Лучший педагог года

Конспект НОД в подготовительной группе детского сада «История тряпичной куклы»

светлана свичкарь
Конспект НОД в подготовительной группе детского сада «История тряпичной куклы»

Цель.

Пробудить познавательный интерес к народным традициям, к духовным ценностям народа нашей страны. Продолжить развивать кругозор детей через знакомство с куклами наших бабушек и прабабушек, показать красоту и самобытность тряпичных кукол. Развивать мыслительные операции и творческие способности детей.

Воспитывать любовь и уважение к культуре народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте.

Предварительная работа.

Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе детского сада „История тряпичной куклы“» размещена в разделах

Рассказ воспитателя о куклах, история создания тряпичной куклы.

Чтение русской народной сказки А. Афанасьева «Василиса Прекрасная».

Работа с родителями – закрепить навыки девочек пеленать маленькую куклу.

Ход занятия.

Дети входят в группу, некоторые их них держат на руках кукол. Воспитатель встречает их словами:

«Здравствуйте, здравствуйте,

Гости дорогие.

Люди свойские, простые.

Заходите, проходите,

Чайку свежего отведать,

Сказок наших послушать».

Я смотрю, вы к нам не с пустыми руками пришли, что вы нам принесли? (Куклы). Расскажите нам о них. Дети читают стихи:

1. «У меня есть кукла Мила»;

2. «Кукла»;

3. «Моя кукла»;

4. «Сказка для Кирюши»;

Какие замечательные стихи вы нам прочитали.

- Вы любите своих кукол?

- Откуда они у вас появились?

- Кто сделал ваших кукол?

- А из чего ваши куклы сделаны? (Воспитатель предлагает детям посадить свои игрушки на стульчики).

- А вы хотите узнать, в какие куклы играли ваши бабушки и прабабушки?

- Они вам об этом не рассказывали?

В старину куклы были матерчатыми, т. е. сделанными из ткани. И назывались они тряпичными. Кто может мне объяснить, что значит слово «тряпичная»? (Ответы детей - сделанный из тряпки, тряпья; излишне мягкий, слабовольный).

Воспитатель выслушивает ответы детей и говорит: «Давайте с вами превратимся в тряпичных кукол и поиграем в игру «Тряпичная кукла и солдат».

Цель: Эта простая игра поможет детям расслабиться в тех случаях, когда они сильно напряжены. Быстро напрячь мускулы и затем их отпустить — это испытанный и надежный способ расслабиться.

Инструкция: Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так. (Покажите детям эту позу.)

А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. (Покажите детям и эту позу.) Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными.

Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. (10 секунд.)

Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной.

Снова станьте солдатом. (10 секунд.) Теперь опять тряпичной куклой.

Просите детей попеременно быть солдатом и тряпичной куклой до тех пор, пока у Вас не сложится впечатление, что они уже вполне расслабились.

Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины. Теперь стряхните воду с волос. Теперь — с верхней части ног и ступней.

Воспитатель хвалит детей и обращает внимание детей на книгу, выставленную на мольберте.

- Эта замечательная книга называется «Русская тряпичная кукла», она рассказывает нам об истории создания тряпичной куклы и способах ее изготовления, чтобы мы сами могли изготовить таких кукол. Но хочу сказать, что названия кукол очень просты и наивны. Люди, что видели, что делали - так и называли. (Воспитатель показывает детям иллюстрации с русскими тряпичными куклами – кукла-закрутка, столбушка из бересты, зерновушка, пеленашка).

КУКОЛЬНАЯ СКАЗКА.

Есть такая примета - когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним и в играх, и во сне.

В русской деревне в старину тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Она была в каждой крестьянской семье; в некоторых семьях кукол насчитывалось до сотни. Тряпичные куклы дети начинали «вертеть» с пяти лет. Куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими.

По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку, так как в нее могла вселиться нечистая сила. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.

