Анна Стецко
Нейроигры для дошкольников в работе музыкального руководителя
МУЗЫКАЛЬНЫЕ НЕЙРОИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ С ТНР.
«Чтобы сделать ребёнка умным
и рассудительным, сделайте его
крепким и здоровым».
Ж. Ж. Руссо
Воспитание здорового и всесторонне развитого ребёнка остаётся наиболее актуальной проблемой в практике развития и воспитания, это говорит о необходимости поисков эффективных средств её реализации. В последние годы значительно увеличилось количество детей с тяжелыми
Публикация «Нейроигры для дошкольников в работе музыкального руководителя» размещена в разделах
нарушениями речи. Поэтому перед педагогами остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи. Особое внимание в коррекционной практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейро-кинезиологические методы предполагают дополнительную коррекцию
психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи, а также эмоциональноволевой сферы ребенка через движение.
Типичные затруднения у детей с ТНР.
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. У этих детей отмечается
нарушение восприятия: страдают пространственные представления, наблюдаются трудности в дифференциации понятий «слева», «справа», «между», «над», «под»;
нарушение внимания, а также ограниченные возможности его распределения;
развитие воображения у детей с тяжелыми нарушениями речи в значительной степени отстает от нормально развивающихся сверстников;
психическая деятельность характеризуется однообразием действий, медленным включением в работу, быстрой утомляемостью;
снижена вербальная память, то есть продуктивность запоминания мыслей и слов;
частая смена интересов, отсутствие наблюдательности, низкий темп деятельности, трудности в общении и установлении контактов с окружающими;
повышенная возбудимость, агрессия, повышенная застенчивость и пугливость.
Возраст 5-7 лет очень важен для развития мозговых структур.
Нейроигры и упражнения синхронизируют работу обоих полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника, вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую. Нейроигры оказывают благотворное влияние на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, процессов восприятия, пространственных представлений. Во время регулярных занятий происходит стабилизация эмоционального фона, раскрытие внутреннего потенциала ребёнка, повышение уровня самооценки.
Преимущества использования нейрогимнастики :
эмоциональная привлекательность;
многофункциональность;
игровая форма обучения;
формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
партнерского взаимодействия между
- ребенком и педагогом,
- ребенком и родителем,
- педагогом и родителем.
Работа с родителями
Нейроигры могут задействовать в своей работе не только специалисты коррекционного профиля и воспитатели, но и родители.
Можно ввести эти «мозговые тренировки» в ежедневное расписание ребенка в качестве утренней зарядки, чтобы у ребёнка выработалась привычка выполнять их на регулярной основе, ведь залог успеха — правильность выполнения и систематичность.
Упражнения можно выполнять не только дома, но и в общественном транспорте, на остановке и других общественных местах. Совместные занятия нейрогимнастикой поднимают настроение, улучшают самочувствие и сближают.
Любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Перед педагогом дошкольного образовательного учреждения стоит важная задача: заинтересовать родителей предстоящей работой по развитию детей при помощи нейроигр, сделать их союзниками в своей работе. Выбрать адекватные формы взаимодействия, которые помогут родителям повысить уровень компетентности по данному вопросу.
Формы работы с родителями :
Мастер – классы
Консультации
Папки - передвижки
Информация на сайте ДОУ, в родительской группе
Индивидуальные беседы
Методика организации работы с дошкольниками по использованию музыкальных нейроигр с детьми старшего дошкольного возраста.
Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения. Для этого в процессе обучения детей следует опираться на следующие принципы:
1. От простого к сложному:
предусмотрен переход от простых упражнений к более сложным. На первом этапе нейроигры проводятся сидя за столами, с фиксированным положением рук и ног, по показу педагога. Как только дети освоят основные нейрогимнастические упражнения, можно проводить нейрогимнастику под музыку, в сочетании с музыкально-ритмическими движениями. В дальнейшем можно добавить движения стоп, головы, языка, глаз, мимические движения мышц лица. На заключительном этапе можно выполнять нейрогимнастические упражнения на массажных ковриках. Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно. Чтобы дети не утрачивали интерес, упражнения можно комбинировать и менять местами. В одну тренировку не надо включать «все и сразу», 5-6 правильно выполненных заданий вполне достаточно.
2. Принцип индивидуализации
обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс. В зависимости от индивидуальных способностей ребенка следует постепенно усложнять задание – например, ускорить темп выполнения, добавлять более специфичные и интересные движения.
Для детей любого возраста проводить тренировки с упражнениями для мозга нужно так, чтобы им было весело и интересно. В этом случае у ребёнка не сформируется негативного отношения к процессу, а тренировки станут полезной привычкой.
Отдельно можно выделить следующие рекомендации и правила:
Заниматься нейроиграми с детьми следует каждый день, без
принуждения. Лучше сделать 1-2 упражнения каждый день, чем раз
в неделю, но сразу 10 подряд.
Длительность комплекса не должна превышать 5-7 минут, особенно для неподготовленного ребёнка, который может быстро устать.
Не стоит выбирать одно место для нейроигр. Поддерживать интерес к занятию позволит частая смена локации (в групповой, в умывальной, в раздевалке, на прогулке). Плюс в том, что ребёнок может выполнять простейшие упражнения вне зависимости от места или времени.
Длительность тренировки и её «наполнение» следует усложнять
постепенно. В зависимости от общих способностей ребёнка и его потребностей можно ускорять темп движений, менять действия местами, комбинировать. В один комплекс лучше включить 5-6 движений. Главное — качество, а не продолжительность и количество.
5. Упражнения можно проводить в положении стоя или сидя за столом.
6. Перед изучением каждого нового упражнения взрослый должен
повторить движения сам, а затем проконтролировать повторяющие
действия ребёнка, чтобы избежать ошибок.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