Любовь Сахнова
Нейропсихологические технологии по методике С. Ю. Шишковой «Буквограмма» в работе с дошкольниками по подготовке к школе
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Только при гармоничном развитии ребенок закричит: «Ура! В школу!». Так хочется, чтобы этот лозунг оправдал себя, и ребенок с удовольствием шел на уроки и был успешным. Как избежать проблем, ведь сегодня предъявляются очень высокие требования к организации воспитания и обучения? Ответ один –искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, в соответствие с требованиями современной жизни.
Публикация «Нейропсихологические технологии по методике С, Ю, Шишковой „Буквограмма“ в работе с дошкольниками по подготовке к школе» размещена в разделах
В поисках новых психологических приемов необходимо более углубленно изучать детскую нейропсихологию, тогда и ответы на вопросы, что нужно как можно раньше предпринять, чтобы избежать проблем, станут очевидными.
Дело в том, что у современных детей все чаще встречаются: нарушения внутриутробного развития; вспомогательные манипуляции в родах, ЭКО; искусственное вскармливание; тяжелые заболевания в первый год жизни; ребенок избирательно питается и т. д. На фоне неблагоприятной экологии и наследственности ребенок еще в утробе матери развивается по-своему. Дальше он растет в окружении: гаджетов, перегруженного восприятия (слишком динамичные мультфильмы, шум и т. п., дефицита внимания, несформированной эмоциональной сферы. Добавьте к этому современных «помощников» родителей, которые часто лишают детей важных этапов развития, например, именно ползание определяет моторное развитие и формирование когнитивной функции; подвижные и ролевые игры со сверстниками учат общаться и принимать правила, тренируют внимание и память; веселые игры с родителями и колыбельные на ночь развивают эмоциональную сферу, а с ней – и психическое здоровье. А мы покупаем ходунки, не пускаем во двор – опасно, включаем аудиосказки. В итоге получаем школьников, у которых возникают проблемы не только с обучением, но поведением и мотивацией. Такие дети медлительны или, наоборот, слишком активны; они легко отвлекаются, «ленятся», не интересуются учебой. У них сложности с чтением, письмом и счетом. И это лишь малая часть проблем. Можно сожалеть: «дети уже не те» и пытаться их «исправить» привычными методами. Но успеха не будет, потому что мир формирует нынешних детей по-новому: их мозг, мышление, восприятие кардинально отличаются от наших. Это не значит, что они лучше или хуже. Они другие. Поэтому часто на практике мы сталкиваемся со сложностями, при которых стандартные подходы коррекции не работают.
В большинстве случаев корень проблемы – в незрелости структур мозга. Например, чтение или письмо – это ведь сложный психический процесс, в котором задействованы память и внимание, воображение и мышление, т. е. требуется координированная работа многих участков головного мозга. Чтобы наладить их работу для дальнейшей успешной учебы и жизни в целом, нужны нейропсихологические инструменты. Именно они позволяют определить, в каком отделе мозга произошел «сбой», и поработать с причиной проблемы определенными упражнениями, а не её следствием («плохой» почерк, дискалькулия, нежелание учиться и т. п.).
Так, начинать подготовку к чтению и письму нужно не позднее 3 лет: развивать мелкую моторику, фонематический слух и т. д. Начинать готовить ребенка к школе, учитывая индивидуальные особенности, можно с 5 лет. Даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.
При наличии вышеперечисленных признаков и проблем у детей, а также: если ребенок левша, пребывает в логопедической группе, есть проблемы с памятью и вниманием, то данная методика С. Ю. Шишковой «Буквограмма» не только подходит, но и просто необходима для занятий с ним, т. е. это прекрасная возможность для эффективной коррекции трудностей.
Итак, данная методика представляет собой последовательную систему занятий, используемые нейропсихологические приемы и упражнения, направлены на: активизацию работы головного мозга и межполушарных связей, сенсомоторное развитие, формирование письменной и устной речи, также позволяют проработать такие проблемы, как рассеянное внимание, незрелость нервной системы, слабые процессы саморегуляции и произвольного контроля, трудности в запоминании, пространственной ориентации и двигательной сферы. Итогом применения методики является комплексное улучшение работы всех отделов головного мозга и гармоничное развитие ребенка в целом.
Основные принципы организации занятий с ребенком:
1. Принцип игровой деятельности. Все занятия нужно проводить в виде игры, при этом разделять на определенные блоки и выполнять их в определенной последовательности.