Изготовление кукол доставляет огромную радость, особенно тогда, когда мама и дочка работают вместе. Это занятие увлекательно в любом возрасте, стоит только начать.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики.

Вот и мы с вами «спеленаем» вот такую куклу-малышку, но так как вы будете мастерить куклу первый раз, пусть вместе с вами потрудятся наши гости.

Итак, что нам с вами потребуется: цветные лоскуты, белый кусочек ткани для изготовления туловища куклы, ее основы, которая называется "скалкой", цветная тесьма.

Помните, что при изготовлении "Пеленашку" нельзя было мастерить с помощью иголки или ножниц - это могло "поранить куклу" и повредить, а ведь в такую куклу вкладывалась материнская любовь и забота. Кукла изготавливается только на основе разрыва ткани и нитей, скручивания и завязывания.

В старину мастерицы собирались на посиделки - кто песни пел, кто прял, кто вышивал.

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках, каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

Мастерили, кто что мог.

Словом эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возразить.

Порядок выполнения действий. (Звучат русские народные песни в исполнении певческого ансамбля «Живая старина»).

Куколка Пеленашка на вид очень простая куколка - младеньчик в платочке, запеленутый в пеленку и обвитый свивальником.

В изготовлении Пеленашка проста.

Делают ее из длинного лоскута белой ношеной ткани. Лоскут он такой дли-и-и-ный. Вот вроде этого слова. А ношеная ткань - тонкая, поэтому скатывается он довольно долго.

Ткань плотно скручивают в скатку, перетягивают посередине специально изготовленным пояском. А поясок, он просто свит из двух нитей. Концы у пояска откусывают.

Потом обозначают голову. Для этого перетягивают скатку нитями, выделяя треть длины. Повязывают платочек, запеленывают плотно в пеленку и обертывают свивальником.

За такими мастерами

Вряд ли кто угонится

Оттого-то рядом с вами,

Всем работать хочется.

Кукла готова.

Маленькая тряпичная кукла, ее можно убаюкать, укрыть теплым лоскутом, сделать ей постельку в картонной коробочке… Можно взять ее с собой на прогулку или в дорогу, она легко поместится в кармане.

Воспитатель спрашивает у детей и гостей кому они подарят своих кукол-пеленашек.

Чем больше мы в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Пусть вам лучшею подружкой

Станет русская игрушка

И недаром все музеи

Дорожат, гордятся ею.

Во время выполнения работы воспитатель может рассказать детям и гостям о кукле-пеленашке как об обереге.

…Сначала такую игрушку клали в пустую колыбельку - чтобы она обжилась там. А затем укладывали ее рядом с малышом, приговаривая "Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!"

После рождения в семье ребенка к нему в кроватку подкладывали куколку - "Пеленашку", с целью - обмануть злых духов, подложить им куклу вместо ребенка. Как вы понимаете, подобную куклу-оберег нельзя было купить. Только сделать самим. Делали ее из куска ношеной домотканой одежды. Такая одежда несла в себе тепло человека, и это тепло передавалось кукле, вместе с частичкой жизненной силы человека.

Такая кукла служила и оберегом от сглаза. Гости смотрели на ребенка и на куклу и говорили, обращаясь к кукле, - "Ой, до чего кукленок-то хорош!", чтобы не сглазить ребенка…

Литературный материал для занятия:

«Кукла»

Этой куклы кто не знает?

Лучше куклы не найдешь,

Сразу глазки открывает

Только на руки берешь.

И хоть слез у куклы нету,

Плачет девочка моя:

- Мама, мама! Где ты, где ты?

Ну, а мама - это я.

Я надену кукле бусы,

Платье новое сошью,

Не везти же мне к бабусе

В старом куколку мою.

«У меня есть кукла Мила»

У меня есть кукла Мила,

Мама мне ее купила.

Милу очень я люблю

-Утром кашкою кормлю.

