Непосредственная образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте «Звуки [C], [С’]. Буква С»

Евгения Мигунова
Непосредственная образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте «Звуки [C], [С’]. Буква С»

Цель: Учить дифференцировать звуки [C], [С’]. Познакомить с буквой С.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: Учить выделять звуки [с], [с’] из ряда звуков, слогов, слов; дифференцировать их по твёрдости – мягкости. Продолжать учить давать характеристику звука. Закреплять умения называть слова с заданным звуком, составлять предложения с заданным словом, членить предложения на слова, определять их количество и последовательность. Упражнять в делении слов на слоги; употреблении антонимов. Закреплять умение образовывать сложные существительные. Познакомить с буквой С. Активизировать речевую деятельность.

Коррекционно-развивающие: Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление. Совершенствовать графомоторные навыки.

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать положительную установку на участие в образовательной деятельности, навыков сотрудничества, взаимодействия с педагогом, сверстниками.

Оборудование.

Демонстрационный материал: доска, маркеры, цветные магниты; картинки: сова, сумка, кактус, носки, ирис, ананас, синица, сердце, осёл, велосипед, рысь, лось; звуковички звуков [С], [С’], схема звукового анализа, мяч.

Раздаточный материал: сигнальные карточки, изображение буквы, буквы для штриховки, тетради в крупную клетку, простые и цветные карандаши по количеству детей, звуковые линейки.

Предварительная работа: НОД по теме «Звуки [C], [С’]», дидактические игры на развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза: «Поймай звук», «Угадай слово», «Живые слова».

Ход НОД

I. Организационный момент. Активизация внимания. 3 минуты.

Садится тот, кто назовет лишний предмет: помидор – лук – слива; яблоко – груша – капуста; клён – дуб – сова; платье – рубашка – стакан; волк – медведь – сорока; голуби – ворона – лиса.

II. Закрепление изученного материала. 13 минут.

1. Логопед выставляет картинки: самолёт, собака, капуста, носки, ирис, ананас, силач, сердце, велосипед, синица, рысь, лось.

Задает вопросы:

О каких звуках мы будем сегодня продолжать говорить (Мы будем говорить о звуках [с], [с’]).

2. Характеристика звуков: [с] - согласный, глухой, твердый; [с’] - согласный, глухой, мягкий.

3. Речевая зарядка:

са-су-сы ска-ску-скы сма-сму-смы

ас-ус-ыс ста-сто-сту спа-спо-спу

4. Д/и «Светофор». Дифференциация звуков по твёрдости – мягкости.

- Возьмите сигнальные флажки. Я буду называть звуки, когда вы услышите звук [С] – какой флажок вы поднимите?

- Когда услышите звук [С’] – какой флажок поднимите?

С, Д, Т, С’, П, С, С’, З, Т, Ц, С.

- Будьте внимательны, сейчас я буду называть слоги.

ЗА, СА, ЦЕ, СЭ, СИ, ДИ, ЗИ, ОЗ, АС.

- Посмотрим как вы справитесь со словами.

Речевой материал: сумка, самолёт, сова, собака, капуста, лиса, носки, весы, ирис, кактус, ананас, колос, силач, сирень, сердце, апельсин, карусель, осёл, велосипед, синица, рысь, гусь, карась, лось.

5. Работа с картинками на доске. Дифференциация звуков по твёрдости – мягкости.

В гости к детям пришли подружки и принесли звуковичков. У одной девочки синий звуковичок. Придумайте ей имя с твёрдым звуком [с]. У её подружки зелёный звуковичок. Какой звук должен встретиться в её имени? (В имени должен встретиться звук [с’]). Дети по очереди выходят к доске берут картинку, называют изображённый предмет, определяют какой звук мягкий или твёрдый есть в этом слове, определяют позицию звука, располагают на доске у соответствующего звуковичка.

6. Дидактическая игра с мячом «Назови одним словом». Образование сложных слов.

Речевой материал: листья падают – листопад, снег падает – снегопад, сады разводит – садовод, сам катит – самокат,

сам летит – самолёт, сам ходит – самоход, пыль сосет – пылесос, сам варит – самовар.

7. Дидактическая игра с мячом «Наоборот». Употребление антонимов.

мир – ссора, трусливый – смелый, кислый – сладкий, пасмурно – солнечно, тесная – свободная (обувь).

8. Дидактическая игра «Придумай слово».

Дети придумывают слова сначала со звуком [с], потом со звуком [с’], определяют позицию звука в слове, количество слогов, используя звуковую линейку.

9. «Придумай предложение»

Дети придумывают предложение с одним из слов при условии, что в предложении не менее 4-5 слов. Количество слов в предложении определяется при помощи звуковой линейки.

III. Физкультминутка. «Будь внимателен». Развивать слуховое внимание, координацию движений. 2 минуты.

Дети ставят руки по указанию педагога, избегая «ловушек».

IV. Знакомство с новым материалом. 10 минут.

1. Показ буквы.

2. Из скольки элементов состоит буква? Одинаково ли пишутся большая, заглавная буква и строчная, маленькая? (Буква состоит из одного элемента. Заглавная и строчная буквы пишутся одинаково.)

3. Прописывание буквы в воздухе.

4. Прописывание буквы в тетради.

5. Звуко- буквенный анализ слова сок у доски.

6. Домашнее задание.

Детям на память об образовательной деятельности раздаются изображения буквы С и даётся задание выполнить штриховку дома. Педагог напоминает, что в домашних тетрадях необходимо прописать предложения и составить к ним схемы.

V. Подведение итога занятия. 2 минуты.

Д/и «Исправь ошибку»

- Я буду напоминать вам, что мы делали сегодня на занятии, а вы говорить так ли это.

- Мы не играли в игры на внимание. (Мы играли в игры на внимание.)

- Мы сегодня не говорили о звуках [С], [С’]. (Нет. Мы сегодня говорили о звуках [С], [С’].)

- Мы не познакомились с буквой С. (Мы познакомились с буквой С.)

- Нам не понравилось заниматься. (Нам понравилось заниматься.)

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Непосредственная образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте «Звуки [C], [С’]. Буква С»
Опубликовано: 26 апреля 2014 в 06:48
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактическая игра по математике «Конфетки для мишки»
Цель: закрепить прямой счёт в пределах 5, умение различать и называть геометрические фигуры, группировать предметы по количеству. Материал: кукла –...
Фотоотчет изготовления кормушки для птиц. Старшая группа
Цель: Закрепить представления дошкольников о птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Мы в детском саду сделали...
Фотоотчет «Наш чудо-огород». Огород на окне. Средняя группа
Пришла весна и с ее приходом все начинают готовится к посадкам на огороде, закупают семена, сажают рассаду, в целом работа кипит. Огород в детском саду...
Игровые технологии по теме «Продукты питания». Старший дошкольный возраст
Цель: Познакомить детей с основными продуктами питания и их названиями. Словарь ( лексический минимум) Существительные: Еда, продукт, мясо, рыба,...
Мастер-класс рисования нетрадиционным способом «Совушки» для детей второй младшей группы
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами мастер-классом рисования втулками от туалетной бумаги "Совушки"с детьми второй младшей группы. Для...