Александра Дёмина
Проект «Неделя семьи в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Скородумский детский сад Малышок»
«УТВЕРЖДАЮ»
ЗАВЕДУЮЩАЯ (И. О. Ф. заведующей)
«___»___20 г
Автор: ДЁМИНА А. Н., воспитатель дошкольной группы.
ВВЕДЕНИЕ
Всем известно состояние ожидания, когда кончается важная часть жизни, а впереди что-то очень значительное, притягательное, но пока еще неопределенное? На душе смутно, одолевают самые противоречивые чувства: печаль расставания, радостное нетерпение, опасение чего-то неизвестного. Все так перепутано, трудно. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения, воспитания ребёнка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов - детского сада и семьи.
Публикация «Проект „Неделя семьи в детском саду“» размещена в разделах
Практика показала, что у многих родителей есть устойчивое заблуждение, что готовность ребёнка к обучению в школе определяется сформированностью навыков чтения, счёта, письма.
Вот какие результаты опроса родителей будущих первоклассников на начальном этапе до проведения в ДОУ «Недели семьи». (по результатам анкетирования родителей приложение № 1)
1. Выражение «уметь учиться в школе» означало «знать и выполнять все правила школьной жизни». Но помимо этого некоторые родители считали и получение хороших оценок и послушание детей на уроках.
2. Родители считали, что в подготовке к школе ребёнка участвует детский сад и семья. Но в некоторых ответах звучало мнение, что они недостаточно ознакомлены работой детского сада по подготовке детей к школе.
3. Родители высказывали своё мнение о том, что при поступлении ребёнка в школу усилят требовательность и контроль (50%); возьмут на себя основную заботу о новых обязанностях ребёнка при поступлении в школу(50%).
4. 76% опрошенных родителей ответили, что у их детей есть желание учиться в школе. Но есть и мнение 24% опрошенных родителей, которые затрудняются ответить на этот вопрос.
5. Изучая активность родителей в подготовке своего ребёнка к школе выявилось, что50% родителей активно готовятся к поступлению своего ребёнка к школе. 38% опрошенных затрудняются ответить на этот вопрос. Но выявился 1 родитель, который совершенно не интересуется тем, что у ребёнка переходный период и совместно надо готовится к ней
6. Родители (большинство) интересуются литературой, которая помогла бы им и их детям подготовится к школе и к школьной жизни. В основном это книги и журналы, которые развивают у ребёнка психические качества (память, мышление, воображение). А так же журналы, в которых имеется консультация для родителей в помощь при подготовке ребёнка к школе.
Одной из актуальных проблем современного детского сада, семьи и школы является ежегодное ухудшение физического и психического здоровья детей. Бывает, иной раз и не совладаешь с собой, сорвешься (и всегда на самом близком человеке, а потом стыдишься себя, и от этого становится еще труднее. То перевозбуждение, то полная апатия, то хочется плакать, то не усидеть на месте, и все валится из рук. Вам знакомо это состояние? Тогда вы легче поймете ребенка, находящегося на важном этапе своей жизни: в промежутке между дошкольным и школьным детством. Как и мы, взрослые, дети 6— 7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: у них нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность. Потеря внутренней стабильности организма может сопровождаться расстройствами сна и аппетита, неожиданными скачками температуры, потерей веса. Могут появиться состояние тревоги, капризы, заостриться любые «шероховатости» характера: упрямство, не сосредоточенность, замкнутость, демонстративность и т. п. Ребенку трудно. И взрослым тоже непросто с ребенком, находящимся в состоянии жизненного кризиса, на перепутье целей, желаний, ожиданий.
Без выявления причин этих трудностей невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге физической и психической подготовки. Проблема стоит настолько остро, что важнейшим направлением работы в детском саду становиться физическая и психологическая готовность к школе детей, испытывающих трудности.
Поэтому одним из основных направлений физической и психологической готовности к школе является работа с родителями.
Помочь родителям из будущего-первоклассника: сделать образ настоящего школьника более содержательного, приближенного к тому, что его реально ожидает?
Проект «Неделя семьи в детском саду» разработана для того, чтобы предоставить родителям возможность учесть разные факторы готовности ребёнка к школе. Повысить эффективность взаимодействия с семьями воспитанников, достигнуть реального сотрудничества детского сада и семьи.
Направления работы с детьми и родителями по реализации проекта Неделя семьи в детском саду» представлены далее.
ЦЕЛЬ: предоставить родителям возможность учесть разные факторы готовности ребёнка к школе.
Задачи:
1. Изучить обеим сторонам (детского сада и семьи) воспитательные возможности - основные условия успешной социализации и воспитания ребёнка-школьника.
2. Установить партнёрские отношения с семьёй и повысить значимость детского сада в подготовке детей к школе.
3. Создать оптимально-комфортных условия для доверительного отношения.
Этапы реализации проекта :
1этап:
-создание научно- методологической базы для работы над темой;
-анкетирование родителей;
-привлечение родителей к организации и проведению «Недели семьи»;
-собеседования;
2этап:
-анализ анкет;
-оформление выставок творческих работ детей и их родителей по теме «Моя семья», по ручному труду «По замыслу»;
-анализ занятия проведенного родителями;
-итог семинара-практикума;
-поощрение родителей за активное участие в организации «Недели семьи»;
3 этап:
-совершенствование взаимодействия с семьями;
-формировать дружеский характер взаимодействия.
Модель взаимодействия
Неделя семьи в детском саду
Дни недели мероприятия
УТРО ВЕЧЕР
Понедельник 1. Анкетирование «Моё мнение о школьной жизни ребёнка» (Приложение№1)
Цель:
проанализировать особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребёнка.
2. Посещение занятия родителями по развитию речи.
Цель:
способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками, зарождению доверия; дать родителям опыт проведения занятия (подготовить родителей к проведению завтрашнего занятия).
3. Распределение обязанностей по подготовке проведения занятия между родителями (во вторник).
Цель:
способствовать формированию у родителей ответственности за обучение и подготовку детей к школе, значимости работы воспитателей. 1. Физкультурное занятие
Тема: Физкультура вместе с мамой и папой.
Цель:
1. Настроить на предстоящую совместную двигательно-игровую деятельность и подготовить организм к физическим нагрузкам;
2. Формировать умение выполнять физические упражнения в детско-родительской паре;
3. Восстановить дыхание; способствовать профилактике плоскостопия у детей; раскрепостить взрослых детей.
Материал:
Игрушки, «цветные верёвочки» (канаты); мягкие модули, мячи (по числу детей).
2. Обявление конкурса творческих работ по ИЗО «Моя семья» (семейная работа)
цель:
приобщать родителей к творческому процессу детей
Вторник 1. Мастер класс родителей будущих выпускников. Проведение занятия родителями по математике.
Цель:
приобщить к образовательному процессу родителей и умение распределять обязанности при проведении (подготовка демонстрационного, раздаточного материала);
поэтапное проведение занятий разными родителями. 1. Участие родителей на занятии по ручному труду.
Тема: «По замыслу»
Цель:
1. Учить использовать пластмассовые бутылки. Настроить на предстоящую соревновательную работу;
2. Формировать умение выполнять коллективную работу. Уметь оценивать работу родителей и работу детей.
3. Воспитывать аккуратность. Чувство коллективизма.
Материал:
пластмассовые бутылки, цветная бумага, клей, ножницы, шило,
Среда 1. Выставка совместных работ по ИЗО «Моя семья»
Цель:
- привлечение родителей и детей к выставке;
-Закреплять знание своей фамилии, имени и отчества родителей. Углублять представление о семье, её составе, близких родственниках, её традициях; формировать интерес к истории семьи и дома;
-Воспитывать любовь к семье, как ценности.
2. Анализ анкетирования (приложение №1).
Цель:
проанализировать особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребёнка. 1. Семинар-практикум. Подготовка детей к школе. По итогам диагностики на начало учебного года
Цель:
Дать родителям представление о диагностике в ДОУ;
Довести до родителей информацию по требованию к подготовке к школе.
Четверг Подбор игр родителями (на развитие мыши, памяти, внимания).
Подбор Литературы.
Цель:
заинтересовать родителей в помощи воспитателю по подготовке к родительскому собранию для практической части, деление опытом. 1. Познавательная викторина. «Весёлое азбуковедение»
Цель:
Вовлечь родителей в игровой диалог с детьми;
Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей.
2. Помощь родителями в оформлении озеленения группы.
Цель:
привлечь родителей в озеленении группы;
Создавать домашнюю обстановку в ДОУ.
Пятница 1. Подведение итогов.
2. Выставка работ:
-«Моя семья»
-Совместной работы по ручному труду
«По замыслу».
Цель:
выявить самых активных родителей в проведении «Недели семьи».
3. повторное анкетирование родителей «Моё мнение о школьной жизни ребёнка» (Приложение№1)
Цель:
проанализировать особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребёнка. 1. Групповое родительское собрание. (Приложение №2)
Подготовка родителей к школе.
Что такое готовность к школе Тренинг.
Цель:
1. Дать родителям понятие о том, что такое готовность ребёнка к школе.
2. Дать представление об индивидуально – типологических свойствах личности.
3. Определить влияние черт темперамента на готовность ребёнка в школе.
«Я слышу, я забываю
Я вижу, я запоминаю
Я делаю, я понимаю».
мнение родителей о школьной жизни ребёнка
выводы по анкете
Цель: проанализировать особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребёнка.
вопросы Результаты опроса
% До проведённой «недели семьи в д/с» % После проведённой «недели семьи в д/с»
1. Что лично для Вас означает выражение:
«Уметь учиться в школе»(нужное подчеркнуть, при необходимости дополните.)
1. Получать хорошие оценки.
2. Слушаться учителя и не шалить.
3. Знать и выполнять все правила школьной жизни.
4. ваше предложение
Выражение «уметь учиться в школе» означало «знать» и выполнять все правила школьной жизни. Но помимо этого некоторые родители считали и получение хороших оценок и послушание детей на уроках.
В ответах родителей появилось мнение о том, что дети не только должны уметь выполнять школьные правила, но и уметь быть больше самостоятельными, строить правильные отношения не только со сверстниками, но и учителем, с другими взрослыми
2. Считаете ли Вы, что определённую подготовку к школе ребё нок получает:
1. В детском саду?
Да,
нет,
2. В семье?
Да,
нет,
Родители считали, что в подготовке к школе ребёнка участвует детский сад и семья. Но в некоторых ответах звучало мнение, что они недостаточно ознакомлены работой детского сада по подготовке детей к школе.
Появилось полное доверие родителей к ДОУ как к образовательному учреждению, где идёт серьёзная работа по подготовке детей к школьному обучению
3. Когда ребёнок пойдёт в школу, Вы (нужное подчеркните)
1. Усилите требовательность и контроль?
2. Возьмёте на себя основную заботу о новых обязанностях ребёнка?
3. Как-то иначе проявите своё участие?
Родители высказывали своё мнение о том, что усилят требовательность и контроль(50%) возьмут на себя основную заботу о новых обязанностях ребёнка при поступлении в школу(50%).
Родители с большим вниманием стали относиться к проблеме личностно-социальной и эмоционально-волевой стороне готовности ребёнка при поступлении в школу
4. Есть ли у Вашего ребёнка желание узнавать новое и учиться в школе?
Да,
нет,
трудно сказать
76% опрошенных родителей ответили, что у их детей есть желание учиться в школе. Но есть и мнение 24% опрошенных родителей, которые затрудняются ответить на этот вопрос.
Мнение родителей не изменилось.
По устным опросам родителей выявилось, что у некоторых родителей по-прежнему недостаточно уверенности в своих детях.
5. Вы проявляете свою активность по подготовке к школе?
Да,
нет,
трудно сказать
Изучая активность родителей по подготовке своего ребёнка к школе выявилось, что50% родителей активно готовятся к поступлению своего ребёнка к школе. 38% опрошенных затрудняются ответить на этот вопрос. Но выявился 1 родитель, который совершенно не интересуется тем, что у ребёнка переходный период и совместно надо готовится к ней.
Родительская активность в подготовке своего ребёнка к школе повысилась
6. Попадалась ли Вам книга (статья) по подготовке ребёнка к школе, вызвавшая у Вас интерес?
Да,
нет,
не помню
Какая?
Чем заинтересовала?
Родители (большинство) интересуются литературой, которая помогла бы им и их детям подготовится к школе и к школьной жизни. В основном это книги и журналы, которые развивают у ребёнка психические качества (память, мышление, воображение). А так же журналы, в которых имеется консультация для родителей в помощь при подготовке ребёнка к школе.
У родителей повысился интерес к книгам и журналам в которых можно найти нужную информацию
- по подготовке ребёнка к школе
- рекомендации для родителей будущих выпускников
Графическое изменение мнения родителей о школьной жизни ребёнка (до и после проведённых мероприятий
Проводя мероприятие «Неделя семьи в детском саду» придерживаясь такого плана (ежедневного) можно добиться следующих результатов:
- уровень сформированности положительно насыщенного образа подготовки к школе у родителей значительно повысился.
- родители стали более активны, по-другому стали смотреть на проблему.
- В глазах родителей повысилась значимость работы детского сада в подготовке детей к школе.
Надеемся, что наш опыт поможет коллегам-практикам в совершенствовании взаимодействия с семьями с целью коррекции детско-родительских отношений, создания оптимально-комфортных условий для доверительных отношений.
ЛТЕРАТУРА:
1. Е. Ковалёва, Е Синицына «Готовим ребёнка к школе» М: «ЛИСТ» 2000г.
2. Управление ДОУ приложение «Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников» М :Творческий центр сфера 2006.
3. Управление ДОУ приложение «Родители и ДОУ» №4 2006г.
4. Журнал «Здоровье дошкольника» № 5 2008г.
5. Журнал «Дошкольное воспитание»№ 10 2006г.
6. Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева «Детский сад и семья»(методика работы с родителями) Издательство Мозаика- Синтез 2007г.
7. О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Родительские собрания в ДОУ» АЙРИС ПРЕСС М: 2007г.
8. Н. М. Метенова «Родительские собрания в детском саду» Ярославль.
9. Что должен знать руководитель ДОУ М: «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2002г.