Чтобы Мила не скучала,

Почитаем для начала:

Рядом Милу посажу,

Все картинки покажу.

Хорошенько причешу,

В платье Милу наряжу.

Чтоб и дальше не скучать,

Поведу ее гулять.

На ночь уложу в коляску,

Тихо расскажу ей сказку.

Мне бы интересней было,

Если б Мила говорила.

«Про куклу»

Всё - в заботах: день и ночь:

Нужно мне родную дочь

Выкупать, одеть, поить.

У неё такая прыть!

Два сердечка бьются в такт:

Это - в жизни, это - так.

Песенку тебе пою:

Баю-баюшки-баю.

Утром только я встаю

-Девочку кормлю мою.

В этих глазках - тёплый свет,

Бога маленький привет.

«Сказка для Кирюши»

Смешную тряпичную куклу купили

И для младенца ее подарили.

Что, мальчик родится, пока не знали,

Подарки разные выбирали.

Но почему-то из всех игрушек,

Лошадок, мишек и погремушек,

Он полюбил эту куклу смешную.

Веселую, добрую и озорную.

С нитками вместо волос.

"Не плачь, мой малыш," - утешала мама,

Любимую куклу в ручки давала.

И он улыбался,

К щеке прижимая,

Кукольное лицо.

Малыш подрастал

И ему объясняли,

Что все мальчишки

Всегда играли

С машинками и в моряков.

Чтоб не увидели, не посмеялись,

Услышав шаги всякий раз,

Он куклу смешную прятал подальше.

В кроватке под свой матрац.

Но куклу нашли и в коробку убрали,

А он отвернулся, чтоб слез не видали,

Тряпичной смешной и любимой куклы

Пуговки вместо глаз.

Публикации по теме:

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе детского сада на тему «Животные Севера»Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе детского сада на тему «Животные Севера» Цель: Закрепление знаний детей о животных и птиц Севера, их внешнем виде, образе жизни их в природе. Закрепить умение аккуратно выполнять.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе детского сада «Путешествие в мультяшный город» Тема: «Путешествие в мультяшный город» Программное содержание • Закреплять представления о количественном и порядковом значении числа в.

Конспект НОД по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада «Правила Дорожного Движения» Цель: Создание условий для рисования по теме: правила дорожного движения. Продолжать знакомить детей с дорожными знаками и их назначением.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «История народной куклы» БДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №44» Конспет НОД по ознкомлению с окружающим миром в подготовительной группе «История.

Конспект НОД в подготовительной группе детского сада «Бумага в нашей жизни» Цель: Познакомить детей с историей возникновения и эволюцией материалов для письма. Задачи Дидактические: • Расширять представления детей.

Занятие в подготовительной группе «Знакомство с народной тряпичной куклой донских казаков. Изготовление куклы-оберега» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрушинский детский сад «Золотая рыбка» Конспект непосредственно образовательной.

Мастер-класс по изготовлению куклы «Космический ангел» по мотивам народной тряпичной куклы-кувадкиМастер-класс по изготовлению куклы «Космический ангел» по мотивам народной тряпичной куклы-кувадки Пленит нас космос красотой, В нём много красок, он живой. Огни, светящие в ночи, Так восхитительны, милы! Наш взор прикован к небесам,.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе детского сада «Поможем Карлосону» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 г. Калачинска КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной.

ООД в средней группе детского сада «История про зайчонка, который не знал своих прав» Цель: Формирование представлений детей о правах ребёнка. Задачи: o Способствовать знакомству детей с правами ребенка. o Закрепить знания.

Сказка «Лесная история» в старшей группе детского садаСказка «Лесная история» в старшей группе детского сада Сказка "Лесная история" в старшей группе детского сада Корень О. Г. Цель: развитие артистических способностей детей через театрализованную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе детского сада «История тряпичной куклы»
Опубликовано: 19 апреля 2018 в 09:23
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД