потенциала.

Ответственный: педагог-психолог, воспитатели

3. Выставка рисунков «На какое животное я похож»

Цель: Развивать способность понимать себя, проводить ассоциативные связи.

Ответственный: педагог-психолог, воспитатели

4. Мастер-класс для педагогов «Анималотерапия»

Цель: Познакомить педагогов с методами и приёмами коррекции и развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста.

Ответственный: педагог-психолог

5. Информационный стенд «Домашние питомцы и их значение в развитии детей»

Цель: Повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах влияния домашних животных на развитие детей.

Ответственный: педагог-психолог

Пятница

Тема: «Я и мои друзья»

1. Весёлая зарядка

Цель: Создание благоприятного психологического климата

Ответственный: учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре

2. Игры с детьми в группе

Цель: сплочение детского коллектива.

Задачи:

1. Снижение психоэмоционального напряжения.

2. Развитие навыков общения со сверстниками.

Ответственный: педагог-психолог, воспитатели

3. Игры на сплочение педагогического коллектива

Цель: сплочение группы.

Задачи:

1. Введение в атмосферу тренинга.

2. Создание атмосферы доверия, сотрудничества, совместного творчества.

3. Оценка эффективность работы тренинга.

4. Формирование эмоциональный настрой на дальнейшее сотрудничество.

Ответственный: педагог-психолог

4. Развлечение для детей «Дружба крепкая не сломается»

Задачи:

1. Закрепить представления детей о добре и зле, дружбе и друзьях.

2. Развитие невербального взаимодействия (с помощью мимики и жестов)

3. Развитие эмпатии, воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки. Ответственный: педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель

5. Прослушивание музыкальных произведений о дружбе

Цель: Создание благоприятного психологического климата.

Ответственный: воспитатели

6. Подарок для друга

Цель: Создание благоприятного психологического климата в коллективе сверстников. Ответственный: Воспитатели

После завершения Недели психологии и тифлопедагогики всем участникам было предложено написать свой отзыв о проведённых мероприятиях. Так же в холле был размещён фотоотчёт о проходивших мероприятиях.

Результаты реализации недели психологии и тифлопедагогики, согласно проведённому опросу, показали, что проведённая работа была эффективной:

- произошли изменения в нарушении поведения у детей, эмоционально-личностных проблем (раскрепощение, снятие телесных зажимов, эмоционального напряжения, стабилизация эмоционального состояния,

- в развитии эмоционально-волевой и коммуникативной сфер (развитие навыков общения, снижение уровня конфликтности,

- повысился уровень компетентности родителей и педагогов в вопросах сохранения и укрепления физического и психологического здоровья.

Мероприятия Недели психологии и тифлопедагогики:

- позволили наглядно презентовать работу службы сопровождения для всех участников образовательного процесса (детей, педагогов, сотрудников, родителей) как целостную, логически выстроенную систему,

- способствовали сплочению всех участников воспитательно – образовательного процесса ДОУ (детей, педагогов, сотрудников, родителей,

- позволили решить некоторые проблемы детско-родительских отношений, проявлению интереса к совместной деятельности с детьми,

- способствовали снижению эмоционального напряжения педагогов, родителей, детей.

Перспективы: родителями и педагогами было предложено проводить неделю психологии и тифлопедагогики ежегодно и сделать традиционным мероприятием ДОУ.

Библиография:

1. Белобрыкина О. А. Речь и общение. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

2. Журнал «Ребенок в детском саду» № 5, 2010. «Неделя психологии в детском саду». Пазылова Е. С.

3. Клюева Н. В., Филиппова Ю. В. Общение. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2001.

4. Кряжева Н. Л. Кот и пёс спешат на помощь. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 2000.

5. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000.

6. Маралов В. Г., Фролова Л. П. Коррекция личностного развития дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

7. Интернет-ресурсы: www.Skyclipart.ru , www.forchel.ru, http://psyhelp.rodim.ru/ , http://festival.1september.ru/articles/581059/

Публикации по теме:

Фотоотчет о тематической неделе «Неделя доброты» в старшей группе детей с нарушением зренияФотоотчет о тематической неделе «Неделя доброты» в старшей группе детей с нарушением зрения На прошлой неделе у нас в детском саду проходила «Неделя доброты». В группе мы беседовали о добрых поступках, делах, мальчики учились помогать.

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующего вида с использованием ППРС «Удивительный мир насекомых»Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующего вида с использованием ППРС «Удивительный мир насекомых» Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующего вида с использованием ППРС Тема: «Удивительный мир насекомых» Цель: - Закрепление.

Конспект совместной деятельности воспитателя и логопеда в подготовительной группе компенсирующего видаКонспект совместной деятельности воспитателя и логопеда в подготовительной группе компенсирующего вида Конспект совместной деятельности воспитателя и логопеда в подготовительной группе компенсирующего вида. Разработали и провели: Воспитатель:.

Планирование образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующего вида Модель образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующего вида «Солнышко» на период с 14.01.2019г– 18.01.2019г. Тема:.

Открытое занятие по логоритмике в старшей группе компенсирующего вида для детей с ТНР «Осень в гости к нам пришла»Открытое занятие по логоритмике в старшей группе компенсирующего вида для детей с ТНР «Осень в гости к нам пришла» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 «Росинка» компенсирующего вида Щёлковского муниципального.

Презентация ППРС в подготовительной группе компенсирующего вида «Транспорт и ПДД»Презентация ППРС в подготовительной группе компенсирующего вида «Транспорт и ПДД» Презентация ППРС в подготовительной группе компенсирующего вида по теме недели «Транспорт. ПДД» В моей работе достигать положительных результатов.

Проект «Комнатные растения» в старшей группе компенсирующего видаПроект «Комнатные растения» в старшей группе компенсирующего вида Проект «Комнатные растения» в старшей группе компенсирующего вида Вид проекта: познавательно-исследовательский,творческо-информационный.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Неделя психологии и тифлопедагогики в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения
Опубликовано: 8 мая 2019 в 11:36
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

Фотоотчет занятия в старшей группе «Удалой Городец», приуроченный к Дню Городецкой...
Фотоотчет занятия в старшей группе «Удалой ГОРОДЕЦ», приуроченный к дню Городецкой росписи на МААМ 22 октября. Цель: Уметь украшать шаблоны по мотивам...
Лексико-грамматическое занятие в старшей группе для детей с ОВЗ «Кому зимой холодно?»...
Цель: Формирование представлений о жизни диких животных в осенне-зимний период. Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять представления...
Проект совместной деятельности «Море»
ТИП ПРОЕКТА: Познавательно -творческий ПО СОДЕРЖАНИЮ: «Ребенок и природа» РЕБЁНОК-субъект проектирования ВНУТРИ одной возрастной группы, при участии детей и...