Получи документы

Некоторые аспекты изучения личности ребёнка

Анжелла Суанова
Некоторые аспекты изучения личности ребёнка

В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических философских и психологических концепциях личность — это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества. При всем многообразии подходов к пониманию личности традиционно выделяются следующие аспекты этой проблемы :

1) многогранность феноменологии личности, отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собственной жизни;

Публикация «Некоторые аспекты изучения личности ребёнка» размещена в разделах

2) междисциплинарный статус проблемы личности, находящейся в сфере изучения общественных и естественных наук;

3) зависимость понимания личности от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития;

4) несовпадение проявлений индивида, личности и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений современного человекознания;

5) разведение исследовательской установки, ориентирующей специалиста на понимание развития личности в природе и обществе, и практической установки, направленной на формирование или коррекцию личности в соответствии с целями, заданными обществом или поставленными обратившимся к специалисту конкретным человеком.

Формирующиеся в ходе развития способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых. Деятельность ребенка всегда опосредована взрослыми, направляется ими (в соответствии с их представлениями о должном воспитании и педагогическими умениями). Опираясь на то, чем ребенок уже обладает, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности и новыми формами поведения.

В раннем детском возрасте развитие личности осуществляется преимущественно в семье и зависит от принятой в ней тактики воспитания, от того, что в ней преобладает - сотрудничество, доброжелательность и взаимопонимание или же нетерпимость, грубость, окрик, наказание. В результате воспитания и общения складывается личность ребенка либо как нежного, заботливого, не боящегося признать свои ошибки или оплошности, открытого, не уклоняющегося от ответственности маленького человека, либо как трусливого, ленивого, жадного, капризного маленького себялюбца.

Проводимая в РФ с середины 1980-х гг. работа по обновлению системы образования предполагает развитие личности ребенка, подростка, юноши, демократизацию и гуманизацию учебно-воспитательного процесса во всех типах учебных заведений. Таким образом, происходит изменение цели воспитания и обучения, в качестве которой выступает не совокупность знаний, умений и навыков, а свободное развитие личности человека. Знания, умения и навыки сохраняют свое исключительно важное значение, но уже не как цель, а как средство достижения цели. В этих условиях на первый план выступает задача формирования базовой культуры личности, которая позволила бы устранить в структуре личности противоречия между технической и гуманитарной культурой, преодолеть отчуждение человека от политики и обеспечить его деятельное включение в новые социально-экономические условия жизни общества. Осуществление этих задач предполагает формирование культуры самоопределения личности, понимание самоценности человеческой жизни, ее индивидуальности и неповторимости.

Каждый возраст вносит свой существенный вклад в развитие личности. Точно этот вклад пока еще никем не установлен, но, опираясь на данные проведенных исследований, можно высказать предположение о том, что в пределах детства существует несколько периодов, сензитивных (сензитивность - характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. п. - См. Психологический словарь) к развитию отдельных групп личностных качеств ребенка. Рассмотрим эти периоды.

Сензитивным периодом формирования первичных мотивов человека и черт его характера является дошкольное детство, от рождения до поступления в школу. В это время складываются также основные стилевые и частично инструментальные личностные качества, которые первоначально (в раннем детстве) формируются в результате взаимодействия генотипа и среды, а затем (к старшему дошкольному возрасту) начинают развиваться уже на основе социально-психологических законов. В дошкольном возрасте оформляются задатки, однако сензитивный период развития на их основе способностей продолжается вплоть до окончания школы.

В целом изучение личности ребенка очень сложный процесс, особенно изучение личности ребенка дошкольного возраста. До того момента пока ребенок не научиться владеть речью, а это в основном происходит к трем годам (конечно есть и исключения, когда ребенок 1,5 года уже умеет более менее четко высказывать свои мысли, очень трудно понять какие мысленные процессы происходят в голове этого ребенка. Конечно если ребенок полноценно развивается, то до того момента как он начнет разговаривать, он уже умеет давать понять свои желания знаками, звуками, которые чаще всего разбирает только мать. Но эта лишь одна сторона медали. Ребенок в основном к 1,5 годам уже имеет свои желания (хочет пить, играться, гулять, и в его мозгу уже происходит своеобразное формирование этих желаний, которые иногда перерастают в требования, в силу того что он не умеет их озвучивать, а не удовлетворение этих потребностей порождает своеобразную детскую агрессию.

Каждая мама не раз задумывается о том, о чем думает ее ребенок в данный момент, и чаще всего это происходит до исполнения 3 лет этому ребенку, после 3 лет, как уже говорилось, в основной массе дети умеют выражать свои мысли. Именно возраст до 3 лет, является одним из сложнейших периодов в жизни ребенка, особенно в психологическом развитии личности ребенка. И не стоит сомневаться что уже в этом возрасте ребенок уже вполне сформировавшаяся личность, со своими мыслями, потребностями, желаниями. Ребенок очень рано начинает осознавать происходящее, и по своему переживает, ощущает психологический климат в семье, обратите внимание – в семье, где плохо ладят родители, где часто ссорятся и повышают голос, и дети бывают в той или иной степени агрессивные и истеричные.

От психологического климата в семье, как говорилось выше, зависит очень многое в развитии личности ребенка. Именно от отношения родителей к ребенку, развиваются такие качества как уверенность в себе, самостоятельность, настойчивость, наблюдательность, активность, трудолюбие, старательность, вежливость, дисциплинированность, общительность, искренность и т. д. И от формы развития этих качеств в ребенке зависит их развитие. Ребенку очень важно бывает угождать своим родителям, на подсознательном уровне в них заложено желание радовать своих родителей, и чаще всего оно бывает основано на желании максимально заполучать родительское внимание. От во время озвученной похвалы и правильно сделанного замечания зависит очень многое в поведении ребенка, в частности если на ребенка постоянно кричать, он уже плохо воспринимает спокойную речь, или же если ребенка постоянно хвалить, то ему начинает казаться что все что он делает все «гениально», и конечно в силу этого развивается уверенность в себе, но и в тоже время притупляется восприятие критики как со стороны родителей, так и со стороны других лиц вступающих в контакт с детьми (например, воспитателя в детском саду).

Таким образом, по мере того как ребенок растет, уменьшается влияние семьи на него. То есть после того, как например ребенок пойдет в детский сад, появляется влияние воспитателей-педагогов, начинает развиваться такое качество личность как коммуникабельность, и умение работать «в команде». От правильного подхода воспитателя в детском саду уже начинает развиваться желание ребенка ходить в детский сад, желание менять привычную обстановку. Каждый родитель сталкивался с непрерывным рыданием ребенка в детском саду, и каждый родитель знает, что от правильного завлечения воспитателя в группу - зависит спокойствие и желание ребенка находиться в данном коллективе.

Таким образом, дошкольный возраст – является очень важным периодом в развитии личности ребенка. Нельзя считать, что ребенка можно «сломать» или заставить сделать то. что считают необходимым, или более правильным его родители, ведь тем самым ломается развитие личности ребенка, а в следствии этого неправильно начинают формироваться основные психологические качества личности, о которых ранее уже говорилось. Личность ребенка – это сложное многогранное явление, требующее постоянного изучения, осмысления и развития.

Публикации по теме:

Консультация «Актуальность изучения прав ребёнка подростками и взрослыми» Авторы: ученики МБОУ СОШ №4 г. Ардона Цопанов Константин, Кадзаев Таймураз, учитель Родионова Ольга Александровна Современный мир быстро.

Консультация «Влияние музыки на развитие личности ребёнка через экологическое воспитание» «Влияние музыки на развитие личности ребёнка через экологическое воспитание» Человек и природа …Философы, поэты, художники, музыканты всех.

Некоторые напоминания взрослым «Берегите природу» Некоторые напоминания взрослым. «Берегите природу» Невозможно требовать от наших сыновей и дочек гуманного, доброго отношения к природе,.

Развитие личности ребёнка в проектной деятельности в контексте ФГОС ДО С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, он исследует тот мир, который его окружает. Для него всё ново и впервые: солнце и.

Рекомендации для педагогов «Роль художественной литературы в развитии личности ребёнка» Значение художественной литературы- воспитательное, познавательное и эстетическое- в развитии личности ребёнка весьма велико. На важность.

Родительское собрание во второй младшей группе «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребёнка» Форма собрания – круглый стол. Цель: поиск совместных путей решения проблем воспитания. Задачи: • обогащать родителей педагогическими.

Тренинг для родителей «Уважение к личности ребёнка как важное условие его воспитания» Тренинг для родителей «Уважение к личности ребёнка как важное условие его воспитания» Добрый вечер, уважаемые родители! Позвольте представиться.

Влияние современных технологий на развитие личности ребёнка Здравствуйте! Меня зовут Владимиров Георгий Александрович, я работаю воспитателем в ДОУ 4 года. За это недолгое время уже успел приобрести.

Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребёнка Кантеева Р. А. Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребёнка. «Театр - высшая инстанция для решения жизненных вопросов».

Взаимодействие семьи и детского сада в развитии личности ребёнка Взаимодействие семьи и детского сада в развитии личности ребёнка Е. В. Кругликова, О. А. Гаврилова – МБДОУ №144 г. Иркутск Главный замысел и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Некоторые аспекты изучения личности ребёнка
Опубликовано: 7 января 2018 в 12:59
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД