Светлана Чухарева
Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Нейропсихология – это самостоятельная наука, находящаяся на стыке теоретической психологии и клинической неврологии. Она охватывает как общие проблемы организации высших психических функций, так и практические медицинские аспекты в области топической неврологической диагностики, клинической психологии, дефектологии и пр.
Кинезиология — это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.
Публикация «Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это несформированность всех сторон речи (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока) у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.
Проанализировав исследования различных ученых (У. В. Ульянкова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.) можно выделить специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с ТНР. Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи - это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии, что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности.
У них отмечаются следующие особенности в психическом развитии: сниженный уровень концентрации внимания, рассеянность, неустойчивость; ограниченный объем запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации; неравномерность развития видов мышления (наиболее значительно выражается отставание в словесно-логическом мышлении); несформированность мыслительных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения. Речь состоит преимущественно из существительных и глаголов; наблюдаются трудности в использовании и подборе антонимов и синонимов; отмечается ограниченный словарный запас; допуск ошибок при изложении логической последовательности событий. Наряду с речевыми нарушениями, у детей есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, наблюдается моторная неловкость.
Нейропсихологические методы не только являются важнейшими инструментами распознавания тонких нарушений гнозиса, праксиса, речи и других высших психических функций, но и позволяют с большой степенью точности определить связь этих расстройств с конкретными корковыми зонами. Использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу. Поэтому, я включаю в логопедическую практику нейропсихологические методы коррекции речи.
Речь, как и любая другая ВПФ осуществляется при участии трех основных блоков головного мозга: 1. Энергетический блок. 2. Блок приема, переработки и хранения информации. 3. Блок программирования, регуляции и контроля. Для правильного развития речи и других ВПФ очень важна согласованная работа всех трех блоков, а также согласованная работа левого и правого полушарий. Иначе при недостаточном развитии одного из них у ребенка могут возникать трудности в обучении, в том числе в освоения письменной речи.
Если межполушарное взаимодействие не сформировано у ребенка происходит неправильная обработка информации, что в дальнейшем ведет к сложности в обучении. Одним из универсальных методов развития межполушарного взаимодействия является наука– кинезиология. Кинезиология — это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения улучшают мыслительную деятельность ребенка, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания. Упражнения надо выполнять ежедневно, продолжительность занятия зависит от возраста.
Игры на развитие межполушарного взаимодействия целесообразно использовать в начале занятия, т. к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии.
Вот примеры некоторых нейропсихологических игр и упражнений, которые я использую в логопедической работе :
Игра «Попробуй повтори»
Материал: деревянные фигурки жестов.
Инструкция: воспроизведи положение рук или позу, которую видишь на фигурке.
Игра «Собери и разложи все шарики»
Материал: 4 – 6 стаканов и множество шариков основных цветов.
Инструкция: Сложи шарики в стакан такого же цвета правой, а затем левой рукой.
(При необходимости проговаривая заданные слоги. Автоматизация звука.).
«Межполушарная доска»
Инструкция: двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук «Р»
(или любой автоматизируемый звук).
– Упражнение «Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. Это упражнение можно использовать для автоматизации звуков в слогах. ( Инструкция: соединяй большие пальцы с остальными и произноси слог РА (или цепочку слогов РА-РО-РУ-РЫ).
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь». Эту игру можно использовать для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков. Инструкция: если услышишь [Л] — ставь кулак, звук [ЛЬ] — ставь ладонь. 2 вариант: звук [Ш] — кулак, звук [Ж] - ребро, звук [Ч] — ладонь.
Одним из методов двигательной нейропсихологической коррекции является мозжечковая стимуляция. Она помогает развивать когнитивные функции, улучшая способ передачи информации между различными сенсорными зонами в мозге, все из которых основаны на чувстве равновесии, баланса. Все действия мозжечковой стимуляции происходят на аналоге специально разработанной доске Бильгоу. Стоя на балансировочной доске ребенок выполняет задания логопеда, обмениваясь мячом, называет речевой материал по автоматизации закрепляемого слова или речевой материал по лексико-тематическим циклам.
Благодаря использованию на индивидуальных и подгрупповых занятиях нейропсихологических приемов, в организме ребенка происходит положительные структурные изменения, которые способствуют развитию силы, равновесия, подвижности, а пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Таким образом, использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.