2. Принцип нагрузки (постепенный, но неукоснительный). Всегда начинайте выполнять любые упражнения медленно и непродолжительно, постепенно увеличивайте скорость, и только потом продолжительность занятия, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка, желательно ежедневно. Ведь именно последовательность и регулярность помогают ребенку гармонично развиваться, справляться с различными сложностями, отклонениями, несформированностями в физическом и психическом развитии. Эти приемы комплексно готовят ребенка к обучению в школе.
Итак, перед тем как начать занятия по методике необходимо уделить особое внимание формированию пространственных представлений, связанных с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом)– одно из важнейших условий дальнейших успехов ребенка. Базовой и наиболее естественной системой ориентации является схема тела. Здесь нужно пользоваться всем богатым арсеналом внешних опор, маркеров, которые заставили бы ребенка буквально убедиться в том, что существует правая и левая сторона, верх и низ, и это неизменно. Например, прием маркировки левой руки с помощью цветной ленточки, браслета и т. п. Таким образом, вы даете ребенку прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством – ведь представление о нем строится вначале из наблюдений за собственным телом, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления. Только после того, как ребенок хорошо освоил внешнее пространство, переходим к освоению пространства на листе.
Как же эффективно применять данную методику в работе, в какой последовательности лучше выполнять упражнения?
Итак, обучающий блок состоит из нескольких обучающих этапов, представленных отдельными заданиями, текстами и контрольными упражнениями:1. работа с дыханием; 2. глазодвигательные упражнения; 3. упражнения на координацию движений, сенсомоторную коррекцию; 4. нейро-упражнения, направленные на активизацию работы головного мозга, межполушарное взаимодействие; 5. упражнения на развитие фонематического слуха, внимания, мышления, памяти ребенка; 6. упражнения на буквы (цифры, направленные на формирование письменной и устной речи; 7. чтение вслух (3мин.) соответствующую возрасту вашего ребенка книгу и резюмирование.
А теперь разберем каждый пункт.
1. Работа с дыханием - важнейший элемент гармоничного развития ребенка.
У детей дошкольного возраста дыхание, как правило, бывает неравномерным. При нормальном дыхании вдох короче выдоха, и именно такой ритм благотворно действует на нервную систему, происходит обогащение кислородом головного мозга, массаж органов брюшной полости; правильное дыхание улучшает самочувствие, успокаивает и усиливает концентрацию внимания, а также способствует формированию у детей базовых составляющих произвольной саморегуляции (это 3-й блог головного мозга, лобные доли, начинает свое развитие с 4-х лет и активно развивается, является доминирующим с 7 до 14 лет). Поэтому в начале всех занятий необходимо уделить большое внимание выработке правильного дыхания. Важно в раннем возрасте научить ребенка правильно дышать. Для этого обязательно совмещайте дыхательные упражнения с двигательными (например, вдох-поднять правую руку и ногу вверх, выдох-опустить медленно их в исходное положение). Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно. Помните! Решение любых проблем, связанных с речью ребенка, всегда начинайте с отработки правильного дыхания.
Вариантов дыхательных упражнений множество, с применением перышка, воздушного шарика, свистка, дудочки и т. п. – используйте различные виды упражнений, где ребенок может увидеть процесс дыхания. Самое важное, чтобы ребенок делал вдох носом и делал не быстрый и сильный выдох, а длинный, медленный, постепенный – именно такой прием укрепляет нервную систему и помогает подготовить ребенка к навыкам саморегуляции.
Конечно же вы знакомы с дыхательной гимнастикой по Стрельниковой и Бутейко. Важно, в работе с дыханием применять и то и другое.
Дыхательные упражнения возможно совмещать с элементами самомассажа, способствующим повышению уровня психической активности ребенка, например, массировать себе ушные раковины или растирать ладони и прикладывать их к глазам для снятия напряжения.
2. Глазодвигательные упражнения очень важны в методике, оказывают благотворное влияние на задние отделы головного мозга, затылочные отделы, а также на 2-й блок головного мозга (это самооценка и все виды памяти, т. е. прием, переработка и хранение информации, полностью формируется к 7-ми годам).
Правильная работа глаз – это один из важных факторов, влияющих на хорошую успеваемость в школе. Именно натренированные глазные мышцы помогут ребенку удерживать внимание как в тетради, учебнике, так и на доске.
Варианты глазодвигательных упражнений:
1. Посадите ребенка на стул (чтобы спина была прямая). Возьмите игрушку или маркер с ярким колпачком, размером примерно размером 2–4 см. На расстоянии примерно 25 см от глаз ребенка на уровне линии перемещайте объект вправо-влево, затем вверх-вниз, затем от ребенка, потом к переносице и обратно в исходное положение, фиксируйте положение перемещаемого объекта в крайних точках на 30 сек. Делайте по 2–6 повторов.
