Зинаида Петрова
Непосредственно-образовательная деятельность по ОО «Познание» для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Образовательные:
-Закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле.
- Рассказать детям, как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, прежде чем мы его съедим:
Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека (слайд 1)
- Закрепить названия профессий людей, которые производят хлеб.
Воспитательные:
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность по ОО „Познание“ для детей старшего дошкольного возраста „Хлеб“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые выращивают и изготавливают хлеб.
Развивающие:
Словообразование: хлеб – хлебороб, трактор – тракторист, комбайн – комбайнер, пшеница – пшеничный хлеб, рожь - ржаной хлеб, овес - -овсяная каша, кукуруза – кукурузные хлопья.
- Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
- Активизация и обогащение словаря: земледелец, механизатор, хлебороб, комбайнер, агроном, страда, урожай.
Предварительная работа:
- Чтение рассказов про хлеб и стихотворения Ю. С. Ждановской «Нива»; составление кратких рассказов по сюжетным картинкам; рассматривание картин: И. Машкова «Снедь московская. Хлебы», И. И. Шишкина «Рожь»,
Материалы:
- Репродукции картин И. И. Шишкина «Рожь», Г. Г. Мясоедова «Жатва», М. К. Клодта «На пашне»; слайды.
- Рисунки, фотографии с изображением различных хлебобулочных, кондитерских изделий (выпечка).
Ход непосредственно образовательной деятельности.
- Какое время года изображено на картине? (Ответы детей) (слайд 2)
- Весна. Весной выехали в поле …трактора. Ими управляют…трактористы. А чтобы трактор исправно работал, за ним следит, ремонтирует его механизатор. Трактора…пашут землю. К нему прицепляют плуг, он пашет землю (плуг переворачивает землю); если прицепить борону (борона – это орудие, похожее на большие грабли со стальными зубьями, он рыхлит (разрыхляет, боронует) ее (слайд 3)
Только после этого земля готова к посеву. Если прикрепить сеялку, сеет зерно в землю. Раньше это делали вручную: по полю шел человек, и рассыпал зерно (показывать как это делали). Сейчас зерно сеют машины.
Все лето колоски тянулись к солнцу, наливаясь зерном (слайд 4)
Вот хлеб созрел, колоски пожелтели. Пора их косить. Ребята, а вы знаете, что раньше это делали ручной косой или серпом. Все мужчины выходили в поле и с утра до ночи косили хлебные колосья. А женщины вязали снопы, складывали их в высокие скирды (слайд 5) А сейчас, ребята, как вы сказали урожай убирают комбайны. Управляют ими…комбайнеры. Комбайн выполняет сразу много видов работ: большими острыми ножами он срезает колосья, косит их. Внутри комбайна есть молотилка. Она освобождает зерна от колосьев. И вот зерно сыплется в кузов грузовой машины, а солома упаковывается в брикеты и остается на поле. Потом и ее уберут – на корм и подстилки домашним животным.
- Куда отвозит зерно шофер, кто из вас знает? (Ответы детей).
- Правильно, шофер зерно отвозит в элеватор (большое зернохранилище). А с элеватора его везут на мельницу. Там из зерна сделают муку (слайд 6)
- Кто работает на мельнице?
- Мельник или мукомол.
Потом только мука отправится на хлебозавод, в пекарню. На хлебозаводе из муки делают тесто и пекут из него булки, плетенки, караваи, буханки (слайд 7)
- А вы знаете, почему хлеб бывает разный – черный и белый, сладкий и обычный?
- Правильно, потому что делают его из разной муки. Черный хлеб пекут из ржаной муки, а белый – из пшеничной.
Сладкие булочки тоже делают из пшеничной муки, только в тесто добавляют побольше сахара.
- Ребята, я вам предлагаю поиграть в интересную игру. Будьте очень внимательны. Прочитаю я вам стихотворение И. Лопухина. Если услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки. Если же он не из муки – стойте тихо. Готовы? Начинаем!
«В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетенки, и ватрушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем,
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено, и помадка…
Называйте, не стесняйтесь,
Выбирайте, угощайтесь!»
- Ребята, вы для себя сделали, наверно, вывод. Как много людей трудятся для того, чтобы мы каждый день ели свежий хлеб. Вот почему, ребята, я всегда говорю вам: «Хлеб надо беречь! Во время еды им не балуемся». Это настоящее богатство нашего народа и нашей страны. Хлеб всегда считался главным блюдом на столе: в старину без него и за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен.
Еще недаром в народе есть такая пословица: «Не трудиться – хлеба не добиться»!
- Ребята, а вы знаете, какой длинный путь проделывает хлеб, прежде чем попасть к нам на стол?
- Издавна богатый, хороший урожай хлеба был для людей радостью, счастьем. Потому что хлеб давал жизнь. И на сбор хлебного урожая – на жатву – люди выходили с песнями. Конечно, работа эта была нелегкой, утомительной, но все же радостной.
Посмотрим на эти картины. Здесь изображены хлебные поля – большие, просторные, почти бескрайние. По каким признакам мы понимаем, что урожай действительно большой, богатый? Обратите внимание, как художники изображают хлебное поле : одним цветовым пятном, видны только некоторые колосья. Почему? Потому что хлебные колосья растут так густо, что отдельный колосок различать трудно (слайд 10)
На этих картинах, вы видите, землю пашут сохой с лошадью, спелые колосья косят вручную, косами. Так и было раньше, почти 100 лет назад (слайды 8 и 9) А сейчас урожай собирают…комбайны. Посмотрите, вот на этой иллюстрации комбайн. У него впереди острые ножи, которые срезают колосья, внутри комбайна – молотилка, которая отделяет зерно от колоса, сзади – бункер для соломы, по транспортеру зерно подается наверх, а оттуда уже попадает в кузов грузовой машины.
Вот эту сцену сбора урожая я и предлагаю вам сейчас изобразить. Всю поверхность вашего листа займут хлебное поле и голубое небо. В поле нарисуйте комбайн и грузовик. Конечно, они не будут работать сами по себе. Поэтому за рулем машины должен быть…шофер, а за рулем комбайна (его называют штурвалом…комбайнер.
Рисование часть 2
При рисовании помочь проанализировать, из каких составных частей состоят сельскохозяйственные машины, с помощью каких геометрических фигур их можно изобразить.
Обсуждение работ – составление рассказов по рисункам
По окончании работы воспитатель просит детей рассказать о рисунках.
План рассказа:
- Когда начинали работу по уборке хлеба? (Ранним утром, работа не прекращалась всю ночь).
- Кто за штурвалам комбайна? (Дети могут придумать комбайнеру имя, перечислить его заслуги и т. п.)
- Какое настроение у людей, убирающих хлеб?
- Как они работают?
- Куда отвозит зерно с поля шофер?
- Каков дальнейший путь этого зерна (пшеницы, ржа, ячменя, овса? Что с ним происходит дальше и что получают из них и какую пользу приносят? (Короткие исторические рассказы о них) (слайды 11,12,13,14).
- Каким должно быть наше отношение к хлебу? И т. д.
Итог занятия.