Татяна Айзатуллина
Непосредственная образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию «Откуда хлеб пришёл?»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- Закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола;
- закрепить представление о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания;
- познакомить с зерновыми культурами, из которых делают муку, какую;
- познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;
- воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;
- актуализировать, обогащать лексикон по теме "Хлеб";
- совершенствовать навыки связного высказывания;
- формирование мелкой и общей моторики;
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию „Откуда хлеб пришёл?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Темочки
- развитие внимания, памяти, мышления.
Словарь: рожь, пшеница, овес, зерно, колосья, поле, земля, посев, уборка, тракторист, сеялка, агроном, хлеборобы, комбайнер, серп, элеватор, мука, мельница, мукомолы, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, слойка, баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные, хлебопродукты, крошки, корка, мякоть, сухари.
Свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.
Выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, боронить, молоть, выпекать, печь, резать, есть, беречь.
Материал: зерна пшеницы, ржи, овса, колосья, мука ржаная и пшеничная, картинки с изображением сельскохозяйственных машин, картинки от зерна до хлеба, серп, разные виды хлеба и хлебобулочных изделий, посылка, картинки тракториста, агронома, летчика, мукомола, пекаря, продавца, иллюстрация ржаного поля.
Игры:
- Назови (на картинке) хлебобулочные изделия;
- Назови (на картинке) транспорт и работников с/х;
- Названия зерна;
- Загадки;
- Цепочка слов.
Ход занятия:
- Ребята,когда сегодня пришла в детский сад, мне сторож передал посылку и сказал, что рано утром приходил почтальон и просил отдать посылку детям подготовительной группы. Надо прочитать на ящике, от кого она пришла. Мы можем прочитать?
(ответ детей)
- Кто нам прочитает?
- Начинай Ваня.
(Город Алексин)
- Читай дальше Вика.
(Ленина д. 25, детский сад № 10)
- Как вы думаете? Что там может лежать?
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)
Чтение стихотворения С. Погореловского
Вот он - хлебушек душистый.
Вот он - теплый, золотистый,
В нем - здоровье наше, сила,
В нем - чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
охраняло, берегло!
- Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.
Дидактическая игра «Какой хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный)
- Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?
(Его покупают в магазине.)
- Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб.
Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. Нам нужно много хлеба. Чтобы узнать, кто выращивает хлеб, мы отправимся в небольшое путешествие.
- У меня есть для вас загадки.
Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, пять плугов тащит.
(Трактор)
- Кто работает на тракторе?
(Тракторист)
После того как вспахали землю начинают сеять зерно.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
- Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины. А теперь еще одна загадка:
Он идет волну сечет, из трубы зерно течет?
(Комбайн)
- Какое орудие труда помогало выбивать зерно из колосьев и как это происходит в наше время?
(Раньше зерно выбивали цепом, а сейчас это делает комбайн)
- Как из зерна делали муку наши предки и как делают её сейчас?
(Наши предки мололи муку на ветряной или водяной мельнице, а сейчас на мукомольном заводе)
- Какие приспособления для помола были до мельниц?
(Камни с дощечками, ступа и пестик, ручные жернова)
- Как пекли хлеб в старые времена и как пекут сейчас?
(В старые времена хлеб пекли в избе в русской печи, а сейчас пекут на хлебозаводе)
- Ребята, как вы думаете, в наше время стало легче выращивать хлеб?
(Да. Люди придумали технику, которая облегчила труд человека.)
- Молодцы, а сейчас вставайте в круг, будем печь вкусные калачики.
Игра «Молотьба» (дети встают в круг).
Не гром грохочет, не пальба,
Гремит - грохочет молотьба.
Чу-чу-чу – я зерно молочу
Удары кулачками друг о друга
Чу-чу-чу – жернова кручу Круговые вращения сложенных ладоней
Чу-чу-чу – муку получу Пальцы рук сжимаются - разжимаются
Ач-ач-ач – испеку калач
«пекут»
Чо-чо-чо – в печке горячо Вытягивание рук вперёд и прижимание к груди
Ачики-ачики – вкусные калачики
Хлопки в ладоши
- Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
(На мельницу.)
- Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
(На хлебозавод, пекарню.)
- Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.
Физминутка «Мама нам печет блины»
И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины.
А что еще пекут из муки кроме хлеба?
(Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.)
А как все эти продукты называются одним словом?
(Хлебобулочные изделия.)
- Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Но а сейчас давайте отправимся дальше, станем пекарями и будем сами лепить из теста хлебобулочные изделия.
Тестопластика.
Игра с мячом "Откуда хлеб пришел?"
(Воспитатель бросает мяч ребёнку и задает вопрос, ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч педагогу)
- Откуда хлеб пришел? (из магазина);
- А в магазин как попал? (из пекарни);
- Что делают в пекарне? (пекут хлеб);
- Хлеб пекут из чего? (из муки);
- Из чего получают муку? (из зерна);
- Откуда зерно? (из колоса пшеницы);
- Откуда пшеница? (выросла в поле);
- Кто её посеял? (хлеборобы);
- Как называется специальная машина, которая сеет зерно? (сеялка);
- Как называется здание, где хранят зерно? (элеватор).
- Как называется круглый хлеб? (каравай)
- еб нужен каждому человеку каждый день, всегда помните о том, как тяжело его вырастить, берегите хлеб.
Итог занятия
Анализ занятия