Обратите внимание, чтобы ребенок не поворачивал голову, а только водил глазами. Если выполнение этого упражнения вызывает у ребенка затруднение, то необходимо срочно обратиться к офтальмологу с жалобой на то, что ребенку сложно следить за предметом, и подробно описать, в чем проявляются сложности.
2. Положите ребенка на пол (на коврик). Сядьте рядом и выполняйте с ним глазодвигательные упражнения, как написано выше. Позиция лежа помогает ребенку снять напряжение с мышц шеи и воротниковой зоны и при этом не поворачивать голову, следя за объектом.
3. Выберите удобную позицию (сидя или лежа) и проводите по 1 подходу влево-вправо, вверх-вниз, от себя – к себе – от себя. Используйте три расстояния от глаз ребенка: 10 см, 25 см, 40 см.
4. Дайте ребенку игрушку, которой он будет водить перед глазами и следить за ней. Этот вариант можете периодически включать в занятие – детям нравится самостоятельно выполнять упражнения. Также возможно выполнение упражнения в парах.
3. Упражнения на координацию движений. Изучая связи между мозгом и телом, ученые во всем мире приходят к одному выводу: движение побуждает и активизирует многие умственные способности. Важно, что такие упражнения активизируют все функциональные блоки головного мозга, развивают крупную и мелкую моторику, произвольное внимание, самоконтроль, межполушарное взаимодействие и навыки моторного планирования. Очень полезны для развития у детей усидчивости и внимательности. Варианты упражнений на координацию движений: «Перекрестные шаги», «Шаги на четвереньках. Прямой и перекрестный ход вперед-назад»; «Качели», «Лодочка», «Бревнышко» и т. д.
Помните! Главное – не количество проведенных упражнений, а правильность их выполнения.
4. Нейро-упражнения, способствующие гармоничному развитию двухполушарного мышления, развитию умственных способностей, улучшению самоконтроля, памяти и внимания, а также снятию стресса и усталости.
Результаты научных исследований показали, что трудности первоклассников в усвоении чтения и письма обусловлены недостаточным по возрасту уровнем развития левого полушария, а гиперфункция правого препятствует развитию логико-аналитических способностей. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, поэтому полноценное его развитие в дошкольном возрасте-одно из условий успешного развития и обучения ребенка в школе. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развивать через нейро-упражнения.
В настоящее время таких упражнений превеликое множество, выбирайте несложные упражнения, в соответствии с возрастными особенностями детей и преследуемыми целями их применения. Сегодня этот метод успешно используется при работе как с детьми, так и со взрослыми. Положительные результаты заметны практически сразу и имеют эффект накапливания.
5. Упражнения на развитие фонематического слуха, внимания, мышления, памяти ребенка. У каждого практикующего психолога свои применяемые методики, приемы, техники. Главное здесь–использовать такие, которые влияют на положительную динамику формирования психических процессов и общее гармоничное развитие детей.
6. Изучение букв (цифр) по методике, которое проходит через написание символа на лице - это и является основной особенностью методики.
Важно! Буквы в методике изучаются не в алфавитном порядке, а по системе восприятия модели написания буквы. Учите постепенно ребенка искать схожесть и принцип построения буквенного значка.
Все занятия интересные и выполняются в виде игры. Называются они «Истории про букву…». Вы можете взять предложенные в методике истории или сочинить свои. Побуждайте ребенка к созданию своих историй про буквы.
Все упражнения с буквами выполняются в следующих вариантах:
Первый вариант: ребенок внимательно смотрит, как упражнение выполняет наставник (взрослый показывает на себе).
Обучение буквам начинается с показа на лице точек, которые внешне не обозначены, но, если их найти, они чувствительны, это 2 подчелюстные и 2 лобные точки.
Ладонями показываем верх и низ лица – это ширина строки, в которую вписываем букву, или высота буквы; правую и левую границу лица – это границы буквы, ширина буквы.
Указательным пальцем от верхней правой точки на лбу пишем букву «О» (показ). Буква должна быть вписана в лицо и границы. Точка начала написания является точкой окончания написания буквы.
Важно! Старайтесь объяснить ребенку, что нужно сделать и как. Развивайте у ребенка аудиальную память и восприятие. И только если после объяснений у ребенка не получается правильно выполнить задание, покажите ему, как надо сделать, оказав физическую подсказку.
Второй вариант: ребенок пробует сделать самостоятельно то же самое упражнение (показывает на себе) : 1) без зеркала; 2) перед зеркалом. Повторяем до тех пор, пока ребенок не начнет легко, быстро и правильно выполнять упражнение.
Третий вариант: ребенок рисует пальцем перед собой букву на расстоянии согнутой в локте руки. Объясните ему, что он рисует букву на воображаемом экране размером с лицо.
Важно! Следите, чтобы ребенок рисовал букву прямо перед собой и не отклонялся в сторону. В данном варианте можно использовать зеркало – ребенок рисует букву на своем отражении.
Четвертый вариант: ребенок рисует пальцем перед собой букву на расстоянии согнутой в локте руки. Объясните ему, что он рисует букву на воображаемом экране ( возможны экраны разных размеров: 10 см; 5 см; 2 см; 1 см).
Важно! Следите за тем, чтобы ребенок соблюдал центральное расположение буквы и указательный палец руки, которым ребенок выполняет упражнение, был прямой, а 1, 3, 4, 5 пальцы – плотно сжаты. Указательный палец, это наша ручка, а ручка согнутой, кривой, вялой быть не может. Однако пальчики у детей устают, поэтому обязательно нужно делать пальчиковую гимнастику, массаж рук.
Пятый вариант: ребёнок делает упражнение на схеме лица, которая подготовлена в виде карточки (на схеме № 1 и схеме № 2) карандашом или ручкой с гранями, специально подготавливающими руку к письму (на ламинированном образце –маркерами).
Правила использования карточек.
Разберите всю информацию, связанную с буквой :
1. какая по порядку данная буква в алфавите;
2. расскажите, что это печатная буква;
3. какой она обозначает звук (согласный или гласный);
4. прочитайте слово на данную букву (предложите ребенку самому придумать слова, где используется изучаемая буква);
5. разберите написание буквы на карточке (обязательно проговорите, какие используются линии: вертикальные, горизонтальные, диагонали, овалы, полуовалы,
6. ребенок несколько (3–6) раз пишет данную букву на карточке.
Очень важно! провести все пять вариантов написания буквы, где последовательно работают мышцы плеча, предплечья, локтя, кисти. Таким образом формируется двигательная память на перекодировку звука в значок.
Шестой вариант: переходим на бумагу: ребенок пишет букву ручкой на листе бумаги форматом А4, который лежит горизонтально. Буква пишется на всю высоту листа, начинается с верхней правой точки. Затем лист складывается пополам по горизонтальной линии, и ребенок снова пишет букву, только меньшей высоты и т. д. Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого складывает лист, таким образом уменьшая высоту буквы.
Седьмой вариант: ребенок работает с разными текстами, где ищет изучаемую букву, а затем пишет ее на листе в клетку. Затем следует написание небольших слов из изученных букв (последовательность действий такая же, как при написании буквы) на схеме №2 и на бумаге.
7. Ежедневно в конце занятия читайте вслух 3мин. соответствующую возрасту вашего ребенка книгу (помните, чем младше ребенок, тем короче сказка и тем больше повторов в ней должно быть). Чтение должно быть интересным. Детям нравится, когда им читают одну и ту же полюбившуюся сказку по нескольку раз. В конце спрашивайте, о чем прочитанная история, что ему понравилось и т. д. Развивайте интерес и любовь к чтению.
Во время занятия обращайте особое внимание на эмоциональность; концентрацию, переключаемость и устойчивость внимания; желательно вести дневник наблюдений, где вы будете регистрировать успехи ребенка и трудности, возникающие при выполнении заданий, а также его общее развитие. Научите ребенка самостоятельно отмечать свои успехи (и недоработки). Это очень важный момент – уметь видеть свои положительные результаты. Поощряйте ребенка, это может быть какой-нибудь наклейка, смайлик, совместное действие или игра и т. п. Очень важно, чтобы поощрение не носило характер условия: «Если сделаешь то-то, тогда…» Во многих отношениях поощрение становится действенным, когда оно неожиданно для ребенка, как сюрприз.
Помните! В процессе обучения нет мелочей! Проявляйте при этом гибкость, создайте ребенку условия, необходимые для обучения.
Доказано, что применение методики «Буквограмма» дает хорошие результаты в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Так, при помощи приемов АВА-терапии использую нейропсихологические технологии данной методики в обучении ребенка с расстройствами аутистического спектра буквам и цифрам. Для достижения лучшего результата занятий, родителям необходимо с детьми дома выполнять упражнения методики, пусть меньше по времени, не переутомляя ребенка, главное – ежедневно по разработанным педагогом-психологом рекомендациям. Методика тем и удивительна, что она может применяться родителями, если знать принципы и уметь правильно, и последовательно использовать ее приемы.
В заключение следует отметить, что применение мною нейропсихологических технологий по методике «Буквограмма» в работе с детьми, как нормотипичных, так и с ограниченными возможностями здоровья доказала уже свою эффективность, главное, на протяжении всего периода работа должна быть систематической, комплексной и индивидуализированной.