Папки-передвижки

Непосредственно образовательная деятельность «Чаепитие в Мытищах»

Людмила Ткач
Непосредственно образовательная деятельность «Чаепитие в Мытищах»

«ЧАЕПИТИЕ В МЫТИЩАХ»

/ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ : РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ /

/СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ/

ВОСПИТАТЕЛЬ: ТКАЧ Л. В.

Г. О. МЫТИЩИ

Цель:

•Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.

•Обогащать и систематизировать знания, полученные ранее о родном городе.

•Познакомить с традицией чаепития в Мытищах и его атрибутами.

•Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям

своего края.

Публикация «Непосредственно образовательная деятельность „Чаепитие в Мытищах“» размещена в разделах

•Развивать познавательный интерес к народному творчеству родного края, к

окружающему миру.

•Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о

ближайшем предметном окружении.

• Приучать детей слушать стихотворения, загадки.

• Развивать творческие способности детей в играх.

• Способствовать развитию любознательности.

• Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со

сверстниками во всех видах деятельности.

• Воспитывать у ребят уважительное отношение в общении с близкими и

сверстниками.

• Формировать интерес к здоровому образу жизни.

Словарь:

Пополнить словарный запас детей словами: мыт, волок, мытная изба, родниковая

водица, утолить жажду, водопровод, Троицкий тракт, Троице-Сергиева лавра,

самовар, чаепитие, чаек, чаинка.

Виды детской деятельности :

игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская,

восприятие художественной литературы, двигательная.

Материалы и оборудование:

•Картина В. Г. Перова «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», детская работа

«Чаепитие в Мытищах», фотографии старинных самоваров, Жостовский поднос,

дидактическая игра «Узнай и собери».

Предварительная работа:

знакомство с историей возникновения г. Мытищи и традицией Мытищинского

чаепития; чай – его история и культура чаепития; знакомство с историей

возникновения самовара и его назначением; знакомство с разнообразными видами

Жостовских подносов; рисование декоративных элементов, изображенных на

подносах; знакомство с литературой по теме; разучивание игр.

Содержание образовательной деятельности детей

I. Актуализация знаний

- Ребята, сегодня нас ждут занимательные игры, мы узнаем много интересного. Но, чтобы все удалось, нам нужно выполнить несколько правил: соблюдать тишину, внимательно слушать и не перебивать друг друга.

1. Беседа о г. Мытищи

Стихотворение – загадка о городе Мытищи.

- Ребята, помогите мне отгадать загадку.

Что за город есть на свете?

Лучший город на планете.

Средь садов растут дома,

Золотятся купола.

Родниковая водица

Так и бьется из землицы.

Ожерелье из озер,

Из цветов живой ковер.

Там такая красотища,

А зовется он –. Мытищи.

- Да. Это наш любимый город.

- Мытищи – это большой современный город, с многоэтажными домами, ухоженными улицами, в нем много удивительных мест.

- А какие интересные места в нашем городе вы знаете?

Ответы детей: Ледовый дворец, автостанция, парк, театры, памятники знаменитым людям, детские сады, школы.

- Это наш город сегодня.

2. Беседа о прошлом г. Мытищи

Курсивом в тексте выделены вопросы для детей.

- Но у города Мытищи древняя история. Здесь когда-то протекала полноводная река (какая) Яуза. По ней проходил торговый водный путь из Москвы. Но часть пути приходилось преодолевать по суше. Корабли перетаскивали (как) волоком. На таком волоке и возникло селение Мытищи. В начале волокового пути стояла мытная изба, здесь за провоз товаров брали пошлину (как она называлась) «мыт». От этого слова и пошло название нашего города (какое) Мытищи. Издавна славилась чистая, вкусная родниковая мытищинская вода. Давно царица Екатерина II в районе Мытищ, утолила жажду в одном из многих родников. Вода ей показалась очень вкусной. И она издала указ провести из Мытищинских родников водопровод до Москвы.

- Для чего нужна вода человеку?

Ответы детей.

- Вы правильно ответили. Человек не может жить без воды. Мы с вами почти полностью состоим из воды. Нам нужна вода и для того, чтобы ее пить.

А еще из нее можно заварить вкусный чай.

3. Игра «Чайничек»

Чайничек Пальцы вместе. Руки идут навстречу друг другу, описывая круг.

с крышечкой, Ведущая ладонь рассекает воздух параллельно земле.

Крышечка с шишечкой, Большой палец вверх, остальные сжаты.

Шишечка с дырочкой, Большой палец вниз, остальные сжаты.

В дырочку пар идет. Указательный палец описывает круги, рука идет вверх.

Пар идет Указательный палец описывает круги, рука идет вниз.

В дырочку, Большой палец вниз, остальные сжаты.

Дырочка в шишечке, Большой палец вверх, остальные сжаты.

Шишечка в крышечке, Ведущая ладонь рассекает воздух параллельно земле.

Крышечка в чайнике. Пальцы вместе. Руки идут навстречу друг другу, описывая круг.

Наливаем. Одна рука собирает пальцы в чашечку, другая как будто наливает чай.

Друг друга угощаем.

II. Новый материал

Дети сидят за столами

1. Демонстрация детской работы «Чаепитие в Мытищах»

- Посмотрите, какую интересную работу выполнили ребята нашего детского сада.

- Что хотели нам рассказать дети?

Ответы детей.

- Да. Ребята собрались за чаепитием в детском саду, в Мытищах. На столе самовар, угощение.

2. Картина В. Перова «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»

- А вот другая картина.

- Что делают люди на этой картине?

Ответы детей.

- Происходит чаепитие в разное время, но в одном и том же месте – в Мытищах.

- Эту картину написал русский художник В. Перов давно. И называется она «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы».

- Мытищи расположились на дороге, которую раньше называли Троицкий тракт. В те далекие времена со всей православной России шли в Троице-Сергиеву Лавру на богомолье. Шли бедные и богатые, нищие и церковнослужители. Путь от Москвы до лавры был не близким. Поэтому многие останавливались в Мытищах на отдых.

Были в селе и трактиры, и постоялые дворы. А летней порой гостеприимные мытищинцы выставляли на столы кипящие самовары прямо в тени лип и берез и зазывали прохожих на чаепитие. Вот такой эпизод из жизни села в те далекие дни отразил художник.

- На этих картинах чаепитие проходит в разное время, но в одном и том же месте - в Мытищах.

- Пить чай в Мытищах считалось хорошим тоном из-за необычайно вкусной воды в источниках на территории Мытищ.

III. Знакомство с атрибутами чаепития

1. Беседа о самоваре и Жостовских подносах

- Итак, мы видим, что непременным участником чаепития был самовар.

Какое интересное слово: самовар. Оно состоит их двух слов: «сам» и «варит», т. е. кипятит и нагревает воду. Сейчас самовары электрические. А раньше топили самовар сосновыми шишками, в него добавляли угли из печи, раздували самовар, нагревали и кипятили воду.

Самый лучший в мире самовар изобрели в России.

Посмотрите, какими разными были самовары.

Дети рассматривают фотографии старинных самоваров.

Они были красивы, а еще и «музыкальны». Перед закипанием самовар начинал петь. И песня его, подобно песне сверчка за печкой, придавала особый уют чаепитию.

Но прежде, чем подать на стол его ставили на поднос. Это делали того, чтобы угли из поддувала и капли горячей воды из крана не попадали на стол. Особую славу приобрели подносы с яркими цветами жостовской росписи. Жостовские железные подносы, с неповторимыми цветами — символ России и наша гордость. Именно у нас в Мытищинском районе в деревне Жостово, такие подносы с давних пор расписывают умелые художники.

Демонстрация иллюстраций Жостовских подносов.

2. Игра «Узнай и собери»

- А теперь мы поиграем.

- Будем собирать посуду для чаепития. Каждый возьмет по одной части. Из частей составляем предметы. На столе — предмет розового цвета, а на этом — черного.

Подведение итогов игры.

Что у нас получилось?

Ответы детей: самовар и поднос.

В чем же мы завариваем вкусный, душистый чай?

Верно. В заварочном чайнике.

Но наши чайники разбились. Давайте их соберем.

Задание выполняем в паре. Работайте вместе, дружно. И у вас все получится.

Дети, работая в парах на столах, собирают чайники.

IV. Традиция чаепития

Дети проходят за столы

1. Беседа о чаепитие

- С появлением самовара родился добрый обычай – чаепитие.

От каких двух слов оно образовано?

Чай и пить, т. е. питье приготовленного чая.

- Словарь: чай, чаек, чаевничать, чаинка, чайник, чайное, чайный, чайница.

- Вся семья собиралась за столом с кипящим самоваром. Считалось, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела. А еще пели песни, рассказывали сказки, отгадывали загадки.

2. Загадки

- Отгадайте загадки.

• Сверху дыра, снизу дыра

В пузе блестящем клокочет вода,

А середине как будто пожар,

Дали названье ему - …самовар.

• Цветом жёлт и ароматен.

В чай кладут и чай приятен.

Только очень кислый он.

А зовут его … лимон.

• Круглые, как солнышко

Тесто льют на донышко.

Так румяны и сытны

Наши русские … блины.

• Ножки четыре, а шляпок одна.

А поместилась большая семья.

Чай пить пришел –

Садишься за …стол.

• Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем

Разделю ребятам всем.

Заплатите рублик

И купите … бублик.

V. Заключительная часть

1. Игра

За чаем не только обсуждали новости, отгадывали загадки, но и играли.

Давайте, и мы с вами поиграем в игру «Самовар».

Воспитатель объясняет детям правила игры.

Обручи — это чайные домики. Идем вокруг домиков. На слова «Быстро место занимай» - встаем в домик. Кто остался, тот выбывает из игры.

Слушайте внимательно и повторяйте за мной.

Самовар, самовар,

Самовар гостей собрал.

Ты на чай не опоздай,

Быстро место занимай.

Кто остался — отдыхай,

За другими наблюдай.

Убирается один обруч. Игра повторяется снова, пока не останется один участник.

Кто остался – тот хозяин,

Угощай нас вкусным чаем.

И с медком, и с сахарком,

И с душистым крендельком.

Победитель получает угощение для всех ребят.

VI. Итоги занятия

Ребята, вам понравилась наша встреча?

Что запомнилось?

Где проходило чаепитие?

А трудности возникли?

После занятия дети отправляются в группу на чаепитие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Программа «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,

М. А. Васильевой,– М. : Мозаика-Синтез, 2010.

2. Методические рекомендации к программе «Воспитания и обучения в детском саду» / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика-Синтез, 2007.

3. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»/ Князева О. Л., Маханева М. Д. – СПб: Детство-Пресс, 1998.

4. Программа «Наследие». Патриотическое воспитание в детском саду/ Новицкая М. Ю. - М. : Линка-Пресс, 2003.

5. Аникин В. П. «Живая вода» : Вступительная статья / / Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. – М., 1987.

6. Аникин В. П., Гусев В. Е., Толстой Н. И. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. - М. : Худож. лит. 1991.

7. Колисниченко Л. В. Чай. Чайные традиции и церемонии в разных странах. – М., АСТ, 2004.

8. Маслова Л. В., Стукалова Е. А., Самборенко Л. Ф. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – М. : АПК и ППРО,2005.

9. Некрылова А. Ф. Круглый год (Русский земледельческий календарь).– М., 1991.

10. Похлебкин В. В. Чай, его история, свойства и употребление. – М., 2004.

11. Разина Т. М. Русское народное творчество. – М., 1970.

12. Русские пословицы и поговорки. – М., 1988.

13. Рыженков Г. Д. Народный месяцеслов. – М. : Современник, 1991.

14. Семенов В. М. Все о чае и чаепитии. Новейшая чайная энциклопедия. - М., 2006.

Публикации по теме:

Непосредственно-образовательная деятельность «Старая сказка по-нашему» Непосредственно-бразовательная деятельность" Старая сказка по-нашему" На интерактивной доске в зоне свободного творчества иллюстрации сказки.

Непосредственно образовательная деятельность «Мы рисуем солнышко» Цель: использование приёмов работы, материалов и оборудования в соответствии с решением творческой задачи, через рисование акварельными.

Непосредственно-образовательная деятельность по пластилинографии «Портрет Снеговика» Цель: Развитие творческих способностей и мелкой моторики у детей через использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность «Увлекательный мир кожи» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №86 Приморского района Санкт-Петербурга Непосредственно.

Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП «Повторялка» НОД по формирование элементарных математических представлений «Повторялка» Задачи: - закрепить умение работать в парах; - закрепить счет.

Непосредственно образовательная деятельность по конструированию «Теремок» Непосредственно образовательная деятельность по конструированию «Теремок» Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию.

Непосредственно образовательная деятельность «Подарки Мойдодыра» Цель:Формировать понимание важности заботы о собственном здоровье. Задачи: Обучающие: Совершенствовать умения различать и называть предметы.

Непосредственно образовательная деятельность «Путешествие в зоопарк» Цель : развиваю умение называть и узнавать животных, образовывать названия детёнышей при помощи уменьшительно ласкательных суффиксов. Работать.

Непосредственно образовательная деятельность «Дикие животные» Непосредственно образовательная деятельность Тема: «Дикие животные» Выполнила: воспитатель МДОАУ «Детский сад №3 «Тополек» И. Н. Смолдырева.

Непосредственно-образовательная деятельность «Экскурсия по волшебному городу» Тема: Экскурсия по волшебному городу (старший дошкольный возраст) Программное содержание: 1. Закреплять знание о числовом ряде, геометрических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Непосредственно образовательная деятельность «Чаепитие в Мытищах»
Опубликовано: 2 сентября 2018 в 16:39
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД