Получи документы

Нейроритмика как средство коррекции тяжелых нарушений речи

Ольга Бычихина
Нейроритмика как средство коррекции тяжелых нарушений речи
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление на РМО учителей-логопедов

Нейроритмика как средство коррекции тяжелых нарушений речи.

3Слайд. На сегодняшний день все больше появляется детей с задержкой речевого и психического развития, с речевыми нарушениями, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие, они плохо переключаются с одного движения на другое. Почему же наблюдается такая ситуация?

Публикация «Нейроритмика как средство коррекции тяжелых нарушений речи» размещена в разделах

Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей. Но еще одна немаловажная причина, на мой взгляд, это малоподвижный образ жизни наших детей. Недостаточность физической активности ведет к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей.

Что же с этим делать? Это подтолкнуло меня к поиску нетрадиционных методов и приемов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня я познакомлю вас с одним из таких методов, который активно использую в своей работе. Он позволяет скорректировать вышеперечисленные состояния и благоприятно повлиять на мозговую деятельность. Давно известен тот факт, что речевая функция имеет тесную связь с общей двигательной системой организма. При этом, нельзя забывать о том, что ключевой мотив любого ребенка в освоении новых знаний – это интерес. Именно по этой причине высокой эффективностью в улучшении речевых навыков, а также общего развития ребенка, обладает комплексная методика под названием нейроритмика. О ней и пойдет речь в данной статье.

4. Слайд. Что же такое нейроритмика? Это комплекс музыкально-двигательных и речевых упражнений творческого характера, которые способствуют улучшению разговорных навыков, ритмики, крупной и мелкой моторики, а также развитию интеллектуальных способностей и творческого начала.

Основополагающий принцип проведения занятий - взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия. Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально - насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослого, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.

5 Слайд. Выделяют 4 базовых упражнения, назовём их «звучащие жесты» :

Хлопки;

Шлепки по коленям;

Шлепки по плечам или груди;

Топотушки.

Не забываем про кинезиологические упражнения, помогающие сбалансировано развивать оба полушария головного мозга.

6 Слайд. На игровых занятиях обязательно используются яркие, необычные атрибуты: ложки - погремушки, деревянные палочки - стучалочки, пластмассовые стаканчики, шарики Су Джок, яркие таблеточки - гремелочки, колокольчики и другие мелкие предметы, что дает дополнительные возможности для сенсорной стимуляции.

Нейроритмика включает в себя игры на освоение телесного пространства, работу над чувством ритма, развитием координации и переключения с одного действия на другое. Удобно и то, что проводить тренировки можно практически в любое время без привязки к месту. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т. д.

7 Слайд. Нейроритмика включает в себя нейроигры и упражнения для развития ритмической работы мозга у дошкольников, работу над чувством ритма, развитием координации и переключения с одного действия на другое.

Нейроритмика – это специальные игровые комплексы, помогающие ребенку решать следующие задачи:

- ребёнок учиться чувствовать пространство, свое тело;

- развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука);

- формируется правильное взаимодействие ног и рук;

- ребёнок учится последовательно выполнять действия;

- развивается слуховое и зрительное внимание.

Преимущества использования нейроритмики :

- игровая форма обучения;

- эмоциональная привлекательность;

- многофункциональность;

- автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;

- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

- формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;

- активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.

8 Слайд. Ритм - обязательная составляющая музыки.

Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну и т. д. В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.

Что же такое ритм?

Ритм - это равномерное чередование каких-либо (звуковых, двигательных и т. п.) элементов, присущее действию, течению, развитию чего-либо. Развитое чувство ритма способствует более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка, оно помогает координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит артикуляция, плавность и чёткость речи. Хорошо развитое чувство ритма создает базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи :

слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, ритмичной организации речедвигательного акта, интонационной выразительности речи.

Работа над ритмом является одним из важных направлений коррекции в процессе преодоления речевых нарушений у детей, т. к. у дошкольников часто наблюдается общая моторная неловкость, их движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость.

Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным.

9 Слайд. Представленные ниже игры и упражнения способствуют развитию не только чувства ритма, но и слухового восприятия, зрительной и моторной памяти, внимания, переключаемости, совершенствуют координацию и согласованность движений, межполушарное взаимодействие.

Использовать данные игры можно как в свободной деятельности детей, так и непосредственно на занятиях индивидуальных, подгрупповых, фронтальных, как организационный момент или физкультминутку.

Нейроигры рекомендуется проводить под музыку.

Что же входит в такое емкое понятие, как нейроигра?

Я вам сегодня расскажу о некоторых видах нейроигр.

10 Слайд.

Это:

- «Разноцветные дорожки»;

- «Нейролабиринты»;

- «Нейротаблицы»;

- «Кулак, ребро, ладонь»;

- Тренажер «Мемори»;

- Ритмодекламация;

- Ритмические игры на стакане;

- Ритмические игры с мячиками;

- Классики.

11Слайд. «Разноцветные дорожки».

Цель: развивать межполушарное взаимодействие, автоматизация поставленных звуков, изолированно, в слогах, словах, произносить автоматизируемый звук в определенном ритме.

Ребенку предлагается лист с разноцветными кружками-дорожками, просим ребенка выбрать цвет дорожки, по которой он хочет пройти, располагаем указательные пальцы обеих рук на выбранных дорожках и двигаемся вниз, можно вверх и произносим автоматизируемый звук.

12 Слайд. «Нейролабиринты»

Цель: развивать межполушарные взаимосвязи, автоматизировать вызванные звуки.

Предлагаем ребенку листы с лабиринтами, просим расположить указательные пальцы обеих рук на дорожках, проводить пальцами по дорожкам, произносить автоматизируемый звук.

13 Слайд. «Кулак, ребро, ладонь»

Цель: развивать слуховую и зрительную память синхронную работу верхних конечностей и концентрацию внимания.

Выполнение похожих действий двумя руками одновременно. Например, сжать кулак, поставить руку ребром на стол, а затем ладонью вниз. Повторять несколько раз, сначала попеременно, затем обеими руками одновременно.

14 Слайд. Упражнение «Нейротаблица».

Цель: формировать умение переключать внимание, умение слушать и держать темп.

Ребенку предлагается таблица с картинками, педагог показывает картинку, ребенок должен выполнить определенное движение. Затем проводится игра, без предъявления картинки, ребенок на слух должен определить нужное движение. (Каждая картинка, соответствует определенному движению.)

15 Слайд. «Ритмодекламация».

Это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме.

Цель: развивать музыкальный, поэтический слух, чувство слова, воображение

Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы, шумовых инструментов, деревянных ложек, морских камешков, камешков марблс.) Может сопровождаться разными движениями, что помогает детям тесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма, речи.

Ритмодекламацию еще называют «музыкальной речью».

Ритмодекламация «Котик» с камешками марблс.

16 Слайд. «Ритмические игры на стакане».

Цель: развивать чувство ритма, умение слышать музыку, внимание, память, мелкую моторику рук, фантазию.

Игра на стакане универсальна - ее можно использовать в совместной деятельности с детьми в любых режимных моментах, а также на занятиях, досугах и даже на прогулке с использованием стола. Начинать нужно с самых простых движений, затем постепенно усложнять. Например, хлопаем в ладоши, берем стакан правой рукой и отдаем соседу. Игра поводится с музыкальным сопровождением («Жили у бабуси», «Кукушка» китайская песня, и другие.)

17 Слайд. Ритмическая игра с цветными полями «Повтори ритм».

Цель: развивать ритмический слух и внимание, соблюдать четкий ритм, темп.

На столе в линию располагаем цветные листы разных цветов, можно диски, можно использовать тарелки, 4 штуки (красный, желтый, зеленый, синий.) Пустой лист-пауза, разводим руки в стороны, кубик - хлопок в ладоши, прямоугольник – шлепок по столу. Постепенно задание усложняется, добавляем предметы на игровое поле, тем самым увеличивая количество движений. Игра проводится под музыку (Китайская песня «Кукушка».)

18 Слайд. Тренажер «Мемори».

Цель: тренировать визуальную память детей, развивать внимание, образное и логическое мышление.

Перед взрослым на полу на полу лежат 4 цветных диска. Напротив, перед ребенком такой же набор дисков. Взрослый начинает игру первым, показывая ребенку движения ногами по дискам (переступает по дискам разного цвета.) Ребенок повторяет заданный рисунок. Когда у ребенка появится опыт, место педагога может занять ребенок.

19 Слайд. «Ритмические игры с мячиками».

Цель: развивать умение передавать мячик друг другу, формировать память внимание, слух.

Вариантов игр с мячиками очень много. Например: 1. Дети стоят по кругу. У каждого в правой руке мячик. Руки вытянуты вперед. Из правой руки передаем мячик соседу справа в левую руку.

2. Из левой руки перекладываем мяч в свою правую руку. Можно сопровождать словами: «Отдай, переложи…»

«Классики», «Латинские классики»

Цель: развивать глазомер, чувство равновесия, формировать координацию движений, темп, ритм.

Для игры в классики подбирается музыкальный материал ритмичной музыки. Это могут детские песни, современные, зарубежные. Главное, чтобы музыка была ритмичной.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры словДидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов учитель-логопед МАДОУ детский сад №15 «Солнышко» Ворошилова.

Дидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речиДидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речи Дидактическое пособие «Овощи-Фрукты» для развития зрительного восприятия и коррекции нарушений речи В повседневной работе дефектолога.

Гимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зренияГимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зрения Всемирный день зрения отмечается во второй четверг октября по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Эта дата отмечена.

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Познавательные игры с использованием Bee-boot робот-пчелки в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗПознавательные игры с использованием Bee-boot робот-пчелки в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей, и это не исключает ту категорию детей,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейроритмика как средство коррекции тяжелых нарушений речи
Опубликовано: 17 марта 2023 в 19:01
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нейроритмика как средство коррекции тяжелых нарушений речи» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бычихина (УИ 1485003) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД