Виктория Хорошавина
Непосредственная образовательная деятельность, ознакомление с окружающим — свойствами и качествами воды
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольноеобразоватлеьное учреждение №46 «Калинкка»
Г. Северодвинск Архангельской области
Конспект занятия для старших дошкольников
«Путешествие с Капелькой»
Авторы:
Старший воспитатель Семёнова Ольга Викторовна
Воспитатель Хорошавина Виктория Викторовна
Воспитатель Фефилова Татьяна Геннадьевна
Г. Северодвинск
2012г.
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность, ознакомление с окружающим — свойствами и качествами воды» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
Задачи: Формировать у детей конкретные представления о свойствах воды : жидкая, прозрачная, не имеет вкуса и запаха, может быть в твёрдом и газообразном состоянии. Закрепить знания детей о значении воды для окружающего мира. Развивать мышление, умение делать выводы, сравнивать. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, отстаивать своё мнение. Воспитывать эмпатию, желание помочь другим.
Материал: Капелька – воздушный шарик, наполненный водой; карточки с изображением растений, животных и предметов, схематичным изображением свойств воды; настенное панно в виде большого облака; фильмоскоп; оборудование для экспериментов; коробочка с двойным дном; маленькие облака – сюрпризы по количеству участников занятия; ткань голубого цвета; магнитофон; «Удивительная лесенка».
Предварительная работа: Наблюдения за облаками, дождём. Рассматривание иллюстраций и чтение сказки Г. Х Андерсена «Снежная королева», стихотворение В. Фетисова «Речка зимой». Игры с водой в свободной деятельности, игры со льдом на прогулке, изготовление цветных льдинок. Разучивание подвижной игры «Круговорот воды», д/и «Разноцветные капельки». Труд в уголке природы.
Ход занятия.
На стене с помощью фильмоскопа проецируется слайд с изображением картинки «Путешествие капельки», звучит спокойная музыка. Педагог рассказывает историю Капельки: «В большом пушистом облаке жила – была маленькая капелька воды со своими сестричками.
- Растите быстрее, детки, - говорило облако им каждый день.
- Всем жителям Земли нужна вода. Самое важное дело, для каждой капельки – напоить кого-нибудь.
Все капельки молча росли, только она одна была очень любопытная. Однажды, спрыгнув с облака, она попала к нам в детский сад».
Капелька: «Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся. Я – Капелька, а как вас зовут?»
(Дети в кругу передают друг другу Капельку и называют ласково своё имя).
Капелька: «Я очень хочу узнать о себе побольше, для чего нужна вода, кого я могу напоить?»
1. Проводится дидактическая игра «Капелька жизни». Ребята подходят к столу, выбирают из лежащих перед ними карточек те, на которых изображены растения, животные и предметы, нуждающиеся в воде, как источнике жизни. И перед тем, как прикрепить картинку на облако дети объясняют свой выбор.
2. Дети садятся за столы.
Капелька: Ребята, а нужна ли вода человеку? (высказывания детей).
- А как человек использует воду? ( дети отвечают: умывается, готовит еду, моет пол, чистит зубы, стирает бельё, пьёт и т. п.).
Педагог предлагает детям взять каждому ребёнку по стаканчику с водой, понюхать её и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет).
Дети делают вывод, что у воды нет запаха.
Воспитатель:- Запомни, Капелька, вода – не имеет запаха (дети ставят на облачко символ, обозначающий свойство воды – отсутствие запаха).
Затем педагог предлагает детям попробовать воду на вкус через соломинку. - Есть ли у воды вкус? (ответы-предположения детей). Педагог предлагает детям для сравнения попробовать сок.
- Как вы думаете, что вкуснее: вода или сок? (ответы детей).
Воспитатель подводит их к выводу, что у воды нет вкуса. Когда человек очень сильно хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует (дети ставят на облачко символ, обозначающий свойство воды – отсутствие вкуса).
Педагог: Ребята, подойдите к столу. Что вы видите на нём? Да, на столе стоят два стакана: один с водой, другой – с молоком. В оба стакана я кладу одинаковые предметы. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?
Дети делают вывод, что вода прозрачная, бесцветная (дети ставят на облачко соответствующий символ).
Динамическая пауза.
Капелька предлагает детям поиграть в её любимую игру «Круговорот воды».
На полу лежит ткань, обозначающая облако. Все дети – капельки в облаке. Взрослый – ведущий, он играет роль облака и читает стихотворение:
«Дождь зелёный лес полил,
Все деревья напоил,
Кустики умыл, цветочки,
Все поля, луга и кочки.
Дождику подставь ладошки,
Пусть помоет их немножко,
С капельками подружись,
Поиграй и покружись».
Когда стихотворение заканчивается, включается музыка и ведущий командует: «Идёт дождик». Все капельки - дети разбегаются в разные стороны. Когда музыка начинает затихать, ведущий командует: «Капельки домой». Капельки собираются в облако. Тот, кто не успел вернуться в облако с окончанием музыки, садится на стульчик и рассказывает, кого он напоил (игра повторяется с новым ведущим – ребёнком).
3. Педагог предлагает детям закрыть глаза и проводит по руке кусочком льда.
–Дети, что вы почувствовали? (ответы детей).
- Как вы думаете, чем я к вам прикоснулась? (ответы детей)
Воспитатель раздаёт всем детям по кусочку льда в ладошку и предлагает понаблюдать, что с ним будет происходить (лёд начинает таять, остаётся вода, она - жидкая).
- Так что же такое лёд? (дети делают вывод, что лед это вода в твёрдом состоянии и прикрепляют символы-картинки к облаку).
Капелька задаё т вопрос: «Ребята, подумайте и скажите: «Лёд – это хорошо или плохо и объясните почему?» (рассуждения детей).
Капелька: - Дети, как я могу вернуться на своё облако? (ответы детей).
Воспитатель:- Ребята, вы хотите посмотреть, как это происходит на самом деле?
Педагог показывает опыт «Делаем облако» (дети сидят на стульях вокруг стола). На 3-х литровую банку с горячей водой кладётся противень с несколькими кусочками льда. Дети наблюдают, как вода, поднимаясь вверх - охлаждается и образует облако (по окончании опыта дети делают вывод, что вода бывает в виде пара и ставят карточку – символ на облако).
Педагог приглашает всех детей подойти к стене с облаком.
- Ребята, давайте ещё раз расскажем Капельке о воде (в ходе ответов детей с облака снимается определённый символ и вкладывается в «волшебную коробочку» с двойным дном).
Капелька: Спасибо вам большое, ребята. Я так много полезного и интересного узнала о себе. На память о нашей встрече позволь подарить вам маленькие облака (педагог незаметно переворачивает «волшебную коробочку» и достаёт облака с нарисованными символами, которые были на большом облаке).
Воспитатель: Дети, подойдите к нашей «Увлекательной лесенке», подумайте и поставьте свою фотографию на ступеньку вашего интереса.
Педагог предлагает детям вместе с родителями дома придумать сказку о приключениях Капельки.