Ирина Вицелярова
Непосредственная образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы «Мой родной город»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие для детей подготовительной к школе группы
Тема занятия: «Мой родной город»
Программное содержание: Продолжить знакомить детей с достопримечательностями родного города, близлежащими улицами, историей города Стаханов, историческими местами, памятниками, зданиями;
уточнить знания про шахтера, в честь которого назван город;
расширить знания про символику родного города;
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы „Мой родной город“» размещена в разделах
продолжить знакомить с творчестью писателей родного города;
уточнить понятие «родной», «родная», «родимая, родная сторона»;
развивать наблюдательность, умение высказывать свою мысль, познавательный интерес;
формировать умение владеть элементарными знаниями про культурную жизнь города;
вызвать желания давать оценку событиям и поступкам, дать посильную помощь, тем, кто в ней нуждается;
воспитывать гражданские чувства, чувство гордости,любовь к родному городу, его истории, чувство восхищения красотой родного края, желание узнать о нем как можно больше нового и интересного.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций родного города, репродукций картин и альбомов, беседы с детьми, заучивание стихов, посещение краеведческого музея города
Ход занятия:
Влетает Незнайка на воздушном шаре.
Незнайка. Ой-ой. Доброе утро, а куда это я попал?
Дети. Здравствуй! В детский сад. Как тебя зовут?
Незнайка. Не знаю.
Дети. А откуда ты к нам попал?
Незнайка. Не знаю.
Дети. Где ты живешь, в каком городе?
Незнайка. Не знаю. Ребята, я что-то ничего не помню: как меня зовут, где я живу. Вы мне, пожалуйста, помогите вспомнить.
Воспитатель. Дети, а вы догадываетесь кто это?
Дети. Незнайка.
Воспитатель. Может, мы чем-то сможем тебе помочь?
Незнайка. Да, ребята, помогите мне вспомнить.
Воспитатель. Незнайка, мы собрались в наш мини- музей, приглашаем и тебя.
Воспитатель. Ребята, мы с вами ходили до краезнавчего музея нашего города. Вам там понравилось? Вот мы решили и в нашем детском саду создать свой мини - музей нашего родного города. Тем более, у нас в гостях Незнайка, надо его познакомить с нашим городом, показать любимые места, рассказать интересное, что вам больше всего запомнилось. Люди приходят в музей узнать, что либо интересное и новое, что еще не знали до сих пор.
Незнайка. Я очень хочу посмотреть мини-музей вашего города.
Воспитатель. Ребята, а что значит знакомое вам уже слово «родной», «родная». Скажите, кого или что мы можем назвать «родным».
Ответы детей (мама, папа, сестра, город, детский сад)
Воспитатель. «Родимая, родная сторона» - как вы думаете, что это?
(ответы детей). «Родная сторона» - это место, где нам все дорого и близко, где мы родились и выросли, где все для нас родное. Хорошо, когда люди любят свой город. От этой любви она становится богаче и сильнее.
Теперь мы повернемся вокруг себя три раза и превратимся в посетителей музея.
(Дети поворачиваются вокруг себя). Дети подходят к мини-музею (стенды)
Воспитатель. Вот и мини-музей нашего города. Посмотрите, пожалуйста, первые экспонаты выставки.
Незнайка. И все это есть в вашем городе?
Воспитатель. Да. Каждый человек имеет свою родину. Не важно, какой он национальности. Родной дом выделяется среди любых мест: у него и природа красивее, и вода из источника вкуснее, и мама красивее и добрее. Потому что это родное! Домой всегда хочется вернуться.
Незнайка, есть много замечательных, многолюдных городов, но для нашего сердца самым красивым мы считаем тот город, в котором родились и живём. Этот маленький уголок Земли – для нас самый близкий, часть большой и необъятной планеты. Ребята, как называется наш город?
Дети. Наш город называется Стаханов.
Воспитатель. Конечно, вы знаете этот город. Вы живете в нем! Это славный город – Стаханов. И, конечно, вы не знаете этот город, потому что, даже родившись в нем, невозможно знать и видеть все то, что происходит в нем.
Родной город меняется каждый день: с каждым новым человеком, с каждым событием, с каждым новым домом, деревом и цветком, что появляются в городе. Мы сами творцы истории нашего города.
Незнайка. А что это?
Дети. Это герб города Стаханова
Воспитатель. Послушайте, ребята, я расскажу про этот герб?
Герб является одним из символов города Стаханова. Основа герба - щит, левая верхняя часть которого представляет собой голубое поле. По центру левого края щита нанесено изображение ковша черного цвета, как историческое свидетельство о существовании металлургической промышленности. В правой верхней части герба на синем фоне серебряное изображение корпуса завода и шестерни, символизирующие наличие машиностроительной отрасли в городе. В нижней части герба, которая читается как историческое прошлое города, черным цветом изображены две шахтные терриконы. У подножья терриконов на парадной алой ленте белым цветом написано «1814» — год основания Стаханова. В верхней части герба (это глава герба) на темно-красной полосе белым цветом
написано «Стаханов».
Незнайка. А я б и не догадался, что эти предметы обозначают на гербе.
Воспитатель. Незнайка, послушай про флаг г. Стаханова?
Флаг города Стаханова представляет собой прямоугольное полотнище с вертикальной красной полосой в левой части флага поверх которой изображен герб в круглом обрамлении на синем фоне полотна.
Воспитатель. Ребята, есть еще гимн нашего города, слова которого написал Виталий Чистяков. Давайте послушаем.
(Слушают гимн г. Стаханова)
Воспитатель. Этот гимн прославляет милый город, он очень родной для нас, в нем отображено вся жизнь города. Дети, как можно сказать про гимн, герб, флаг одним словом?
Дети. Символика.
Воспитатель. Молодцы, справились с этим заданием, хорошо знаете символику города.
Незнайка. А в честь кого назван город?
Воспитатель. Вот, посмотрите, это памятник Алексею Стаханову. Возле чего он находится?
Дети. Возле парка.
Незнайка. Кто такой Стаханов, кем он работал?
Дети. Алексей Стаханов был шахтером.
Воспитатель. Да, вы знаете, что Алексей Стаханов вместе со своей бригадой добыл в шахте большое количества угля.
Воспитатель. Пройдемте к следующему экспонату - это разновидность угля - обратите внимание, существуют каменный уголь и древесный. Вопрос, кто знает, где применяют уголь (дети отвечают, печь топят, шашлыки). Молодцы, вот что я вам еще расскажу.
Каменный уголь действительно применяют при топке в котельных установках, в печах частного сектора, в мартенах на металлургических заводах. А вот древесный уголь, это очень интересно. не только при готовке шашлыков: производят бытовую химию, в косметической промышленности, в медицине (дети рассматривают выложенные экспонаты). Какой он на вид?
Дети. Уголь черный, блестящий, твердый.
Воспитатель. До Алексея Стаханова никто столько угля не добывал, он установил мировой рекорд. Все знают славное имя Алексей Стаханов. Незнайка, как ты думаешь, Алексей Стаханов сделал какое дело?
Незнайка. Я думаю хорошее дело.
Воспитатель. Люди чествуют память Алексея Стаханова, с целью увековечения памяти Алексея Стаханова Указом было принято решение назвать город в честь Алексея Стаханова. Этот город, единственный в мире, который назван именем простого рабочего.
Воспитатель. Ребята, за такой тяжелый и важный для народа и страны труд награждают медалями, орденами, выпускают про них газеты, пишут о труде и шахтерах книги, стихи, слагают песни. В честь таких сильных и мужественных людей создают памятники. Последнее воскресенье августа отмечают праздник "День Шахтера!" и запускают салют.
Воспитатель. Незнайка, послушай вместе с нами стихотворение про родной город.
ЕСТЬ ТАКОЙ ГОРОД - СТАХАНОВ!
Я возвращаюсь опять и опять
В маленький тихий наш город.
Я эту нить так боюсь потерять,
Он бесконечно мне дорог!
И оказалось, что нет мне родней,
Краше нет места на свете!
Маленький город гордых людей,
Лучший из всех на планете.
Будут ещё у тебя времена
Славы былой и успеха!
Будут героев твоих имена
Новой в истории вехой!
Автор: Цыбулько Людмила
Незнайка. Хороший стих. А ваш город всегда был такой красивый?
Воспитатель. Наш город очень зеленый, солнечный и удивительно красивый! Дети, а как вы считаете, наш город всегда был таким многолюдным, с такими зданиями, аллеями?
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, давайте перейдем к другой части. Тут изображен старый вид нашего города. Раньше наш город был маленьким, не было районов. Позднее в городе появились фабрики, заводы, шахты. Посмотрите, на этом экспонат, здесь вы видите старый вид шахт, они были маленькими. Люди копали уголь, их называли копанки. Это очень тяжелый труд. С других городов приезжали люди работать, им негде было жить, поэтому строились новые дома. Это дома рабочих, а этот дом размещен именно на нашей улице Октябрьской, на которой размещен и наш детский сад. Строились детские сады и школы, где воспитывались и обучались дети. Город становился большим.
Это улица Кокириль, на ней можно увидеть низкий заборчик, маленькие дома, неасфальтированную дорогу и небольшую церковь. Сейчас эта улица называется – улица Ленина. На ней размещены дома, магазины, школа, бассейн, библиотека, Дом Культуры и другое. Люди очень любят свой город. Каждый может что - то для него сделать. Люди строили красивые дома, сажали деревья и цветы, следили за чистотой города. Сейчас это замечательные клумбы, аллеи: каштановая, липовая, кленовая. Много чего изменилось, и дома стали многоэтажные, и здания имеют другой вид. Идет время, меняются поколения людей, и меняется все вокруг.
Незнайка. Да, теперь ваш город имеет замечательный вид.
Воспитатель. Ну что ж юные краеведы вы молодцы, давайте вспомним о достопримечательностях города. О местах, которые дороги жителям. Гости нашего мини-музея, перейдем к другим экспонатам. Обратите внимание на современный вид города Стаханов.
Воспитатель. Дети, а какое ваше самое любимое место в городе?
Дети. Нам нравится парк.
Воспитатель. Парк Горняк назван в честь шахтеров, потому что в городе работала большое количество людей на шахте, и ваши родители и дедушки, их еще называли горняки.
Воспитатель. Дети, а чем вам запомнился парк?
Ответы детей.
Незнайка. Это здорово, весело, может и у нас есть.
Воспитатель. А как называется это здание?
Дети. Горсовет.
Воспитатель. Какое это здание?
Дети. Горсовет - большое, белое, многоэтажное и красивое здание.
Воспитатель. Здесь работаю люди, которые заботятся про наш родной город, людей, принимают решения, которые влияют на события в городе.
Незнайка. А что за здание, похожее на самолет?
Воспитатель. В самом центре города Стаханова возвышается величественное здание городского Дворца культуры им. Горького. С высоты птичьего полёта представляет собой огромный самолёт. Жители города приходили во Дворец не только в выходные дни, но и в будни по вечерам, чтобы послушать и посмотреть песни и танцы, спектакль. В ДК приезжали с концертами коллективы из разных городов страны, поэтому культурная жизнь была богатой и интересной. Зрительный зал всегда был полон народа. Прошли годы…. А Стахановский дворец культуры им. Горького – памятник архитектуры, по-прежнему, одно из красивейших зданий региона. Дворец – сердце культуры города, его визитная карточка. Ребята, а с какой целью вы посещаете ДК?
Ответы детей
Воспитатель. В правом крыле здания ДК располагается Городской историко-художественный музей. Мы были на экскурсии только в одном зале, посвященном нашему городу, но есть и другие залы. В одном сохраняются памятки и предметы Великой Отечественной Войны, в другом выставлены картины художников. На сегодня для жителей города и его гостей открыты постоянно-действующие выставки. А чем вам понравилось в музее?
Ответы детей
Воспитатель. Кто создает наш город? Правильно - наши земляки, которые делают все для того чтобы наш город стал еще краше.
Недаром говоря о людях, живущих в нашем городе, что у них «Золотые руки», а почему так говорят?
Наш народ может и трудиться и Родину защищать и веселиться. На праздничных гуляниях устраиваются игры, пляски, слышатся веселые напевы.
Становитесь в круг, мы тоже поиграем в знакомую нам с вами игру.
Физминутка «Русский народная игра»
Подойду к своему другу,
Эй, вставай вставай смелей!
Протяну я другу руку-
Танцуем веселей.
Мы пойдём с тобой по кругу,
Взявшись за руки вдвоём,
Эту пляску мы станцуем,
Мы станцуем и споём.
Потанцуем, потанцуем
потанцуем пободрей
Чтоб всему чесну народу
стало сразу веселей
(дети выполняют танцевальные движения)
Незнайка. Это была веселая игра!
Незнайка. Ребята, а что это за здание?
Дети. Это наш детский сад. Мы здесь проводим много времени, учимся, играем, он для нас родной.
Воспитатель. Дети, вы еще маленькие граждане нашего города, но вы уже тоже заботитесь о своем детском саде. Какую заботу вы можете оказывать?
Ответы детей.
Песня «Родной детский сад»
Незнайка. И что всегда люди так весело жили?
Воспитатель. Нет, конечно.
Вы слышите? гремит салют!
Героям славу отдают,
Жизнь положившим на войне.
За мир на дорогой земле.
Чтоб день Победы наступил,
Народ наш подвиг совершил.
Слава солдатам, павшим в войне!
Души их живы в вечном огне!
Вот это Братская могила советских партизанов и подпольщиков.
Незнайка. А почему она так названа?
Дети. Это место, так называют, потому что здесь лежат погибшие, которые воевали, и они как будто стали братьями. Поэтому всегда горит вечный огонь.
Воспитатель. С каждым годом остаётся всё меньше и меньше наших дорогих ветеранов. Поэтому беречь ветеранов – такой первейший завет. Нам всем нужно помнить свою историю и не забывать, кто в суровые годы отстоял свободу и независимость ценою своей жизни.
В нашем городе есть и другие памятники и монументы. У каждого своя история создания, скульптор и архитектор.
Дела наших славных предков не напрасны: живущим сегодня потомкам есть чем гордиться, есть чему учиться и есть что продолжать.
Воспитатель. Наш город богат и славен талантливыми людьми, есть много
писателей, художников, мастеров, певцов, спортсменов. Писатели г. Стаханова родились в рабочей среде и на всю жизнь остались в ней, а в литературу вошли благодаря преданной любви к ней, привитой со школьной скамьи, и прирожденному таланту. Творчеству они отдаются между работой и бытом.
В своих произведениях — поэтических и прозаических — они отображают жизнь родного города, описывают красоту природы нашего края, пишут о трудолюбивых людях, о событиях современных и событиях давно минувших дней, о вечном и прекрасном — о любви к женщине, матери, к Родине.
Послушаете стих Стахановского поэта Ю. Жеботнева
Стаханов-родина моя
Я здесь рожден
И здесь моя семья
И юность здесь шахтерская моя.
И радости,
И грусть.
И я смотрю вокруг
Не насмотрюсь.
Незнайка. Может и я смогу сочинить стих?
Незнайка. Да, город вы знаете и любите, а знаете ли вы правила поведения настоящего гражданина?
Дети. Не сорить на улицах города.
Быть вежливыми при общении.
Помогать пожилым людям.
Громко не кричать.
Помогать младшим товарищам.
Незнайка. Молодцы!
Воспитатель. Ну что ж, ребята вы отличные краеведы. Мы достаточно собрали нужной информации, и теперь вы смело можете рассказывать всем своим знакомым историю своего родного края. Незнайка, а тебе было интересно и познавательно?
Ребята, мы сегодня с вами говорили о прекрасном нашем городе! Почему мы его считаем прекрасным?
(Ответы детей).
Игра фантазия «Мешочек мечтаний»
(Воспитатель дает детям мешочек)
Давайте от всего сердца помечтаем о том, что я сделаю для родного города, когда стану большим.
(рассказы детей)
Я верю, что ваши мечты сбудутся, что вы всегда будете любить и помнить
«милый сердцу уголок», для которого вы мечтаете сделать столько хорошего и прекрасного. Я предлагаю вам подойти к эскизу нашего города, и вы на свое усмотрение украсите его. Сделать город как вы и мечтали более красивым и уютным
(дети подходят к плакату и украшают его разными насаждениями из цветов, деревьев, зданий)
Давайте вспомним, все, о чем мы с вами сегодня говорили и что видели, и все это отобразим в своих рисунках.
Дети садятся за столы и самостоятельно рисуют.
Вот мы с вами и закончили рисовать! Рисунки получились замечательные! Вы очень постарались!
Незнайка. Вспомнил! И дома есть, и люди работают, и животные живут, деревья растут. Я живу в Солнечном городе! Все вспомнил и загрустил за своим городом. Я очень люблю свой город!
Воспитатель. Мы рады, Незнайка, что помогли тебе вспомнить, и что ты скоро вернешься к своим друзьям. Мы знаем, что тяжело без своего родного города. Каждый любит свой родной город.
А сейчас мы тебе все поможем! Мы надуем каждый по воздушному шарику, привяжем к воздушному шару и ты сможешь вернуться к себе домой.
Дети надувают шары, Незнайка улетает на воздушном шаре
В добрый путь наш друг Незнайка!
Счастливого пути!
Воспитатель. Ребята, мне очень хотелось б нашим сегодняшним занятием зажечь в ваших сердцах, хотя б маленький огонек гордости за свой город.
Взрослеют дети, седеют родители - такой закон жизни, но некогда не стареет наш край, его будущее в ваших сердцах и руках.
Так давайте будем любить свой город, заботиться о том, чтобы он становился с каждым днем все лучше и лучше.