Елена Ерыкалина
Непосредственно-образовательная деятельность по формированию целостной картины мира «Так наши деды и прадеды жили!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Красноборский детский сад «Колосок»
Непосредственно – образовательная деятельность по формированию целостной картины мира с применением презентации
«Так наши деды и прадеды жили!»
(Старшая группа)
Подготовила воспитатель
Ерыкалина Е. Г.
с. Красный Бор
2014 г.
Формирование целостной картины мира.
(Старшая группа)
Цель: Формирование интереса к русской народной культуре к быту предков.
Обогащение словарного запаса детей.
Задачи:
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность по формированию целостной картины мира „Так наши деды и прадеды жили!“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Познакомить с новыми словами и объяснить их смысл и значение.
Наглядно продемонстрировать быт русских крестьян.
Воспитывать уважение к предкам и русской народной культуре.
Формировать представление о жизни русского крестьянина.
Оборудование: презентация, кукла на руку, пластилин, доски для лепки, стеки.
Ход непосредственно – образовательной деятельности :
Воспитатель (на руке кукла в русском народном сарафане).
Ребятки сегодня к нам на занятие пришла гостья. Ее зовут Февронья. И пришла она к нам не просто так, а рассказать как жили раньше наши деды и прадеды.
Ребятки, скажите, пожалуйста, в какой стране мы с вами живем? (Ответ детей). Молодцы, а как наша родина называлась раньше, давным – давно, когда правили как в сказках князья и цари? (Ответы детей) Раньше наша родина называлась не Россия, как сейчас, а Русь. Народ называли не россиянами, а русичами. И конечно жизнь наших прадедов сильно отличалась от нашей жизни.
Далее рассказ ведется от имени Февроньи.
Да, ребятушки мои посмотрела я где вы сейчас живете, посмотрела какой у вас детский сад и удивилась. Сейчас многие из вас живут в многоэтажных домах, в квартирах. Многие живут в собственных домах и все они из кирпича, блоков, плит – каменные одним словом. А раньше на Руси простые люди их называли – крестьяне, жили только в деревянных домах, которые сами украшали резьбой. Вот как они выглядели.
(Слайд № 2)
Мебель наших прадедов тоже сильно отличалась от современной мебели. Она была массивная, крепкая, чтобы как можно дольше служила. Из мебели в доме была крепкая кровать, на которой спал глава семьи, лавки, стол.
(Слайд № 3)
Остальные члены семьи могли спать на лавках, на полках. А самых маленьких деток качали спать в люльках.
(Слайд № 4)
Наши предки очень много трудились. Магазинов раньше не было и все, что нужно для жизни они делали сами своими руками: ткали ткань, делали посуду очень много трудились на земле, потому что именно «матушка» земля наших прадедов кормила.
(Слайд № 5)
Это гончарный круг, вращая его при помощи ног прадеды из глины делали посуду: кувшины, крынки, тарелки, горшки. Если изготовленной посуды было много, то ее несли на базар (это современные магазины) и продавали, а на вырученные деньги, что - нибудь покупали.
(Слайд № 6)
Это жернова с помощью них наши предки мололи муку из зерна.
Тракторов тогда тоже не было и землю обрабатывали при помощи лошади и вот таких приспособлений: плуг, борона.
(Слайд № 7)
(Слайд № 8)
- Ребятки, как вы думаете, что это такое? (Ответы детей)
Это огромное колесо – колодец, с помощью него наши предки добывали воду, т. к. водопровода тогда еще не было. И за водой, чтобы она дома была нужно было сходить, да еще и повращать это огромное колесо.
(Слайд № 9)
Ой ребятки а знаете в какую игру любили играть крестьянские дети? (Ответы детей) Это салки. Давайте я и вас научу играть в эту интересную игру. Игра – разминка «Салки». Молодцы, какие вы быстрые и ловкие, прямо как крестьянские дети. А вы хотите еще узнать про жизнь прадедов, тогда садитесь на стульчики. Смотрите и слушайте дальше.
Вот так выглядел дом богатого крестьянина. Их звали зажиточные.
Он мог иметь уже 2 этажа. И был более просторный.
(Слайд № 10)
Обстановка в доме тоже отличалась от обстановки в доме простого крестьянина. Кровать уже имела постельные принадлежности. И ткань зажиточные крестьяне ткали на ткацком станке.
(Слайд № 11)
Кухонную посуду в те времена называли – утварь. И обязательно в каждом доме был самовар, из которого пили чай.
(Слайд № 12)
Обязательно в каждом доме в углу были расположены иконы, которые красиво украшались и держались всегда в чистоте.
(Слайд № 13)
Еще один признак богатства – беленая русская печь. Обычные крестьяне не могли себе позволить беленую печь.
(Слайд № 15)
Машин, как и много другого, что есть сейчас у нас у наших предков тоже не было, а передвигались они на лошадях с повозками, летом и санями, зимой.
(Слайд № 16 – 17)
А долгими зимними вечерами наши предки занимались разными ремеслами. Например: резьба по дереву. Именно резьбой были украшены все дома на Руси.
(Слайд № 18)
И конечно плетение лаптей. Так как раньше единственной обувью были лапти.
(Слайд № 19)
Вот так жили наши деды и прадеды. Много трудились на земле. Все, что нужно было для жизни, делали сами: ткали ткань, шили одежду, изготавливали разнообразную посуду. Занимались ремеслами: вырезали по дереву, плели лапти, плели корзины из лозы и бересты, и многое – многое другое.
Интересной была жизнь наших прадедов?
Ну что ж все что я знала я вам рассказала, а теперь мне пора. До свидания!
Воспитатель:
Ну что ребятки, понравился вам рассказ Февроньи? (Ответ детей)
Тогда скажем ей все вместе спасибо!
А теперь я вам предлагаю сесть за столы и вылепить, что нам сегодня показала и рассказала Февронья.
(Самостоятельная работа детей)
Материалы используемые для презентации – личный фото – арх